Как сделать школу успешной

В обществе часто обсуждаются вопросы, связанные с успешностью системы образования и качеством обучения школьников. Учителя и школы ищут подходы, которые могли бы поддержать эффективное преподавание и помочь каждому ученику стать успешным. Одним из таких подходов является Исследование урока.

Исследование урока – актуальная мировая тенденция современного образования, направленная на непрерывное профессиональное развитие учителей. Педагогические кафедры крупнейших мировых университетов, готовя будущих педагогов, включают в программу обязательное участие студентов в Исследовании урока. Университеты сотрудничают со школами, выступая в роли внешних экспертов, помогая учителям проводить исследования.

Подход Исследование урока является одной из инноваций современного образования Казахстана. Впервые он был представлен учителям в 2012 году в рамках уровневых программ повышения квалификации, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Несмотря на то, что прошло не так много времени с того момента, как учителя впервые узнали о данном подходе, уже имеются результаты, свидетельствующие об успешном внедрении Исследования урока в практику казахстанских школ.

В 2006 году была учреждена Всемирная Ассоциация Исследования Урока (World Association of Lesson Study/WALS), которая проводит ежегодные конференции в странах Европы и Азии. Участники конференций – профессора педагогических кафедр университетов, учителя школ, студенты педагогических специальностей, методисты, работающие с учителями. С 2016 года Казахстан также вошел в число стран-участниц Ассоциации. Этот факт открыл перед системой образования Казахстана новые перспективы. Появилась возможность сотрудничества с мировыми лидерами в области образования, такими как Япония, Китай, Сингапур и другими странами, доказавшими успешность имеющейся образовательной политики. Кроме того, конференции подобного масштаба предоставляют неограниченные возможности для обмена опытом, что является особо ценным в условиях обновления содержания образования. Тренеры Центра педагогического мастерства и учителя Назарбаев Интеллектуальных школ с 2015 года являются участниками конференций Всемирной Ассоциация Исследования Урока.

С 3 по 6 сентября 2019 года конференция WALS проходила в Амстердаме. Делегация Центра педагогического мастерства приняла активное участие в работе конференции, представив опыт реализации Исследования урока в общеобразовательных школах через участие в международном симпозиуме, в формате презентационных сессий и мастер-классов.

Тренеры рассказали о том, как выстроен процесс исследования урока в казахстанских школах, какие преимущества выделяют учителя, использующие данный подход, и с какими трудностями сталкиваются. Демонстрируемый опыт Казахстана получил высокую оценку со стороны представителей Кембриджского университета и Национального института образовательной политики Японии. Каждая презентация, симпозиум и мастер-класс нашей делегации заканчивались обсуждением, обменом мнений, вопросами, подтверждающими живой интерес к изменениям в области образования, происходящими в нашей стране.

Интересными были выступления участников конференции из разных стран. Большинство спикеров говорили о том, что Исследование урока положительно влияет на практику обучения и преподавания, а именно помогает учителям обмениваться опытом, работать в команде, обогащать знания о подходах и методах в обучении, больше узнавать о том, как учатся школьники.

Системное использование Исследования урока в школах повышает вовлеченность школьников в процесс обучения, улучшает учебные достижения детей.

Также отмечались и трудности, которые возникают у учителей при проведении исследований. Это нехватка времени, сопротивление. Значителен тот факт, что в большинстве случаев успешных практик отмечалась роль фасилитатора как важный фактор для поддержки учителей в исследованиях и приобретении уверенности в важности своих действий. Эти особенности подхода Исследования урока и его влияния также выявлены и в казахстанских школах.

Отличительной особенностью использования подхода Исследования урока во многих странах является сотрудничество школ с высшими учебными заведениями. Так, например, в Голландии, Дании, Бельгии действует программа U-Talent как одно из направлений обучения студентов университетов в сотрудничестве со школами/учителями, в том числе обучение использованию подхода Исследование урока.

Многие выступающие отмечали, что Исследование урока содействует развитию культуры школы, которая является одним из условий успешности национального образования. Культура школы поддерживает лидерство учителя, позволяя учителям принимать решения в отношении школьной политики, внедрять изменения в жизни школы и не бояться брать на себя ответственность за последствия, быть, в полном смысле этого слова, патриотами своей школы. Так, например, профессор университета Флориды (США) Мотоко Акиба представила проект внедрения Исследования урока в 130 школах региона (1). Проект был начат в 2010 году и поддерживался национальным грантом, выделенным школам. В 2016 году действие гранта было приостановлено. Но те школы, которые уделяли большое внимание развитию школьной культуры, остались в проекте и, благодаря своему энтузиазму, высокому уровню ответственности и готовности проводить изменения, сделали Исследование урока неотъемлемой частью непрерывного профессионального развития учителя. Педагоги школы участвовали в Исследовании урока не потому, что получили указания «сверху», они действительно осознали, что данный процесс улучшает их практику преподавания и результаты обучения.

Один из дней конференции включал в себя визиты в школы и университеты Голландии. Наша делегация побывала в школе Farel College и Университете города Утрехта.

Общение с педагогами школ и университетов, обсуждение вопросов организации и использования подхода Исследование урока и обучения ему студентов позволило ближе познакомиться с практикой профессионального обучения и развития в Голландии.

В школе Farel College участники конференции узнали об удивительном примере высокой степени приверженности учителей школе. Семь лет назад, по результатам проверки чиновников департамента образования, школа оказалась под угрозой закрытия, поскольку показатели успеваемости учащихся были невысокими. Для того, чтобы не допустить закрытия школы, учителя взяли на себя дополнительную нагрузку, не получая при этом надбавки в заработной плате. 

Например, учитель биологии, получая оклад за 25 академических часов в неделю, взяла дополнительные 22 часа, чтобы проводить индивидуальные занятия с отстающими учащимися. Ее примеру последовало большинство педагогов школы. Кроме того, учителя стали практиковать Исследование урока. Благодаря энтузиазму педагогов, кропотливой работе за два года школе удалось не просто выйти из разряда отстающих, но и закрепить за собой статус лучшей школы региона.

Также интересен опыт адаптации пятиклассников, которые впервые приходят обучаться в Farel College (обучение в школе начинается с 5-го класса). Первую неделю учебного года весь учебный день для учащихся проводят специальные занятия, на которых предлагают игры и задания, способствующие снятию тревожности и объединению детей в классный коллектив.

Подобные примеры являются убедительным доказательством того, что современный учитель может и должен влиять на политику своей школы, не бояться действовать и принимать решения, уметь брать на себя ответственность и заботиться об успешности каждого ученика.

Таким образом, участие в Международной Ассоциации Исследования Урока WALS позволяет узнавать не только опыт национальных систем образования, но и, благодаря подобным встречам «лицом к лицу» с учителями, понимать, из чего именно складывается успешность образования в отдельных педагогических практиках и школах. Как сказал один из участников конференции: «Одно из условий успешности современного учителя – его стремление находиться рядом с учениками и чувствовать себя одним из них».

 

Лилия Журба,
тренер филиала Центра педагогического мастерства в г. Кокшетау

Елена Марченко, тренер филиала
Центра педагогического мастерства в  г. Усть-Каменогорск

Источники:

(1) Motoko Akiba “Sustaining Lesson Study through adaptation for system coherence”, Florida State University (WALS, 2019)/ Мотоко Акиба “Поддержка Исследования Урока через его адаптацию к единой системе”, Государственный Университет Флориды (WALS, 2019)

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий