Лучший университет в Центральной Азии

Первый Президент Кыргызской Республики, академик Российской академии наук, ученый, главный научный сотрудник Института математических исследований сложных систем Московского государственного университета имени М.Ломоносова, профессор Аскар Акаев по приглашению руководства вуза посетил Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Во время своего визита почетный гость из Москвы ознакомился с музеем университета, планом модернизации КазНУ, научными лабораториями и исследовательскими центрами, посетил учебные корпуса и аудитории. Ученый с мировым именем Аскар Акаев оставил подпись в Книге почетных гостей университета.

В ходе трёхдневного визита академик Аскар Акаев в первый день в библиотеке имени Аль-Фараби выступил с лидерской лекцией на тему: «Демографическая динамика с древнейших времен и будущее человечества» (математическое моделирование и компьютерное прогнозирование)».  В масштабном мероприятии приняли участие видные государственные и общественные деятели, известные академики, ученые, писатели, руководители НИИ, члены Совета директоров КазНУ, представители СМИ, профессорско-преподавательский состав и студенты университета.

Перед выступлением почетного гостя Председатель Правления – Ректор КазНУ имени Аль-Фараби Жансеит Туймебаев подробно рассказал о трудовой деятельности Аскара Акаева и отметил, что он внес огромный вклад в развитие науки. «Аскар Акаев очень образованный, интеллектуальный человек. Он – неординарная личность, ученый с мировым именем. В Кыргызстане им была создана киргизская научная школа по вычислительной оптоэлектронике и голографии, из которой выпустились десятки докторов и сотни кандидатов наук. Аскар Акаевич сформировал собственную научную школу анализа и прогнозирования политических, экономических и социальных проблем в мире. Проводил глубокие исследования с ведущими учеными из России, США, Японии и Европы. Он автор более 400 научных статей и 15 книг», – сказал ректор КазНУ. В заключение своей речи Жансеит Туймебаев торжественно вручил академику Аскару Акаеву звание Почетного профессора КазНУ имени Аль-Фараби.

Поблагодарив руководство и коллектив вуза за теплый прием, Аскар Акаев подчеркнул, что он рад снова побывать в КазНУ спустя 45 лет.

– Для меня огромная честь быть приглашенным в прославленный Казахский национальный университет имени великого восточного мыслителя аль-Фараби, который был выдающимся ученым, основателем Восточной философии, математиком, астрономом, медиком, энциклопедистом своего времени. Поэтому его называют великим  Аристотелем Востока. Я очень рад сегодняшней нашей встрече. КазНУ – лучший университет в Центральной Азии. Вспоминаю как я в первый раз познакомился с вашим замечательным университетом. Это было ровно 45 лет тому назад на всесоюзной конференции. Здесь проходило очень много международных, всесоюзных научных конференций по самым различным направлениям науки, технологии. Помню встречу тогдашним ректором университета,  выдающимся механиком, замечательным ученым, академиком Омирбеком Жолдасбековым. Его знали знаменитые ученые Советского Союза такие как – учёный-механик, академик АН СССР Иван Иванович Артоболевский в Москве, в Ленинграде механик с мировой известностью Файдор Львович Литвин от которого мы слышали, что академиком Жолдасбеков является «украшением» науки механики, лидером в Центральной Азии. Мы были счастливы познакомиться с таким человеком и даже дружили в конце 70-ых, в начале 80-х годов. Мы часто посещали конференции, тогда, бесспорно, Казахский национальный университет был лучшим университетом в Центральной Азии.

Ныне КазНУ достойно носит имя великого мыслителя аль-Фараби, и сегодня остается лидером на Евразийском пространстве. Я знаю, ваш университет наравне с прославленным Московским государственном университетом имени Михаила Ломоносова, где я имею счастье работать в последние 17 лет, входят в первые две сотни во всех международных рейтингах. Кроме того, по моему уникальный случай, ваш университет является единственным на Евразийском пространстве, насколько мне известно, пятизвездным университетом по престижным международным рейтингам. Поэтому для меня было огромной честью приглашение моего давнего друга, вашего замечательного ректора Жансеита Кансеитовича Туймебаева. Он настоящий ученый, видный государственный деятель, блестящий дипломат, мне кажется сочетание сплав этих качеств сегодня нужен для ректора лидирующего университета региона. Уверен, что Казахский национальный университет достойно ответит на все вызовы времени.

