Модульное обучение способствует саморазвитию студента
В Талдыкорганском высшем политехническом колледже внедрена система модульного обучения. Она предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности обучения как для студентов, так и для педагогов.
В последнее десятилетие модульная система обучения актуальна в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Актуальность и своевременность внедрения модульного обучения – веление времени.
В соответствии с современными представлениями, под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа.
Методологическая основа модульного обучения – психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
В колледже модульное обучение является целостной структурной единицей для получения информации, деятельности, процесса, или организационно-методической основой. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому такое обучение можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности и темпу программу обучения.
Основополагающее понятие обсуждаемой темы – образовательный модуль. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.
Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов является требованием к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в других учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
В рамках одной дисциплины модули осуществляют комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и осваивания компетенции, что приводит к повышению мотивации обучающихся. Модульное обучение способствует саморазвитию студента, творческой активности, поиску нового материала, причем на каждом занятии.
Преподаватель специальных дисциплин
Талдыкорганского высшего политехнического колледжа
Жанар Алсеитова