Жизнь человека – это Служение Богу, Человеку, Человечеству
Учительское звание – это звание миссионера. Свою Любовь и Доброту, Способности и Творчество, Время и Энергию, всего себя учитель посвящает школе. Сам характер деятельности требует от нас неистощимого терпения. Педагог Рачинский сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий».
Учитель – путеводная звезда человечества
…Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Один из апостолов вопросил: «Все ли учители?» Другой же предостерёг непризванных: «…Немногие делайтесь учителями…». То есть на призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. А самого Учителя можно сравнить с путеводной звездой Человечества.
Иметь призвание – значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему? Верным признаком дара учительства, его высокого служения является искренняя Любовь: к Богу, к Человеку, к Человечеству, к учительскому труду, а также радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.
Почему я выбрала профессию учителя? Моя мечта зародилась ещё в школьные годы. Все ребята из моего класса хотели стать артистами, космонавтами, моряками, юристами, врачами, инженерами. Я же мечтала стать учителем, как мой дед и моя мама. В одном из своих произведений Александр Грин написал: «Мечта разыскивает путь». Мечта моя сбылась: я стала учителем.
Школьная тропинка тянется, как узкая нить, среди сотен дорог. Но каждый год день ото дня я иду по одной знакомой дорожке, усыпанной жёлтой листвой, иду к детям… Я учитель русского языка и литературы… Как много ребят прошло через моё сердце за эти 30 лет! И до сих пор каждое утро по дороге в школу я мечтаю о том, чтобы моё учительское служение, в основе которого лежит божественная Энергия Любви, открывало каждому ребёнку не только чудесные тайны слова и потаённые тропы непростых писательских судеб, но и радость нашего совместного общения. Много лет тому назад я сделала свой выбор и ни разу об этом не пожалела. Свою профессию я выбирала по велению сердца: много было дорог впереди, но я хотела стать учителем.
На Востоке говорят: «У человека два колена. Одно, чтобы преклонить его перед врачом, другое – перед учителем». И это мудрая истина.
Любить детей и свою профессию
Служение учителя привлекает меня своей гуманностью и благородством. Я люблю свою профессию и предмет. Свою любовь я передаю детям, стараюсь заинтересовать их, побудить к совместному поиску, творчеству. Каждый раз, входя в класс, я вижу глаза детей, такие разные: у одних взгляд игривый и весёлый, у других – любознательный, у третьих – задумчивый. Их переживания становятся моими. Невозможно построить успешного обучения, не зная внутреннего мира ребёнка. Какому учителю он откроется? Наверное, такому, кто честен, кто живет по законам любви, добра и справедливости. Тому, кто навечно прописан в Стране Детства, тому, кто стал её Желанным и Почётным Гражданином.
Не каждый учитель способен легко и свободно переноситься в сложный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. В том и состоит искусство педагога, чтобы с высоты образованности и жизненной мудрости проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников к овладению знаниями, на добрые дела и поступки. Великая сила любви к детям является основой всей педагогической и воспитательной деятельности учителя. И потому я никогда не забываю простую, но важную истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Великая сила Любви к детям является основой Миссии учителя.
Когда я вижу, что дети рады встрече со мной, когда на перемене они не разбегаются, а увлечённо обсуждают мотивы поступков литературных героев, когда интересуются этимологией различных слов, когда работают над сложной темой научного проекта и говорят мне сокровенные слова: «Мы Вас Любим! Спасибо, учитель!», я понимаю, что это и есть самое настоящее учительское счастье! Я счастлива, что в моём педагогическом служении таких хороших «когда» очень много. Но самое главное – я вознаграждена любовью детей, их сердечным расположением, внутренней животворящей и укрепляющей радостью. Любимым учителем может быть только учитель любящий. «Учить и любить – явление милости Бога», – считала Е. И. Рерих.
«Миром правит Божественная Любовь, дорогой мой друг. Она движет всеми человеческими поступками, лежит в основе всех наших деяний», – говорит С. А. Назарбаева.
Украинский философ Григорий Сковорода в своей «философии сердца» большое значение придавал искренности педагога. На каждый урок я прихожу с улыбкой, со светлой душой. Это создаёт доброжелательную атмосферу, располагает к заинтересованному общению. Мне нравится, когда на моих уроках дети улыбаются, чувствуют себя счастливыми, когда они не боятся отстаивать свою точку зрения, творить, допускать ошибки, тогда, по моему мнению, они раскрываются.
Нет будней и однообразия в процессе созидания Человека! Ведь уроки русского языка и литературы – это не только встреча с прекрасным, но и первые детские открытия. Мы погружаемся в чарующий и таинственный мир слова, анализируем красивые поступки литературных героев, постигаем уроки жизни, человеческих отношений. Ребята понимают: совершая добрые поступки, человек никогда не совершит ничего плохого. Любовь и Добро, Отзывчивость и Чуткость, Доверие и Уважение – это не просто слова: эти качества действительно существуют. Их несут не только литературные персонажи, но и окружающие люди и, прежде всего, мы, учителя.
Для того, чтобы дети стали творцами и созидателями, чтобы они обладали такими прекрасными и высокими человеческими качествами, как Добродетельность, Добродушие, Вежливость, Доброе отношение и Доброе поведение, Заботливость, Чистосердечие, Справедливость, я провожу занятия добротворчества. Здесь мои воспитанники познают искусство зримого слова, в котором отражается весь мир, вся Вселенная.
Наш детский театр носит название «Гармония». Это маленькая, но счастливая Страна, в которой каждый ребёнок может стать Маленьким принцем. Потому что он может творить, сопереживать, вносить что-то новое, жить в своём необычном мире, совсем как герой сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери. Осуществляя путешествие в Страну Прекрасного, мальчишки и девчонки просто не смогут жить иначе, как по законам Гармонии, Любви и Добра, они постигают важнейшие общечеловеческие ценности: всё, что облагораживает, направляет на путь истины. И на этом пути восхождения мы всегда рады встрече с теми, кто становится нашими добрыми друзьями.
Я верю в своих учеников, верю в то, что, когда они вырастут, станут людьми, тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему прекрасному в окружающем их мире, самостоятельно мыслящими, способными к созидающему творчеству.
Я счастлива, что, открывая детям мир вечных ценностей, я через своё служение что-то познаю сама. Л. Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце».
Учить на собственном примере
Научить этому, не подкрепляя слов собственным примером, невозможно. Таким примером для ребят стала моя волонтёрская деятельность, которой я занимаюсь более 10 лет. Я являюсь зооволонтёром, то есть спасаю бездомных животных, помогаю им обрести дом и любящих друзей. Это дело стало частью моей жизни, моей души. И я очень рада, что мой пример воодушевил моих учеников и их родителей.
Они тоже заботятся о братьях наших меньших. Вместе мы ездим в приюты для бездомных животных, помогаем убирать вольеры, привозим корм. Ребята подкармливают бездомных кошек и собак, расклеивают листовки о пропавших питомцах, помогают найти новых хозяев; родители покупают корм, помогают из коробок мастерить тёплые домики.
Мои дети открыли для себя истину: не зря они потратили свои силы, не зря потратили свой день! Они снова и снова призывают людей быть ответственными, милосердными, не терять своих питомцев, не прогонять их на улицу, а быть добрыми и любящими! Посвящая этому свою душу и Любовь, они стараются жить в гармонии с окружающим миром.
Сегодня мои девчонки и мальчишки абсолютно уверены: чтобы быть волонтёром, необязательно вступать в официальную организацию, можно просто выйти на улицу и сделать доброе дело. И от этого чувства становится тепло на душе. Так же, как и от благодарного мурлыканья спасённой уличной мурки… А разве это не счастье – дарить счастье другим! Разве это не счастье – «…творить добро на всей Земле, творить добро другим на благо!»
«У каждого из нас свой путь, своя жизненная задача, но у всех есть одна общая обязанность: нести в душе немеркнущий свет Любви, быть Человеком! Через живущего с любовью в сердце человека Всевышний творит мир… Бог определил человеку главные задачи, которые ему следует решить в жизни: учиться и расти, и служить человечеству. Так давайте же честно выполнять свой долг перед Творцом. И ещё: давайте беречь, множить и дарить друг другу Любовь!» – призывает нас С. А. Назарбаева.
Нина Демина, учитель русского языка и литературы гимназии «Самопознание» Центра «Бөбек»
Загрузка...