Совсем недавно у вас произошло историческое событие – был референдум, на котором народ Казахстана поддержал Президента Касым-Жомарта Токаева и его замечательную инициативу, посвященной строительству нового, справедливого, импульсивного Казахстана. Он дал курс на создание современной, инновационной индустрии экономики Казахстана. Я убежден, что Казахстан как раз находится на той стадии, когда возможен такой технологический прорыв и мы увидим в ближайшем 10-15 лет эти цели будут достигнуты.  Почему, потому что в Казахстане высокий уровень образования. Я уверен Казахский национальный университет имени Аль-Фараби как лидер сможет локомотивом нового образования для создания цифровой экономики, цифровой эпохи. Сегодня университет находится на таком подъёме, об этом говорит тот факт, что за два года  университет смог улучшить свой международный рейтинг на целых 25 пункта. Это фантастика, потому что многие университеты чтобы улучшить на 2,3,5 пунктов затрачивают огромные ресурсы, многие годы, десятилетия. Как говорил великий президент США Франклин Рузвельт «Новый курс требует новые кадры». Я убежден, что университет Аль-Фараби станет лидером и университеты Казахстана сформируют новый кадровый состав с цифровыми компетенциями, которые требуется в цифровой эпохе. Казахстан сможет совершить технологический прорыв, создать инновационную индустрию нового типа. Таким образом закрепить свое лидерство на Евразийском пространстве

В ходе лекции по теме «Демографическая динамика с древнейших времен и будущее человечества» (математическое моделирование и компьютерное прогнозирование)» профессор Аскар Акаев дал широкое определение понятию «демографический переход». А также рассказал о демографических изменениях в истории стран мира, о его причинах и последствиях, позитивных последствиях взрывного роста народонаселения и экономики. По словам ученого быстрое снижение рождаемости и смертности может привести к фундаментальным изменениям и процессу возобновления человеческих поколений.

За ХХ век численность населения Земли увеличилось в 4 раза, мировой ВВП – почти в 20 раз. Демографический переход, как правило, сопровождался значительным научно-техническим прогрессом, ростом производительных сил, подъёмом культуры и образования, а также миграцией больших масс населения из сёл в города. Концепция демографического перехода: Первый этап: сочетание высокой рождаемости и смертности, когда голод и болезни вызывают высокую смертность. Прирост населения не велик. Второй этап: понижение смертности в ходе повышения подушевых доходов. Резкое увеличение прироста населения. Происходит «демографический взрыв

Третий этап: сокращение рождаемости, поскольку понижение смертности делает ненужным высокую рождаемость – все рожденные дети выживают и живут долго. Прирост населения сокращается. Четвертый этап: При низкой рождаемости растет смертность поскольку много стариков в обществе. Население сокращается.

Нет сомнения в том, что демографическая динамика по-прежнему остаётся главной движущей силой мирового развития и в первой половине XXI столетия. Начало XX в. ознаменовалось величайшей научно-технологической революцией, которая породила инновации, реализованные к середине века: атомная энергетика, квантовая электроника и лазерные технологии, электронные вычислительные машины и автоматизация производства; реактивные и ракетные двигатели, глобальная спутниковая связь и телевидение. К концу XX в. состоялась революция в микроэлектронике и в информационно-коммуникационных технологиях, которая в начале XXI в. трансформировалась в революцию цифровых технологий. Глобальное управление должно решить следующие задачи к 2050 году: накормить 9 млрд чел. и обеспечить устойчивое развитие человеческих обществ и экосистем планеты. К сожалению, в настоящее время человечество испытывает кризис глобального управления. Двойное принятие Целей устойчивого развития ООН до 2030 г. вместе с Парижским климатическим соглашением в 2015 г. представляет собой поворотный момент в истории. Признавая нереальность выполнения ЦУР к 2030 г. мировые лидеры уже перенесли сроки их достижения к 2050 г. с уточнениями. Впервые в истории человечество приняло дорожную карту, направленную на достижение весьма амбициозных и инклюзивных целей социально-экономического развития в рамках стабильного и устойчивого состояния биосферы Земли.

В 1996 г. на заседании Европейского Совета в Люксембурге было принято решение о том, что «глобальная средняя температура доиндустриального уровня не должна быть превышена более чем на 2°С, и поэтому глобальные усилия, направленные на ограничение или сокращение выбросов СО2 должны ориентироваться на концентрацию СО2 в атмосфере, не превышающую 550 ppm». С тех пор лимит потепления, равный 2°С, был неоднократно подтвержден решениями различных международных организаций. Было уточнено, что концентрация не должна превышать 450-550 ppm. На Парижской конференции (2015 г.) лимит повышен до 1,5°С! Расчёты и обоснование целевых показателей выполнялись МГЭИК (рабочий орган ООН по климату), созданной в 1988 году», – отметил лектор.

Также профессор Аскар Акаев рассказал о своих соображениях относительно будущего человечества, достижений цивилизаций и его воздействия на общество. Ответил на вопросы как обеспечить переход человечества на благоприятный путь развития, какие будут угрозы человечеству от цивилизации:

Каковы последствия депопуляции человечества? Если данный прогноз осуществиться, то впервые в истории человечества начнется процесс глобальной депопуляции населения, для которого не имеется прецедентов в прошлом. Сокращение численности населения Земли и его постарение могут привести к деградации человечества. Поэтому человечество должно предпринять решительные меры, чтобы противодействовать процессу информационной депопуляции, прежде всего путем преодоления нынешнего чрезмерного социального неравенства и обеспечения максимального роста человеческого капитала на основе всемерного повышения качества доступного высшего образования и здравоохранения.

Три угрозы будущему мира цивилизаций:

  1. Экологическая катастрофа глобального масштаба, обусловленная потеплением климата или чрезмерным загрязнением биосферы Земли промышленными и бытовыми отходами
  2. Самоубийственное столкновение цивилизаций с использованием термоядерного оружия или других средств массового уничтожения
  3. Деградация цивилизации

С конца XX в. наблюдается нарастающая деградация цивилизации в результате развертывания глобального цивилизационного кризиса, смены сверхдолгосрочных циклов динамики локальных, мировых и глобальной цивилизаций. Как происходит деградация цивилизации? Во-первых, подрываются основы семьи как главной ячейки воспроизводства человечества. Во-вторых, снижается уровень естественного интеллекта в результате чрезмерной прагматизации и коммерциализации системы образования. В-третьих, ослабляется инновационность динамики цивилизаций в результате нарастания потребительской психологии, происходит превращение человека из творца в потребителя. В-четвертых, наблюдается деградация системы нравственных ценностей разрушающая моральные устои человечества. В-пятых, распространение ИИ и методов управления сознанием ведет к расколу единого вида Homo Sapiens на два подвида: управляемое большинство потребителей, своего рода манкуртов с низким интеллектуальным уровнем и управляющее меньшинство, использующее возможности ИМ и глобальных информационных систем в своих корыстных интересах, ведущее к цифровому рабству.

Все это может привести к  деградации и исчезновения человечества. До сих пор единственной возможностью выживания человечества являлось воссоздание знания в умах новых поколений. Теперь мир меняется: все в большей мере становится возможным помещать наше знание в интеллектуальные машины (ИМ), которые могут самостоятельно поддерживать нашу цивилизацию для нас. С исчезновением практического стимула передачи знаний новым поколениям и может начаться самое непоправимое – умственная деградация человечества. Поэтому человечество должно позаботиться о качественном фундаментальном образовании новых поколений и чтобы «рабочая сила» в цифровую эпоху преимущественно состояла из симбиоза «человек+ИМ», где человек является лидером – ведущим звеном

В конце лидерской лекции ученый мирового масштаба ответил на вопросы профессорско-преподавательского состава, поделился опытом работы в науке. Далее Аскар Акаевич торжественно вручил диплом докторантам, которые окончили с отличием Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, пожелав им счастливого пути.

Через день во Дворце студентов им. О.Жолдасбекова состоялась вторая лекция академика Аскара Акаева на тему «Цифровая экономика (модели и прогнозы)», где он поделился своим видением настоящего и будущего цифровой экономики, а также рассказал о своих проектах и исследованиях. Талантливый оратор, обладающий внутренним стержнем, мощной волей, интеллектом и обаянием, сумел захватить внимание слушателей, поделившись своим видением настоящего и будущего цифровой экономики. В своем выступлении Аскар Акаев отметив авангардные страны, также рассказал о развитии развивающихся стран, которые формируют инфраструктуру для создания цифровой экономики.

 

Сейчас век NBIC технологии – нано, информационной, когнитивной технологии. Запад всегда старается, чтобы они шли во главе технологической революции, а весь мир пустить несколько в другое направление. В 80-х годах ученые Советского Союза пропустили микроэлектронную революцию и это привело к ослаблению экономики с последствиями распада СССР. Все началось с NBIC-технологической революции, зародившейся в 1990-х годах в США, Германии, Японии, Китае, Индии, Великобритании, Южной Корее. Конвергентные NBIC-технологии привели к созданию прорывных информационных и цифровых технологий, интеллектуальных компьютеров и роботов с элементами искусственного интеллекта, автоматизированных цифровых систем 3-х мерного проектирования и 3D-печати. Заговорили о наступлении 4-й промышленной революции (ПР), суть и последствия которой наиболее полно и популярно изложил Клаус Шваб – президент ВЭФ. Началось создание полностью автоматизированного производства товаров на основе технологии 4-й ПР – «Индустрии 4.0». Здесь лидирует Германия, Япония, США и Южная Корея.

Сегодня тоже нужны цифровые технологии, все университеты ими занимаются. Но не следует забывать, что люди нуждаются в первую очередь в материальных продуктах. Французский социолог XIX века Огюст Конт написал эмпирические факты и модели демографической динамики. Знания, технологии и инновации – главная движущая сила демографического и экономического развития на всем протяжении истории человечества. Знания порождают технологии и являются критерием успеха инноваций. Чтобы воспользоваться знаниями требуется качественный и образованный человеческий ресурс. Причины Великой дивергенции Запада и остального мира в XIX веке. 1. Высокий уровень грамотности населения Запада к началу XIX в. оказался достаточным для восприятия и практической реализации технических достижений. 2. Промышленная революция. Паровые двигатели, механизированные программируемые ткацкие станки и др. технические новшества резко повысили производительность труда. 3.Торговая революция, способствовавшая индустриализации Запада и деиндустриализации Запада и деиндустриализации Востока – Китая, Индии и др. стран. 4. Ускорение демографической динамики на Западе при низких темпах роста населения на Востоке и остальном мире. В технологическом возвышении Запада в XIX веке ключевую роль сыграло то, что уровень грамотности населения к тому времени уже намного превысил критический порог, измеряемый 30%. Чем больше уровень грамотности в обществе, тем оно восприимчивее к инновациям.

Цифровая экономика решает задачу перехода от массового производства стандартных товаров и услуг к созданию качественных товаров и услуг, отвечающих индивидуальным запросам и предпочтениям, что соответствует современной тенденции спроса к разнообразию. Интернет-технологии, лежащие в основе Индустрии 4.0, позволяют полностью автоматизировать процесс изготовления продукции от производства комплектующих и сборки изделия, до электронного заказа и доставки готовой продукции конечному потребителю, вытеснив людей из сферы производства. Цифровая экономика – это новая парадигма для ускорения экономического развития. Она отдельно от реальной экономики не существует. Это экономика, в которой ключевую роль играют цифровые платформы и цифровые технологии. Цифровые платформы и технологии призваны повышать производительность труда, улучшать качество продукции, минимизировать затраты материалов и ресурсов, а также повысить точность прогнозирования спроса.

Параллельно идет интенсивная работа над математическим аппаратом цифровой экономики (цифровых технологий), которая, в отличие от традиционной экономики, основана главным образом на информации и знаниях. Классическая экономическая динамика опирается на производственную функцию типа Кобба-Дугласа, зависящую от трех основных факторов – капитала, труда и технического прогресса. Наиболее трудной задачей является моделирование технического прогресса. Поэтому за разработку экзогенного и эндогенного моделей технического прогресса были удостоены Нобелевской премии Р.Солоу и П.Ромер. Однако эти модели не содержат динамики производства информации

В лекции изложены разработанные автором информационные модели технического прогресса для цифровой эпохи и производственной функции для цифровой экономики. Симбиоз человека и интеллектуальной машины станет самой продуктивной силой в цифровую эпоху, в котором человек является лидером – ведущей рабочей силой. Для реализации данного сценария необходимо получения фундаментального STEM- образования.

«В 2011 году были такие прогнозы: Стремительный рост спроса на высококвалифицированную работу, требующую использования высоких технологий, компьютеров и робототехники. К 2020 году высокотехнологичные компании по всему миру станут испытывать дефицит 40 миллионов специалистов с высшим образованием в STEM-отраслях (исследование, программирование, высокие технологии, инженерия, математика. Вместе с тем, существует негативные последствия компьютеризации и роботизации современной капиталистической экономики. Это – усиление тенденции снижения занятости  и зарплаты трудящихся. Только роботы могут оставить без работы 1, 1 млрд человек по всему миру и лишить их зарплаты на 16 триллионов долларов США к 2050 г. На рынке труда будет расти спрос на высококвалифицированных (высокооплачиваемых) и низкоквалифицированных (низкооплачиваемых) специалистов (рабочих), соотношение доходов которых вырастет с нынешних 3:1 до 5:1 к в 2030 г. Усиление роста неравенство доходов, снижение потребительского спроса, что приведёт к соответствующему снижению производства ВВП», – поведал ученый о математических прогнозах.

В заключение, лектор рассказал об особой роли поколения 2020-х гг.

«История есть смена поколений, каждое поколение получает наследство от предыдущих поколений, формирует свой идеал будущего общества и реализует его, говорил в свое время Фридрих Энгельс. Именно идеалы будущего являются движущими силами, которые побуждают молодых лидеров к трансформации общества. Именно через смену поколений реализуются основные социальные законы эволюции общества в его движении от одной ступени цивилизации к другой. Например, поколение  1960-х – поколение созидателей, поколение 1990-х – поколение разрушителей. А поколение 2020-х  будет схожим с поколением 1960-х, полагают ученые. Это поколение надежды человечества, которая призвана осуществить прогрессивное переустройство общества и открыть дорогу к лучшему будущему человеческой цивилизации».

Поблагодарив еще раз руководство вуза за приглашение, Аскар Акаев сказал, что рад быть гостем ведущего университета Казахстана и Центральной Азии. В свою очередь, выступая президент НАН РК Мурат Журинов сообщил, что Аскар Акаевич принят членом-академиком Национальной академии наук Республики Казахстан и вручил специальное удостоверение.

«Аскар Акаевич, Вас знают не только как известного государственного деятеля, но и как большого ученого. Сегодня Вы приехали в КазНУ из МГУ, а КазНУ – это казахский МГУ. Вы знаете, МГУ всегда с Академией наук в тесной связи, ректор МГУ всегда является одним из вице-президентов АН России. Так было и в Советское время. Поэтому памятуя об этих событиях, зная Вас как выдающего ученого из нашей Центральной Азии, как академика Российской Федерации, как выражение особого уважения к Вам наша Академия наук присуждает звание академика», – сказал известный государственный и общественный деятель, президент НАН РК Мурат Журинов перед вручением удостоверения и Золотого знака академика.

В честь Первого президента Кыргызской Республики Аскара Акаева, народный артист Республики Казахстан и Кыргызской Республики, лауреат Государственной премии Алтынбек Коразбаев исполнил песню «Нарыннан жазған сәлем хат». В завершение лекции ректор Жансеит Туймебаев решением Ученого совета КазНУ вручил Аскару Акаеву Золотую медаль имени Аль-Фараби.

В лидерских лекциях приняли участие академики НАН РК, известные ученые, руководители научно-исследовательских институтов, члены Совета директоров КазНУ, писатели, представители культуры и искусства, представители СМИ, профессорско-преподавательский состав и студенты университета и специальная делегация ученых из Кыргызской Республики.

Каиржан ТУРЕЖАНОВ

Пресс-служба КазНУ имени Аль-Фараби

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий