Проводя параллели к великому Абаю 

Великий просветитель Абай мечтал улучшить общество путем приобщения его к знаниям: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа», писал он в своем 25 Слове.

Только образованный человек сможет отличить добро от зла, увидеть новое, сравнить и применить для блага окружающих. Слова-назидания Абая звучат как гимн, призывающий к учению, накоплению знаний, они так философски глубоки и исторически важны, что даже сегодня в них можно провести параллель к основному вектору развития отечественного образования.

Актуальность вопроса качества образования не снимается с повестки дня. Нельзя не согласиться с прозвучавшей в обращении Президента К.-Ж.Токаева мыслью о том, что качество образования зависит напрямую от профессионализма учителя. Самым важным критерием для успеха в ходе воспитания личности является педагог. Место и роль учителя незаменимы в школе ни при какой реформе. Контактные уроки становятся первоосновой для появления устойчивого мотива у учеников к обучению. Неудивительно, что многие родители, отдавая своих детей в школу, ориентируются на учителя. Хороший учитель – это залог успеха школы в подготовке учеников. Данное утверждение аксиоматично и не требует особого доказательства. Для поднятия статуса педагога в 2019 году принят Закон РК «О статусе педагога» (27 декабря 2019, №293-VI ЗРК), который установил права, социальные гарантии, обязанности и ответственность казахстанского педагога. Данный документ закрепил высокую позицию, которую занимает учитель в обществе, в то же время именно он несет ответственность за свое профессиональное мастерство.

У Абая находим в 38 Слове: «Наставники, достигшие наибольшего успеха в своих наставлениях, называются учеными». И тут же он добавляет, что учитель-наставник должен быть не просто ученым, но и обладать другими качествами: «Не всякий ученый – мудрец, но всякий мудрец – ученый». Об этом мы можем прочесть в профессиональных требованиях, предъявляемых к современному педагогу: он обязан «быть мудрым учителем» (4 принцип, по Василию Сухомлинскому), а еще высокая мораль, цивилизованность, принципиальность, вера в способности обучающихся, полная самоотдача, великодушие.

Знания бесконечны. Их можно сегодня приобретать в течение всей жизни – Life-long-learning. Для этого есть разные пути: очное обучение, а еще дистанционное образование, у которого также много технологий. Компьютер вошел в нашу деятельность прочно и надолго. Цифровые знания и умения педагога становятся важными показателями эффективности его труда, так называемого рейтинга.

Но, как кажется, здесь все-таки абсолютно прав Абай, когда, ссылаясь на безграничность сфер знаний в мире, он говорит в 38 Слове буквально следующее: «Ни одному смертному не дано объять разумом, каким колоссальным трудом сотворено, и какой могущественной силой собрано в единое целое все, что видим и ощущаем». Надо стремиться к знаниям, но можно лишь прикоснуться к тому великому опыту, накопленному человечеством веками. Это касается всех отраслей знаний, будь то лингвистическое образование, педагогическое или какое бы то ни было другое.

В то же время мы прекрасно осознаем, что основу прогресса составляют образование и наука. Абай искренне желал, чтобы казахский народ не уставал учиться и развиваться. «Не постигнув наук, не хвались», говорил он в одном из своих знаменитых стихотворений. Только образованный человек сегодня способен налаживать межкультурные связи, вести диалоги на межъязыковом уровне, поддерживать современную коммуникацию, творить и созидать. И нельзя не оценивать те мудрости, которые высказывал великий казахский просветитель Абай Кунанбаев еще более века назад. Как мы убеждаемся, всякая его мысль может легко проецироваться на сегодняшний день.

Айгуль Бижкенова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранной филологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

3

Добавить комментарий