Роль исследования “lesson study” для качественного обучения учащихся и становления компетентного учителя

Бекболатов Бауыржан Сәрсенұлы, учитель физики Назарбаев Интеллектуальной Школы города Нур-Султан.

Центральным аспектом в данном исследовании являлись ученики и подходы которые я, как учитель применял на уроке физики и сотрудничал в команде по исследованию “lesson study”. На уроках для наблюдения в качестве наблюдателей участвовали команды учителей разных предметных групп среднего и старшего звеньев. После каждого урока проходило обсуждение урока учителями с точки зрения выбора подходов обучения учащихся. Учителя коллаборативно разрабатывали план урока основываясь на результатах предыдущих уроков и готовились к применению своих знаний на уроке. Также, для качественного исследования, в конце каждого урока учитель проводил рефлексию о пройденной теме для учащихся с целью дальнейшей работы по улучшению качества проводимых уроков и академического прогресса учащихся.

Данная работа внесла свой вклад в развитие педагогической практики учителей и положительно повлияла на академическую успеваемость учащихся. Это было наглядно видно при взаимопосещении уроков коллег, обмене мнениями, анализе проведенных уроков с учителями, а также рефлексии самих учащихся о пройденной теме.

Учителя должны развиваться в школьной культуре и системе, развивать свою профессиональную деятельность (Pillen et al. 2012) и разрабатывать свои подходы к обучению с целью эффективного преподавания.

Исследования показывают, что слаженно организованная программа профессионального развития, включающая высококлассных школьных наставников, положительно влияет на успешный рост профессионализма учителей. Такой программой поддержки учителей является “lesson study”.

Для слаженной работы по “lesson study” между учителями создаются команды чтобы способствовать профессиональному развитию как начинающих учителей, так и их более опытных коллег (Luft 2001). Поскольку основное внимание на уроке по “lesson study” уделяется на учащегося и на процесс его обучения, поэтому ожидается, что урок будет сильно способствовать развитию педагогических знаний учителей (Cerbin and Kopp 2006).

“Lesson study” был основан в Японии (Isoda 2007, Saito 2012). Он имеет характер эффективного профессионального развития, в котором учителя активно участвуют как в процессе, так и в результатах исследования. Основное внимание уделяется содержанию урока, и в частности для учащихся, изучающим этот контент, это происходит в течение длительного промежутка времени, в течение которого существует согласованность между пошаговыми действиями учителей. (Garet, et al. 2001, Penuel, et al., 2007). В “lesson study” учителя в команде выбирают тему урока, планируют урок “lesson study”. Один учитель проводит исследовательский урок в то время как другие учителя наблюдают за учениками в классе для того чтобы в дальнейшем обсудить результаты своего наблюдения.

Рисунок 1. Цикл “Lesson Study” (Stepanek et al. 2007).

Результаты исследования показали, что в течение всех циклов Lesson Study учителя приобрели знания и навыки в отношении конкретных компонентов педагогической компетенции, в частности по следующим выводам:

  • О роли учителя: вовлечение учащихся в интенсивный учебный процесс и меньшей сосредоточенности на объяснении содержания темы. Подготовка к уроку означает выбор и планирование этих интенсивных подходов к обучению.
  • В отношении стратегий обучения: объяснение содержания членам каждой группы учащихся и согласование с ними ответов к заданиям для дальнейшей работы в группе (стратегия: ученик – ассистент).
  • По отношению понимания учащихся: изменение порядка преподавания повлияло на вовлеченность учащихся в процесс обучения, а также на их понимание концепций, поскольку они тратили больше времени на изучение содержания. В роли наблюдателей, которыми являлись учителя, отмечали, как работают ученики, с какими проблемами они сталкиваются и как они пытаются их решить. Учителя также заметили различия в темпах и в понимании концепции темы предмета, это привело к принятию дифференцированного обучению учащихся, что дало в конечном итоге положительный результат в плане улучшения академической успеваемости учащихся а также образованию более опытных учителей в сообществе школы.

В целом, каждый элемент урока согласно диаграмме “lesson study” (см. Рисунок 1) порождает конкретные шаги и в то же время обучение и становление опытного учителя (Cerbin and Kopp 2006, Dudley 2013, Nami et al. 2016). Во время совместной работы над уроком члены команды по “lesson study” обсуждают ход урока. Очень важно чтобы опытные преподаватели вносили свой вклад при разработке урока, поскольку годы практики говорят о высокой компетенции в отношении преподавания и изучения конкретной темы (Van Driel et al 1998).

Наблюдения во время урока показывают, как ученики принимают урок и что они изучают. Обсуждение результата уроков, с акцентом на положительные результаты обучения, выявляют связь между преподаванием учителя, активностью и процессом обучения учащихся.

Бекболатов Бауыржан Сәрсенұлы,
учитель физики Назарбаев Интеллектуальной Школы города Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий