Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в период дистанционного обучения

Начало нового учебного года ознаменовано началом нового этапа у всех участников образовательного процесса. 2020-2021 учебный год тем волнительней, что начинается в непривычном для нас формате. Да, мы немного ему научены за период четвертой четверти, но для многих, в том числе первоклассников, пятиклассников, выпускников и их родителей данный период вызывает тревогу, а в дистанционном режиме тем более. Помочь справиться с тревожностью, беспокойством и многими другими проблемами призвана психологическая служба организации образования.

Целью деятельности психологической службы является сохранение психологического здоровья обучающихся, воспитанников, создание благоприятного социально-психологического климата в организациях образования и оказание психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
При дистанционной форме обучения акцент фокусируется на следующих задачах:

  • определение уровня психологического здоровья и самочувствия;
  • формирование здоровья и жизненных навыков;
  • определение уровня рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения обучающихся;
  • осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся, воспитанников;
  • информирование учащихся, родителей (законных представителей), педагогов;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам;
  • профилактика эмоционального выгорания, сохранения психологического благополучия и снижения рисков.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской направлениях.

При дистанционной форме обучения психологическая служба осуществляет свою деятельность в нескольких направлениях.

Информирование – памятки, рекомендации психолога для учащихся, родителей (законных представителей), педагогов о способах и формах помощи, которую они могут получить от педагога–психолога, а также рекомендации всем участникам образовательного процесса. Все рекомендации в виде красочных буклетов, небольших видео, в форме памяток. Доступные, лаконичные, четкие. Педагог-психолог может информировать учащихся и родителей путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджер WhatsApp (Ватсап), смс-сообщения, размещения в социальных сетях. Информация содержит полное имя (Ф.И.О.) и контакты педагога-психолога (номер телефона, эл.почта, адрес в социальных сетях).

Информация также должна содержать альтернативные возможности получения помощи и поддержки.

Консультативная деятельность учащихся, родителей (законных представителей), педагогов по запросам (лично и посредством необходимых технических средств: телефонных звонков/ видео-, аудио – звонков в социальных сетях, SKYPE – по необходимости). Консультативное направление может быть индивидуальным и групповым, по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими; оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Проводятся диагностические мероприятия на определение уровня психологического здоровья и самочувствия, на определение уровня рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения обучающихся, на определение профессиональной ориентации, по запросу;

Коррекционно-развивающие занятия направлены на гармонизацию интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся, воспитанников и педагогов, на формирование здоровья и жизненных навыков, оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; детям, подвергшимся насилию; организация тренингов на формирование коммуникативных и жизненных навыков, занятий на профессиональное самоопределение, на коррекцию конфликтных межличностных отношений.

С целью эффективного взаимодействия родителей и педагогов, имеются интерактивные платформы, нацеленные помочь и родителям и педагогам в непростой период обучения. Это YouTube канал «Региональные тренера»; элктронная почта psihologiakmola2020@mail.ru (пароль SAMOPOZNANIE2020). На данной почте размещены рекомендации детям и подросткам, родителям (законным представителям) и педагогам; YouTube канал управления образования «Inform Bilim»; официальные сайты управления образования aqmoedu.kz и учебно – методического кабинета управления образования Акмолинской области oumk.aqmoedu.kz 

Также осуществляет свою деятельность веб – сайт Республиканского научно – практического центра психического здоровья (совместно с ЮНИСЕФ и МОН РК) https://covid-19.mentalcenter.kz/

Педагоги – психологи участвуют в образовательном процессе, наряду со всеми другими преподавателями, куда входит и участие в онлайн – совещаниях, и работа с документацией, и разработка самого различного материала, в том числе и учебного и многое – многое другое. 

В период дистанционного обучения педагоги – психологи занимаются самообразованием и повышением квалификации. Размещают публикации разработок и статей, участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, повышают квалификацию, посредством дистанционных курсов повышения квалификации.

Педагоги – психологи формируют методическую базу для работы в период дистанционного обучения, ведут работу во всех интернет – платформах, делятся опытом в сообществах психологов, как района, так и области.

Основной категорией деятельности педагогов – психологов является конфиденциальность, потому функциональные обязанности педагога – психолога не распределяются на других сотрудников. Деятельность педагога – психолога сложная, многоэтапная, требующая отдачи не только физической, но и моральной. При всем при этом, у педагога – психолога всегда должны находиться силы и время для творческого самовыражения и способа прийти на помощь. Перед нами: учителями, родителями, детьми и всеми другими участниками образовательного процесса ставится огромное количество задач. В одиночку, даже при наличии высокой квалификации, огромного желания и сил, справиться очень сложно. Только во взаимодействии, только консолидируясь, мы сможем реализовать самую главную нашу задачу – сделать ребенка самодостаточным, жизнестойким и счастливым.

Инара Ермуханова,
методист воспитательного отдела учебно-методического кабинета управления образования Акмолинской области, педагог-психолог

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий