Трансформация образования в Казахстане

В Послании Главы государства к народу Казахстана Токаева К.К. «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» сказано, что «наш путь развития получил признание во всем мире как казахстанская модель, или модель Назарбаева». При этом в Послании особое внимание уделено повышению качества образования и системе подготовки специалистов для реального рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хусаин ВАЛИЕВ, член Совета сенаторов при Парламенте РК,
доктор технических наук, профессор

Объективно оценить перспективу и главные тренды в образовании – залог развития страны на многие годы вперед. Поэтому в системе образования каждому государству необходимо решать комплекс задач – обучить и трудоустроить, а также постоянно повышать качество образования. Мало у кого вызывает сомнение, что в наше время надо готовить по профессиям, которых «еще нет» и которым, как не парадоксально это звучит, надо обучать.

Как известно, Казахстан официально присоединился к Болонской декларации ЕС и стал членом Европейской зоны высшего образования. В связи с этим, в данном направлении произошли большие изменения:

Во-первых. Проведено присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов. Во-вторых. Осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD. В-третьих. В вузах внедрена кредитная технология образования, реализуется программа двудипломного образования и дистанционное обучение. В-четвертых. Осуществляется разработка модульных образовательных программ в соответствии с Дублинскими дескрипторами, создана Национальная система квалификаций. В-пятых. ECTS – принятая система за основу зачетных единиц по академической мобильности студентов, на которую государство выделяет большие финансовые средства. В-шестых. Внедрены программы обучения как минимум на трёх языках. Количество университетов в стране, участвующих в международном рейтинге вузов, постоянно растёт. В-седьмых. Для содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования в стране созданы аккредитационные агентства.

Кроме того, программа TEMPUS, реализованная под эгидой ЕС, оказала существенное влияние на систему образования в стране. В настоящее время она сменилась на программу ERASMUS+, направленную на дальнейшую модернизацию и устойчивое развитие в целом системы образования.

В скором времени государственные вузы страны трансформируются в некоммерческие акционерные общества (НАО), что расширит академические свободы и определит финансово-хозяйственную самостоятельность.

Несколько примеров из системы образования страны.

Первое. Уникальным экспериментом стал Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП). В нем в полной мере реализованы идеи, обеспечивающие успешное функционирование североамериканской модели образования. Иностранный руководитель, обучение на английском языке, офисная форма самостоятельной работы студента, привлечение видных учёных, партнёрство с рейтинговыми вузами, большая доля иностранных преподавателей, студенческие ассоциации, помощь в трудоустройстве – слагаемые успеха КИМЭП в национальном образовательном пространстве.

За время работы института прошли обучение более 12 тыс. человек, в том числе 4 тыс. магистрантов и докторантов. Порядка 15% студентов являются иностранцами из 35 стран мира. Работают более 100 преподавателей из 15 зарубежных стран. При этом около 30% докторских степеней защищено в Северной Америке, 20% – в ЕС, 15% – Великобритании.

Второе. Следующим шагом стала программа «Болашак (Будущее)» – международная образовательная стипендия Президента страны. Программа нацелена на зарубежную подготовку и стажировку кадров для приоритетных секторов экономики. Время действия программы показало, что уровень подготовки стипендиатов и их компетенции существенно отличаются в лучшую сторону от знаний студентов отечественных университетов.

За это время подготовлено порядка 10 тыс. специалистов. Большее число стипендиатов обучается в вузах Великобритании и Ирландии – 55%, США и Канады – 32%, Европы – 6%, Российской Федерации – 4%, Азии и Океании более 3,0%. В октябре прошлого года был проведен форум «Человеческий капитал – основа модернизации», посвященный 25-летию программы, объединивший представителей более 150 вузов из 40 стран мира.

Третье. Особое место в системе высшего образования занимает «Назарбаев университет» (80% зарубежные специалисты).

В нем в восьми школах ведется обучение – Школа инженерии (партнер – University College London), Школа наук и технологий, Школа гуманитарных и социальных наук (партнер University of Wisconsin-Madison), Высшая школа бизнеса (партнер – Fuqua Business School of Duke University), Высшая школа государственной политики (партнер – Lee Kuan Yew School of Public Policy of the National University of Singapore), Высшая школа образования (партнеры – University of Pennsylvania, Cambridge University), Школа медицины (партнер – University of Pittsburgh), Школа горного дела и наук о земле (партнер – Colorado School of Mines).

Назарбаев Университет является вузом исследовательского типа, поэтому большое внимание уделяется этому направлению. В университете действуют научные центры: Nazarbayev University Research and Innovation System, National Labortory Astana.

В National Laboratory Astana ведутся исследования по направлениям: персонализированная медицина и геномика, регенеративная медицина и долголетие, глобальное здравоохранение, биология, биомедицина, физика, химия, материаловедение, информационные технологии к разработкам эффективных форм энергии и рационального использования ресурсов.

Эффективно функционируют лаборатории: Advanced Robotics and Mechatronics Systems Laboratory (ARMS Lab), Astana Lаboratory for Robotic and In-telligent Systems (ALARIS), Laboratory of Medicinal and Molecular Electrochem-istry (LAM Group), Advanced Materials Research & Laser Technologies (AM-RELAT) Laboratory, Bioinspired Microelectronics Systems Group.

Сегодня Назарбаев Университет – флагман образовательной системы страны, а его опыт распространяется в другие университеты. Он стал образцом современного менеджмента в образовании и науке, а также одним из эффективных участников инновационного прорыва государства.

Четвертое. В стране создана система подготовки будущих студентов для данного вуза, путем организации в каждом регионе «Назарбаев Интеллектуальные школы» с высоким уровнем требований к учащимся. Учебные программы школ построены и сертифицированы по международным критериям.

Пятое. Важным этапом в развитии высшего образования стала программа индустриально-инновационного развития страны (ГПИИР). Образовательные программы разработаны в партнёрстве с ведущими мировыми вузами и отечественными предприятиями – участниками программы индустриализации. Вузы ГПИИР, получившие заказы на подготовку специалистов, полностью удовлетворяют заявленные кадровые потребности государства. Лаборатории, созданные по этой программе, стали основой для фундаментальных, технологических исследований и коммерциализации проектов.

Шестое. Интернационализация и создание образовательного пространства «без барьеров» – глобальный тренд. Программы академической мобильности, обмен студентами и сотрудниками – составляющие данной стратегии. При этом ключевыми критериями являются партнерские связи. Каждый вуз-участник программы становится хабом – ступицей, к которой тянутся связующие спицы с другими университетами. При этом своего рода трансформерами становятся образовательные программы, собираемые из отдельных блоков-модулей.

В зависимости от потребности работодателя они могут кардинально меняться. Модули, в свою очередь, органично вписываются в учебные программы любых направлений, форм и уровней образования.

При этом наиболее важным аспектом для успешного обучения в университете и будущей карьеры является информационная грамотность. Она поможет студенту стать аналитическим и творческим пользователем информации для эффективного обучения в вузе и решения профессиональных задач после его окончания. При этом необходимо думать и планировать «информационные потребности» – искать идеи для развития и формирования новых идей, объединяя их, чтобы создать, в конечном счете, свою собственную идею.

С учетом выше сказанного, в рамках интернационализации, как предложение может стать создание международных кластеров на базе образовательных и научных школ вузов разных стран. На первом этапе предлагается создание «виртуального» университета по прорывным направлениям подготовки инженерных кадров с «объединением» вузовских структурных подразделений (кафедра, факультет, школа) одного направления. Интегрирующими элемен-тами станут согласованная стратегия развития образования, единая комплексная система стандартов и нормативной документации. При этом представляется целесообразным включить в структуру кластера НИИ, технологические производства и организации бизнеса.

При этом будут создаваться условия для синергетического эффекта в системе образования и науки, коммерциализации проектов и поликультурного духовного развития.

Кроме того, такое объединение вузов явится фактором сближения сферы высшего образования, послужит основой интеллектуального и духовного развития молодежи новой формации, которые станут, например, носителями «евразийского» менталитета.

При реализации такого проекта для его выхода на глобальный уровень необходимо будет определиться с юридическими вопросами, обеспечив его правовыми нормами на межгосударственном уровне.

Следует сказать, что в системе трансформации образования показателен опыт работы ряда отечественных вузов, в первую очередь Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, Казахского национального исследовательского технического университета им. Каныша Сатпаева, Национального педагогиче-ского университета им. Абая.

Как немаловажное событие можно отметить проведенную в конце 2018 года международную Конференцию по образованию QS-Wharton Reimagine (CША, Сан-Франциско). Reimagine Education – это глобальный конкурс, поощряющий инновационные подходы, направленные на улучшение качества обучения студентов и возможности их трудоустройства.

На конференции 1184 новатора в сфере образования из 39 стран представили свои проекты в 16 номинациях и более чем 150 инновационных решений. Динамические демонстрационные сессии перемежались с основными докладами лидеров и дискуссиями на актуальные темы. Также были проведены интерактивные панели, мастер – классы, встречи с инвесторами и консультантами, церемонии награждения, отметившие самые инновационные и масштабные проекты в рамках по сути глобальной конкуренции.

В Reimagine Education были организованы встречи с педагогами, руководителями вузов и информационных служб, учредителями и инвесторами, ведущими работодателями, журналистами и влиятельными лицами.

Вот некоторые проекты, вызвавшие большой интерес участников. Это проект профессора Гарварда Майкла Санделя, который открыл миру свой невероятно популярный класс «Справедливость».

В своем классе «Справедливость» профессор использует Интернет и iPad в качестве видеокамер для связи студентов Гарварда со студентами из Японии, Китая, Бразилии и Индии.

Это не первый случай, когда Сандель предлагает интерактивный класс для более широкой аудитории. В 2009 году он создал телесериал на основе своего класса в сотрудничестве с бостонской телевизионной станцией WGBH. В прошлом году им разработана глобальная программа с видео-связью со студентами из Гарварда, Шанхая и Токио, которая затем транслировалась по японскому телевидению NHK. Урок Санделя – сенсация в Интернете – более 12 млн. просмотров на каналах iTunes и YouTube.

Идея создать глобальную классную комнату появилась после того, как «Справедливость» стала доступна в онлайн-режиме. Следующим шагом, сказал Сандель, было желание «пообщаться со студентами, которые слушали курсы со всего мира, чтобы это могло быть опытом взаимного обучения». Новые технологии «убирают дистанцию из дистанционного обучения. Теперь мы можем пригласить фактически весь мир в класс Гарварда. … Это делает технологию инструментом взаимного обучения».

К этому же, например, представитель Гарварда Мэтт Сандерс сказал, что он был счастлив провести часть своего дня в классе, чтобы услышать от сокурсников в четырех часовых поясах предложения. «Просто захватывающе иметь новую перспективу, находясь в комнате … вы можете отправиться в самые разные места. Мы можем слышать, что чувствуют студенты и соглашаются ли они с вами, или наоборот. Это действительно классно!»

Кроме того на конференции был представлен проект виртуальной лаборатории Labster, который предлагает студентам практический курс. В виртуальном 3D режиме они разбираются со сложными конструкциями, на молекулярном уровне с процессами в химической технологии и многое другое.

Исследования показывают, что студенты учатся практически вдвое больше, когда традиционные лекции дополняются возможностями виртуальных лабораторий Labster. В них студенты работают как бы с «реальными» объектами, благодаря использованию, в том числе, трехмерной анимации.

Виртуальные лаборатории не ограничены временными и стоимостными ограничениями обычной лаборатории. Это означает, что студенты могут экспериментировать с самым современным лабораторным оборудованием в безопасной учебной среде и проводить эксперименты, которые, как правило, невозможны в традиционном курсе лекций.

ACCES Employment – объединение студентов, компаний и преподавателей на основе проектного обучения, которое встраивает реальные отраслевые проекты в учебную программу высшего образования. Это помогает естественно интегрироваться в общий рынок труда, связывая работодателей с квалифицированными специалистами и создавая прочную сеть сотрудничества с партнерами.

Основные принципы сообщества: мы ценим и уважаем уникальность каждого человека, включая наших клиентов, наших работодателей, наших партнеров по сообществу и нас самих. Мы стремимся предоставить каждому человеку превосходное обслуживание клиентов и исключительное качество обслуживания клиентов. Мы стремимся уважать индивидуальные различия и быть доступными для всех, кому мы служим. Мы предоставляем прозрачные, высококачественные услуги и достигаем результатов, которые измеримы и несут финансовую ответственность.

Наши услуги адаптированы к потребностям наших клиентов, сообществ и работодателей.

Мы работаем вместе для достижения наших целей и уважаем вклад других, как в рамках ACCES Employment, так и с нашими заинтересованными сторонами. Мы постоянно прислушиваемся к нашим сообществам, клиентам, работодателям и другим партнерам, чтобы постоянно совершенствоваться. Мы ищем новые, инновационные и творческие возможности, чтобы стать передовой организацией.

Мы гибки и принимаем изменения, постоянно адаптируясь к возникающим потребностям и возможностям в динамичной среде. Мы ориентируемся на действия, результаты и установление новых стандартов качества.

Наряду с этим, для казахстанской системы образования также может быть использован практический опыт трудоустройства – Academic search (система поиска работы).

Ключевым фактором, определяющим успешность поиска, является продуманная организация работы бок о бок с клиентом, чтобы установить конкретные цели и разработать операционные рекомендации, которые помогут структурировать весь процесс.

Каждый поиск начинается с анализа учреждения, в течение которого консультанты тратят много времени на изучение отличительной истории, культуры, сильных сторон и проблем этого учреждения. Консультанты встречаются с основными заинтересованными сторонами, включая попечителей, преподавателей, студентов, сотрудников, выпускников и лидеров сообщества, внимательно выслушивая их пожелания и потребности.

Создается широкая сеть для поиска лучших кандидатов на местном, национальном и глобальном уровнях. Заявки отправляются непосредственно в Академический поиск и хранятся затем на защищенном веб-сайте. Доступ к нему имеет только поисковый комитет, который оценивает заявки, чтобы по-мочь ему сузить круг кандидатов для проведения собеседований, называемых «Нейтральные интервью на месте» (НСИ).

НСИ на сайте может проводиться лично или посредством видеоконференций в соответствии с пожеланиями поискового комитета. В случае, если комитет выберет такой способ, как Skype или BlueJeans, сотрудники Академического поиска обеспечат материально-техническую поддержку.

После собеседований и отбора финалистов будет проведено более глубокое собеседование с проверкой биографических данных, ученых степеней, званий с последующим назначением на соответствующую должность.

В целом стратегическим ориентиром современного мира, жизнеспособности в целом нации является подготовка кадров новой инновационной формации.

Специалист настоящего и будущего должен быть профессионалом, уметь распоряжаться большим объемом информации с использованием IT-технологий. Быть универсалом, знать несколько языков. Быть готовым учиться всю жизнь, работать при необходимости на стыке профессий и быть готовым менять ее по несколько раз в течение жизни.

Потому в перспективе на рынке труда будет совершенно другая ситуация. Будут востребованы специалисты-интеллектуалы, а место работников низкой квалификации – займут роботы. Рынок труда ощутит нехватку кадров нового поколения, способных управлять современной сложнейшей техникой. Потому специалистам всех уровней предстоит обучаться «в течение всей жизни». При этом внедрение цифровой индустрии заставит общество готовить кадры опережающими темпами для реальной действительности будущего.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий