Штрихи прошлого…

..Учитель в селе – это был чуть ли не бог и царь. Конечно, современные учителя не могут похвастаться таким почитанием и уважением.

Я помню себя примерно лет с трех-четырех. Когда шебутные сестры мои закрывали меня с двоюродными племянниками в маленькой столовой, усаживали за низкий круглый стол, а дверцы кухонного шкафчика или тумбочки, легко снимаемые при надобности, служили доской. Где самозваная учитель лет восьми выводила буквы и цифры, заставляя нас повторять. Так старшие учили грамоте меня, моих младших брата и сестру, племянников. Но мы всегда норовили сбежать, и нам часто это удавалось до тех пор, пока сестры не додумались повесить доску на дверь столовой.

Мне было лет пять, наверно, когда отец принес мне тоненькие, пахнущие свежим типографским шрифтом яркие книжечки. И первая из них, которую я взяла в руки, была «Золушка» Ш.Перро. Как сегодня помню. Зелененькая обложка с изображением принца в теневых тонах и яркий образ Золушки в пышном платье, с роскошными, разливающимися по плечам золотистыми волосами. Я читала все, что попадалось под руку: журналы, газеты, книги, если находила интересными. Даже журнал «За рулем», выписываемый отцом, или «Қазақстан әйелдері», номера которой не пропускала мать.

В 1975 году в июне младший брат осчастливил нашу семью своим появлением. И в это же самое время произошла стыковка космических кораблей СССР и США «Союз-Аполлон», о которой писали все правительственные газеты. А так как наш отец человек был политически подкованный и разносторонне любознательный педагог, то считал своим долгом обсудить сие событие на семейной вечерней собирушке. Это бывали редкие часы, когда в самой большой комнате, гостиной, мы собирались кто посмотреть телевизор, кто-то что-то мастерил, кто-то рукодельничал. Но как сейчас помню, как отец дал мне в руки газету «Правда» и велел прочитать статью о событии в космосе. Читала я, конечно, громко и выразительно. До школы оставался еще год.

Нет-нет, дома мы все говорили на родном языке, получали традиционное воспитание. Но родители наши были педагоги и поощряли, поддерживали знание языков, литературы, истории других народов. Но общались между собой только на родном языке. А если еще и дед присутствовал на семейных собирушках, то за общение на непонятном языке мог и огреть посохом.

…. Ярко светило солнце, проникая лучами в каждый уголок дома. Выглаженная форма и фартук висели на спинке стула. Но предстоящий праздник был испорчен навязчивой идеей старшей сестры постричь мне волосы. Опустим этот момент как неприятное воспоминание детства. Но зато я помню свою первую учительницу, высокую, дородную женщину с кудрявыми волосами, типичную советскую учительницу в костюме альма-матер и туфельках на каблучках-рюмочках.

Не буду вдаваться в подробности, как мы учились, как проходили уроки, чему учили, и ругать советскую школу за то, как они были пропитаны духом коммунизма. Но зато хочу вспомнить школу, которая была самой доброй и самой светлой, для меня во всяком случае.

Когда я пошла в 1 класс, в центре села стояла еще небольшая, одноэтажная низенькая школа, еще с «ленинскими» партами, покрашенными в зеленый цвет и скрипучими деревянными полами. Но всегда чистая и пахнущая известкой и свежей краской. В школу были три входа, однако же когда открывались все двери, дети бежали и вваливались гурьбой. Да так, что учителям и старшеклассникам приходилось перед началом занятий где-то малышей разнимать, кому-то одежду подправлять, чей-то ранец искать. При школе был небольшой интернат, куда со всех близлежащих отгонных участков, ферм, отделений совхоза, соседних сел привозили детей школьного возраста. С каждым годом численность населения росла, росло и количество учащихся. И вот в 3 классе мы переехали в большую (по тем меркам) трехэтажную школу, светлую, с большими окнами, просторными коридорами, оборудованную всякими учебными «прибамбасами», с огромным актовым залом и столовой. Ну и, конечно, спортивный зал и поле с разметками, ямками, воротами и целый зал спортинвентаря.

Вы думаете, что эту школу построило государство или министерство просвещения?! Нет, ошибаетесь. Это местная администрация совхоза приняла решение построить эту школу. Тогда так принято было. Директор совхоза, председатель сельского совета и другие «официальные» лица отвечали за обеспечение инфраструктуры села. А совхоз наш был не из бедных. Многочисленный и многонациональный.

Из класса в класс, из года в год школа менялась, росла, пополнялась новыми учениками и … замечательными учителями. Я о каждом учителе того времени вспоминаю с теплотой. Каждый, каждая из них достойны отдельного повествования. Иногда нас, современных учителей, я сравниваю с ними – из далекого прошлого. Так как мои родители были учителями, то мы имели удовольствие видеть их как на работе, так и в непринужденной обстановке, дома. Но не быт их собираюсь описывать. А то, как веселые, жизнерадостные, молодые мужчины и женщины, которые вечером своим разноголосьем, шумными танцами и веселым гомоном оживляли село, успевая при этом управляться с хозяйством задолго до темноты. В страду помогали совхозу в уборке сена, в сборе урожая, на элеваторе, а весной и летом – с посевом и окотом. А в учебный год преображались в строгих учителей: мужчины в костюмах с иголочки, залихватски завернутыми назад челками а-ля 60-х. Ну, знаете, как в американских вестернах 30-х или фильмах с Аль Пачино в главной роли. Женщины же в высоких шиньонах или с уложенной короткой стрижкой, подчеркивающем фигуру, но не броском платье или костюме, туфельках на невысоком каблучке. Целый день проводящие урок, вечером спешащие в дом культуры на хоровое пение или подготовку какого-нибудь мероприятия к очередному празднику. А то и участие в спектакле местного театра. И знаете, сейчас пишу и вспоминаю, что не могу вспомнить ни одной суетящейся или бегущей в школу учительницы. Возможно, они и были, но если не могу вспомнить, то значит они умели это скрыть.

Учитель в селе – это был чуть ли не бог и царь. Конечно, современные учителя не смогут похвастаться таким почитанием и уважением. Учитель в селе вообще, ну или почти, не обременял себя заботами о запасах сена для скота на зиму или подкормке, вроде пшеницы, овса. Вопросы топлива, вроде «где и какой уголь купить», вообще не возникали. Я, конечно, пишу немного наивные вещи, но посыл такой, что учитель почитался и всегда мог позволить себе обратиться напрямую к руководству совхоза с просьбой о поддержке. Уголь и сено выделял совхоз, электричество было бесплатное. Несмотря на это отец всегда контролировал расход электроэнергии и учил и нас бережливости. Благо вода была своя, во дворе колодец, вырытый еще дедом до начала строительства дома и переезда в конце 60-х.

Кстати, колодец периодически вычищался от мусора, «грязи», для чего дед раздевался до пояса, одевал высокие резиновые сапоги, обматывал себя вокруг пояса крепким арканом, вооружался инструментами и, медленно спускаясь все глубже и глубже, отмывал заилевшие «стенки» колодца из аккуратно обложенных камней, а затем, добравшись до дна, вычерпывал 40 ведер воды с песком вместе, открывая «глазницу» и очищая «от нечисти», чтобы в колодце снова поднялась чистая, прозрачная, пресная, «живая» водица. Когда вспоминаю этот ритуал деда по вычищению колодца, сразу думаю, что и сейчас бы не помешало применять ритуал вычищения в различных сферах жизни, в образовании тоже, в котором накопилось столько «мусора»…

Много воды утекло, многое изменилось. Сейчас в селе осталось мало народу. Школа стоит, но уже нет рядом детского сада, оглашавшего округу веселым гомоном неуемных ребятишек. Давно уже нет интерната, который служил на время учебного года кровом для сотен ребятишек. Нет уже многих учителей и воспитателей – педагогов, которых с теплом вспоминают до сих пор сельчане. Обучают в школе только на государственном языке, которое стало возможным одним волевым решением администрации школы при поддержке руководства села и отдела образования района. Когда в начале далеких 90-х, сразу после объявления независимости, несмотря на многонациональность населения все сельчане приняли как должное данное решение.

С тех пор и образование претерпело кардинальные изменения. И учителя уже продвинулись намного вперед в педагогических технологиях реализации обучения. Но воспоминания из прошлого напомнили опять программы развития образования, где одной из главных целей является преодоление разрыва между городом и селом. Где главными ценностями образования являлся человек – учитель и ученик. А насколько глубок этот разрыв?! И как создаются условия для обучения и развития?! Об этом в следующий раз…

Дана Рау

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий