Как создать эффективный коллектив в школе: эмоциональный интеллект
При работе в команде ключевым навыком, пожалуй, следует назвать эмоциональный интеллект – именно он поможет определить, куда двигаться дальше и как выстраивать коммуникации.
Хочу поделиться с вами своим главным открытием в работе с различными коллективами. Оно в корне изменило мои подходы в работе с людьми и построении эффективных команд. Особенно, мне кажется, навык эмоционального интеллекта будет полезен в среде учителей, он позволит установить более тесное сотрудничество для обмена опытом и решения задач, стоящих перед школой и образованием в целом.
Наверняка, ранее вы уже слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ) – способности (навыке) распознавать свои эмоции и контролировать их, а также читать эмоции других людей и адекватно отвечать на них. Важен при это не только эмоциональный интеллект лидера коллектива, но и коллектива в целом. Именно развитый совместный ЭИ отличает эффективный коллектив от всех остальных.
Почему так важен эмоциональный интеллект коллектива?
Эмоциональный интеллект всей группы коллег определяет, куда будет двигаться коллектив, к каким целям стремиться, как будут проходить обсуждения проблем и поиск решений, с каким настроением будут приходить на встречи и педсоветы члены коллектива. Стоит отметить, что группа людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта необязательно будет и сама представлять собой коллектив с высоким совместным ЭИ. У каждого коллектива свой характер.
Индикаторы низкого уровня ЭИ в коллективе:
- Члены коллектива не смотрят на того, кто выступает. Говорящий обычно смотрит «в никуда» либо на лидера;
- Члены коллектива легко отвлекаются на внешние раздражители, технологии и прочее; Члены коллектива постоянно перебивают друг друга;
- Когда кто-то делится своей идеей, а первая реакция коллектива – несогласие и скептицизм;
- Постоянно увеличиваются вопросы по организации собраний; Отдельные члены коллектива постоянно переводят обсуждение в другое русло, которые никак не соотносятся с повесткой собрания;
- Члены коллектива придираются к словам друг друга и постоянно атакуют позиции других;
- Один из членов коллектива может уйти среди собрания из-за несогласия, особого мнения или эмоционального состояния;
- Перекладывание вины за проблемы в организации на сторонние силы – родителей, администрацию, власти района;
- В обсуждениях часто затрагиваются сферы, на которые члены коллектива не могут повлиять;
- Личное мнение одного из членов коллектива воспринимается как правда.
Индикаторы высокого уровня ЭИ в коллективе:
- Когда один из коллег выступает, он устанавливает зрительный контакт с остальными членами коллектива. Другие пересказывают идеи своими словами;
- Каждая новая идея вызывает любопытство у коллектива;
- Вы слышите комментарии вроде: «Я высказал все, что хотел. Теперь я хочу услышать мнение коллег на этот счет»;
- Члены коллектива проявляют эмпатию друг к другу и людям вне коллектива; Обсуждения сфокусированы на поиске решений;
- Члены коллектива стараются поддержать других, когда видят их плохое состояние;
- Члены коллектива дают обратную связь в конце обсуждения, чтобы уточнить, что все высказали свое мнение и определились с порядком действий;
- Юмор используется, чтобы разрядить ситуацию и повысить настроение коллектива и отдельных его членов;
- Каждый ищет и находит оптимистичные вещи в своей работе;
- Члены коллектива ценят вклад друг друга в общее дело.
Какую еще пользу получает коллектив?
Коллективы с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны следить за настроениями отдельно взятого коллеги и корректировать его по мере надобности. Такая «корректировка» может исходить не от лидера – в подобном коллективе каждый имеет право влиять на настроения, развитие диалога и взаимодействие между членами коллектива.
Как правило, такие «корректировки» члены коллектива воспринимают с пониманием и не чувствуют дискомфорта. Каждый член коллектива с высоким ЭИ приветствует размышления, наблюдения и предложения по улучшению рабочих процессов и взаимоотношениям внутри коллектива. Когда один из коллег начинает «тянуть» одеяло на себя, другой может сказать: «Хорошо, Александр! Мы поняли твой аргумент, ты считаешь такой подход верным и обязательно постараемся его внедрить. Мы рады услышать твое мнение, давай теперь узнаем, что могут добавить твои коллеги». В коллективе с высоким ЭИ Александр улыбнется, сядет на свое место и станет слушать мнения коллег.
Понятие об ЭИ и его развитие в коллективе может значительно улучшить обмен мнениями и упростить принятие решений. Однако цель его развития совсем не в том, чтобы все чувствовали себя хорошо и избегали конфликтов. Коллективу необходимо развивать ЭИ, чтобы вовлечь каждого в обсуждение и решение школьных и методических проблем.
Источник: gazeta-pedagogov.ru