Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Важное место в развитии мелкой моторики у дошкольников занимает мелкая ручная моторика. То есть, в частности, развитие мелкой моторики рук в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста дает гармоничный результат в работах, посвященных развитию речи ребенка, формированию навыков саморазвития, а также обучению письму.

На начальном этапе своей жизни можно наблюдать, как развивается мелкая моторика рук у ребенка, индивидуальные интеллектуальные способности. Считается, что у детей, которые не могут держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы и завязывать шнурки ботинка, слабо развита мелкая моторика рук. Таким детям очень сложно собирать разбросанные конструкторы, работать с пазлами, играть с мозаикой. Они отказываются играть с ровесниками, потому что понимают, что не успевают играть вместе. Такие дети плохо себя чувствуют в обстановке, и это состояние негативно сказывается на эмоциях и самооценке ребенка. Чем больше ребенок сможет контролировать свои пальцы, тем более напрямую от этого зависит его дальнейшее развитие. Наряду с мелкой моторикой рук у детей развиваются память и внимание, а также словарный запас.

Понятие мелкой моторики рук подразумевает движение пальцев и координацию суставов рук. Только маленький ребенок хочет двигаться, движение – это возможность познать мир. То есть, если движения ребенка точны и конкретны, то его разумное познание мира становится более глубоким. Изготовление мелочей своими руками – самая любимая детьми творческая работа. Такая работа развивает у детей воображение, мысли и мелкую моторику пальцев. Методика развития мелкой моторики рук очень эффективна в таких условиях.

Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики рук. Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за одно тело. В оболочке головного мозга имеется часть, определяющая двигательный характер. Треть коры головного мозга связана с двигательной способностью шейки руки, а речевая зона мозга расположена очень близко друг к другу. Поэтому, если у ребенка плохо развит палец, это влияет на способность ребенка говорить. В связи с этим ученые называют сустав шейки руки так же «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Для развития речи ребенка необходимо развивать не только речевой орган, но и мелкую моторику рук.

В своей работе в детском саду «Самопознание» мы с  педагогами  младших и средних групп определили следующие цели: развивать мелкую моторику и координировать деятельность рук с помощью различных движений у дошкольников.

В работе были поставлены следующие задачи:

– координация движений рук и глаз, ловкость рук, ритмика;

– улучшение мелкой моторики рук в суставах пальцев и рук;

– повышение общей двигательной активности;

– помочь сделать речевую функцию устойчивой;

– развитие воображения, логического мышления, свободного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

– создание эмоционально благоприятных условий в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата в своей работе использовала следующие виды  деятельности:

– совместная деятельность педагога с детьми;

– индивидуальная работа с детьми;

– произвольные самостоятельные действия детей.

С целью развития мелкой моторики рук и координации движений использовались различные спосбы и методы:

– пальчиковый игровой тренинг;

– массаж суставов рук;

– пальчиковая гимнастика, тонизирующие моменты;

– пальчиковые игры;

– лепных работ из пластилина и соленой муки, природных материалов;

– мастер-классы: изготовление домиков, лодок, самолетов из бумаги;

– развитие графической моторики;

– рисование по трафарету;

– завершение рисунка (по принципу симметрии);

– лабиринты;

– дидактические игры;

– метод М. Монтессори;

– использование пазлов, мозаик.

Как говорил Сухомлинский: «Способности и детский талант – на кончиках пальцев. Затем появляются истоки творческой мысли. В то время как в движении рук ребенка должна происходить уверенность в средствах труда и смекалка, для этого необходимо взаимодействие творческих способностей мышления ребенка. Чем больше творческих способностей у ребенка, тем умнее приходит ребенок». Многие начинающие исследователи рекомендуют использовать игры на развитие пальчиковой моторики, освежающие моменты, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики. Т.А. Ткаченко сделал вывод, что введение упражнений в тонизирующий момент активизирует движения речевой зоны головного мозга, что позволяет корректировать речь ребенка. Некоторые ученые считают, что на развитие мелкой моторики рук большое влияние оказывают работы с счетными палочками и спичками.

В целом, мы можем отметить, что у наших детей  в развитии мелкой моторики посредством игр улучшилась языковая речевая коммуникация. Использование элементов театрализации повысило интерес детей к познавательной и речевой деятельности. Также в своей практике в нашем детском саду педагоги регулярно использовали пальчиковые игры в организованной учебной деятельности, в упражнениях на тонизирование, а также в утренних упражнениях. В результате у детей значительно развились язык, подвижность и гибкость.

Альмира Исеева, воспитатель детского сада «Самопознание»

РГКП ННПООЦ «Бобек»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий