Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Важное место в развитии мелкой моторики у дошкольников занимает мелкая ручная моторика. То есть, в частности, развитие мелкой моторики рук в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста дает гармоничный результат в работах, посвященных развитию речи ребенка, формированию навыков саморазвития, а также обучению письму.
На начальном этапе своей жизни можно наблюдать, как развивается мелкая моторика рук у ребенка, индивидуальные интеллектуальные способности. Считается, что у детей, которые не могут держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы и завязывать шнурки ботинка, слабо развита мелкая моторика рук. Таким детям очень сложно собирать разбросанные конструкторы, работать с пазлами, играть с мозаикой. Они отказываются играть с ровесниками, потому что понимают, что не успевают играть вместе. Такие дети плохо себя чувствуют в обстановке, и это состояние негативно сказывается на эмоциях и самооценке ребенка. Чем больше ребенок сможет контролировать свои пальцы, тем более напрямую от этого зависит его дальнейшее развитие. Наряду с мелкой моторикой рук у детей развиваются память и внимание, а также словарный запас.
Понятие мелкой моторики рук подразумевает движение пальцев и координацию суставов рук. Только маленький ребенок хочет двигаться, движение – это возможность познать мир. То есть, если движения ребенка точны и конкретны, то его разумное познание мира становится более глубоким. Изготовление мелочей своими руками – самая любимая детьми творческая работа. Такая работа развивает у детей воображение, мысли и мелкую моторику пальцев. Методика развития мелкой моторики рук очень эффективна в таких условиях.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики рук. Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за одно тело. В оболочке головного мозга имеется часть, определяющая двигательный характер. Треть коры головного мозга связана с двигательной способностью шейки руки, а речевая зона мозга расположена очень близко друг к другу. Поэтому, если у ребенка плохо развит палец, это влияет на способность ребенка говорить. В связи с этим ученые называют сустав шейки руки так же «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Для развития речи ребенка необходимо развивать не только речевой орган, но и мелкую моторику рук.
В своей работе в детском саду «Самопознание» мы с педагогами младших и средних групп определили следующие цели: развивать мелкую моторику и координировать деятельность рук с помощью различных движений у дошкольников.
В работе были поставлены следующие задачи:
– координация движений рук и глаз, ловкость рук, ритмика;
– улучшение мелкой моторики рук в суставах пальцев и рук;
– повышение общей двигательной активности;
– помочь сделать речевую функцию устойчивой;
– развитие воображения, логического мышления, свободного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
– создание эмоционально благоприятных условий в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата в своей работе использовала следующие виды деятельности:
– совместная деятельность педагога с детьми;
– индивидуальная работа с детьми;
– произвольные самостоятельные действия детей.
С целью развития мелкой моторики рук и координации движений использовались различные спосбы и методы:
– пальчиковый игровой тренинг;
– массаж суставов рук;
– пальчиковая гимнастика, тонизирующие моменты;
– пальчиковые игры;
– лепных работ из пластилина и соленой муки, природных материалов;
– мастер-классы: изготовление домиков, лодок, самолетов из бумаги;
– развитие графической моторики;
– рисование по трафарету;
– завершение рисунка (по принципу симметрии);
– лабиринты;
– дидактические игры;
– метод М. Монтессори;
– использование пазлов, мозаик.
Как говорил Сухомлинский: «Способности и детский талант – на кончиках пальцев. Затем появляются истоки творческой мысли. В то время как в движении рук ребенка должна происходить уверенность в средствах труда и смекалка, для этого необходимо взаимодействие творческих способностей мышления ребенка. Чем больше творческих способностей у ребенка, тем умнее приходит ребенок». Многие начинающие исследователи рекомендуют использовать игры на развитие пальчиковой моторики, освежающие моменты, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики. Т.А. Ткаченко сделал вывод, что введение упражнений в тонизирующий момент активизирует движения речевой зоны головного мозга, что позволяет корректировать речь ребенка. Некоторые ученые считают, что на развитие мелкой моторики рук большое влияние оказывают работы с счетными палочками и спичками.
В целом, мы можем отметить, что у наших детей в развитии мелкой моторики посредством игр улучшилась языковая речевая коммуникация. Использование элементов театрализации повысило интерес детей к познавательной и речевой деятельности. Также в своей практике в нашем детском саду педагоги регулярно использовали пальчиковые игры в организованной учебной деятельности, в упражнениях на тонизирование, а также в утренних упражнениях. В результате у детей значительно развились язык, подвижность и гибкость.
Альмира Исеева, воспитатель детского сада «Самопознание»
РГКП ННПООЦ «Бобек»
Загрузка...