Научить любить природу с малых лет
В прямом эфире Фейсбука на странице «Самопознание «Бобек» я поделилась опытом работы по экологическому воспитанию как средству развития нравственности и духовности в дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанного отношения к окружающей природе.
В детском саду «Самопознание» мы большое место уделяем экологическому образованию и воспитанию дошкольников, формированию первичных представлений о живой и неживой природе, воспитанию гуманного, бережного отношения к миру природы.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, научить его смотреть и видеть, вслушиваться и слышать чудесные звуки Земли.
Воспитатели дают детям определение понятия, что природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки, природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег и чистый воздух.
Экологическое воспитание в детском саду «Самопознание» строится на понимании детьми и осознании влияния деятельности человека на природу. У детей развивается любознательность, познавательный интерес, стремление наблюдать за окружающим миром.
В детском саду проводятся беседы на нравственные темы: «Хорошо и плохо», «Давай дружить», «Что такое дружба», «Будь трудолюбивым», «Доброта в твоем сердце», «Волшебные слова» и др.
Чтобы повысить эффективность нравственно – экологического образования, в детском саду, мы используем различные формы и методы работы: ОУД, экскурсии, целевые прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, составление проектов с детьми и родителями.
Наблюдения за явлениями природы помогают детям понять, полюбить её. Нужно научить детей обращать внимание на разные явления, происходящие в природе (дождь, снег, гроза, радуга) и т.д.
В результате ежедневных наблюдений дети учатся выяснять причинно – следственные связи, задавать вопросы и искать на них ответы: почему идёт снег, почему он тает в руках, почему нельзя пить воду с талого снега и т.д. В каждой группе детского сада «Самопознание» создан уголок природы, где размещены растения и аквариумы. Дети с желанием ухаживают и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Помогают воспитателю менять воду в аквариуме. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку. Каждый наш дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Для этого в каждой группе имеется «Уголок экспериментирования», где с детьми ставятся различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?» и другие.
В работе с детьми активно используется метод проектов: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!», «Цветочный калейдоскоп», «Деревья на территории детского сада», «Животный мир Казахстана» и т.д. Интересно проходят экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Уроки доброты».
Воспитание экологической культуры и нравственных качеств: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группах имеется специальная библиотека, где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море», «Детская энциклопедия», рассказы и сказки о животных.
В подготовительной группе мы эффективно используем настольное устройство для садоводства -гидропонную установку, где дети выращивают различные виды полезной зелени. В основе работы лежит принцип гидропоники – выращивание растений без использования грунта. Родители воспитанников положительно отмечают использование подобной практики работы в детском саду, которая способствует экологическому воспитанию у подрастающего поколения, ответственности, самостоятельности.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению – это совместно организованные мероприятия, которые помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, они вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Родители принимают активное участие в различных экологических акциях: «Аллея добра», «Благодарим», «Покормите птиц зимой», «Огород», а также активно принимают участие в субботниках по уборке территории.
В своей книге «Жемчужины Самопознания» Сара Алпысқызы говорит: «Природа сама подскажет, что благоприятно росту и развитию, а что вред. Так будет происходить становление здорового человека, свободного в выборе своего пути. Это и есть воспитание своего духа, познание самого себя».
Елена Борисова, воспитатель детского сада «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»
Загрузка...