Баязит Сатпаев: талант, востребованный в Казахстане и Китае

Баязит родился в 1860 г. в ауле Шынкожа Аягозского района. Его отец Сатбай Телшибекулы учился в медресе Ахмета Риза Семипалатинска и обучал начальной  грамоте сына. У купца Иванова, который дружил с Сатбаем, Баязит овладел русской грамотой. После смерти отца с 14 лет он работал у татарского предпринимателя. Но секреты мастерства в строительстве ему раскрыл в Семипалатинске знаменитый турецкий архитектор Абдулла Эфенди, который специально был  приглашен для строительства мечети.

Баязит Сатпаев. Личный архив Сатпаевой Нурзат Какитайкызы

Баязит был знаком с видными деятелями национально-освободительного движения «Алаш». Именно ему выпала честь провести весной 1918 г. ознакомление Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Раимжана Марсекова с достопримечательностями Зайсана, куда они прибыли перед отъездом в Чугучак. Ему было что продемонстрировать гостям! В  приграничном городе им были возведены гражданские, военные, торговые и культовые сооружения. Среди них Никольский православный собор и татарская мечеть, военная церковь и  казармы, таможня и добротные дома  татарских и казахских купцов.

Архитектурным шедевром своего времени и вершиной творчества Баязита Сатбаева является внушительный по своей красоте и абсолютно гармоничный памятник – мавзолей Зейнуллы, построенный в 1925 г. в знаменитой своими скифскими курганами Чиликтинской долине. Размеры мавзолея в плане – 9,7 х 5,6 м, высота – 7,9 м. Это единственный известный в Восточном Казахстане мавзолей с применением обожженного кирпича. По мнению специалистов, мавзолей имеет в плане ярко выраженную форму креста – уникальное  явление для мусульманского сооружения. Мавзолей Зейнуллы, выполненный с учетом достижений «кирпичного стиля» и модерна, является для своей эпохи своего рода аналогом мавзолею Айша-биби, «жемчужине» средневековой архитектуры. Это последняя работа мастера на родине.

В литературе встречаются две неверные даты ухода Баязита  в Китай: 1930 и 1933 г. Благодаря деятельности Госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий удалось обнаружить в Архиве Президента РК документ, который спровоцировал принятие решения о бегстве из страны. Это документ с грифом «совершенно секретно» на тонкой папиросной бумаге с потухающим текстом  – протокол закрытого объединенного заседания бюро Зайсанского райкома партии и комиссии Крайкома и Контрольной комиссии ВКП (б) «О  выселении из пределов района чуждого элемента и бывших коммунистов, о переброске руководящих работников в другие районы Казахстана» от 6 октября 1931 г. Некоторые из 13 выселяемых, «явно чуждых вредных антисоветских лиц», названы по национальности, другие  по должности и партийной принадлежности. Сатпаев указан в списке третьим как строитель-десятник РИКа, крупный бай Зайсанского района.

Не дожидаясь выселения, Сатпаев, рискуя своей жизнью и жизнью сына, нелегально перешел границу в районе Джеменей и обосновался в Алтайском округе, где жили его сваты по линии старшей дочери. Его семья бежала раньше, найдя приют в Тарбагатайском округе. Только лишь в 1934/35 г. Баязит смог воссоединиться с детьми в Коксу Дурбульджинского района Тарбагатайского округа.

В Китае у Баязита были не только сваты, дети, внуки, но и его прежние заказчики. Так, в 1915-1917 гг. по приглашению татарского купца Рамазана Чанышева он построил в Чугучаке мусульманскую гимназию и культовое здание с минаретами. По воспоминаниям его потомков, репатриированных на целину после кончины в апреле 1954 года  отца,  Баязитом были возведены в городе Сары-Сумбе (ныне – Алтай) здание советского консульства, больница, которая обслуживала граждан СССР, школа и дома для жителей. Благодаря заказам Баязита беженцы из советского Казахстана были обеспечены работой и заработком.

В общей сложности в двух государствах Баязит как архитектор-строитель возвел около 50 сооружений. Так, в зданиях в Зайсане (1894-го года возведения) и Чугучаке ныне располагаются историко-краеведческие музеи. Особенность и уникальность почерка зодчего состоит в сочетании национальных и культурных традиций разных народов, и фактически он выступает в этой роли как профессиональный архитектор. Благодаря Сатпаеву мусульманская архитектура как в гражданско-административном, так и в культовом строительстве зримо присутствует в современном Китае. И памятники исламского культового зодчества взяты в соседней стране под охрану государственных органов.

Но вернемся назад. Очевидно трудно было видеть Баязиту, как на его глазах варварски разрушаются его творения на родной земле. Большевики экспроприировали собственность купцов для нужд новой власти. Воинствующие безбожники в Зайсане добились закрытия мечети и  снесли минарет.

В Китае он возвел три мавзолея, даже более грандиозные, чем мавзолей Зейнуллы. Но во время «культурной революции» сохранились два: мавзолеи биев Омиртая Нашынулы (1843-1934) и Жаке Койтанулы (1833-1914). Однако последний  был разрушен, но затем все же восстановлен.

Мавзолей Зейнуллы, 0,5 км к северо-востоку от с. Жалшы. 1925 г. Фотография учителя Есбола Ризабекулы. г. Зайсан. 2021 г.

С начала 90-х годов прошлого столетия  и на протяжении 30 лет благодаря неутомимой творческой деятельности Сатпаева, по сути,  создан архитектурный облик города Зайсана, который гармонично вписан в природу и радует наш глаз и через 130 лет. Решением акима города Зайсана от 3 ноября 2005 г. бывшая центральная улица Ленина по достоинству  названа именем Сатпаева.

Благодаря подвижнической деятельности выпусника КазГУ, ученого-этнографа Ахмета Тохтабая в 1980 г. была впервые проведена полная паспортизация около 20 зданий, построенных в Зайсане по проекту Сатпаева. Более 400 уникальных фотографий тогда были сданы в институт «Казпроектреставрация» Министерства культуры Казахской ССР. Мавзолей Зейнуллы в 1982 г., мечеть Зайсана в 1985 г.  вошли в число архитектурных памятников республиканского значения и взяты под охрану государства.

Но сегодня вновь актуальна научная реставрация творений Сатпаева. Нет другого города в Казахстане, тем более в приграничной полосе, который буквально «напичкан и дышит» архитектурным наследием и историей градостроительства как дореволюционного, так и советского периодов.

 В публикациях ученых и в интернете встречаются такие характеристики Сатпаева, как «архитектор-самородок», «народный мастер», «первый среди казахов профессиональный архитектор дореволюционнного Казахстана», «знаменитый архитектор». И это в высшей степени справедливо, но все же недостаточно. Из-за большевистской политики преследования и репрессий,  тотального нарушения естественных, основных прав человека и гражданина Баязит Сатпаев, как и многие другие тысячи казахстанцев, потерял свою Родину, при переходе границы погибли его близкие. Надеемся, что разработанный Проектным офисом Госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий закон «О беженцах, покинувших территорию Казахстана в годы политических репрессий» будет принят Парламентом Республики Казахстан. Учитывая, что Баязит  начал свою карьеру архитектором-строителем, предлагается присвоить его имя колледжу строительства в Семее. Сегодня потомки Баязита Сатпаева – граждане Казахстана  и Китая. В их судьбах отразилась трагическая история ХХ века.

Кулгазира БАЛТАБАЕВА,
исполнительный директор Ассоциации выпускников  КазНУ им. аль-Фараби

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий