Өрлеу – 10 лет: новая модель профразвития педагогов

В этом году Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» подводит итоги первого десятилетия.

Асель МУХАМЕТЖАНОВА

В 2012 году в целях усиления потенциала педагогов для реформы среднего образования областные институты повышения квалификации учителей были объединены в сеть. Разрозненные ранее институты стали частью системы с одной методологией, едиными программами и подходами к обучению, с потенциалом для улучшения профразвития педагогов. 

Спустя 10 лет центр переживает новый виток развития. Лучшие черты модели повышения квалификации, созданной «Өрлеу» за годы работы, будут сохранены, но для дальнейшего развития необходима новая модель. Это модель строится из нескольких фокусов: студентоцентричность, инклюзивные подходы, развитие лидерских качеств педагогов. Конкретная реализация этих подходов – в деталях.

Студентоориентированная парадигма – это об ориентации на потребности и устойчивой среде развития талантов. Первыми в списке реформируемых объектов по этому подходу обозначены образовательные программы. Во все 122 программы вошли темы по инклюзивному образованию, проектному обучению, мягким навыкам, квалиметрии. Но обновления имеющихся программ недостаточно для продвижения вперед. Нужно писать новые. При разработке образовательных программ для педагогов дошкольных организаций образования учитывалась Модель развития дошкольного воспитания и обучения. Суть модели – занятия среди дошкольников должны проводиться исключительно в игровом формате. Дети до 8 лет должны получать не теоретические знания, а в игре приобретать жизненно необходимые навыки: строить доброжелательные отношения со взрослыми, быть полезными, делать собственный выбор, следовать своим интересам, отстаивать свою точку зрения, различать свои эмоции и выражать их безопасно для других. Поэтому нужно научить воспитателей и методистов детских садов планировать занятия с 90%-ым игровым наполнением. Для этого разработаны 7 образовательных программ.

Логическим продолжением развития студентоориентированного подхода «Өрлеу» стала работа по инклюзии. Совместно с Региональным офисом программ английского языка при Посольстве США реализуются курсы по обучению детей с особыми образовательными потребностями для учителей английского языка. В сотрудничестве с Фондом «Сорос-Казахстан» проводится исследование о слабоуспевающих обучающихся. В проекте участвуют студенты 2 колледжей и учащиеся старших классов 4 школ Шымкента. Итоги исследования помогут выявить причины и следствия низкой успеваемости учащихся и создать рекомендации для работающих с ними учителей.

Индивидуальный подход к каждому ученику, несомненно, положительно сказывается на результатах обучения. Для восполнения пробелов в предметных знаниях «Өрлеу» спроектировал курсы по 12 предметам в разрезе всех параллелей.

В разработке образовательных программ по предметным знаниям приняли участие 70 преподавателей. Работая с педагогическим дизайном, они расширяют границы своих профессиональных возможностей.

Для развития компетенций своего профессорско-преподавательского состава центр организует семинары и стажировки от международных партнеров. Все сотрудники Центрального аппарата и филиалов приняли участие в семинаре Таллинского университета. 4 преподавателя прошли обучение в Тартуском университете в Эстонии по программе «Болашак».

Предоставляя возможность своим ППС развиваться, «Өрлеу» совершенствует их лидерские качества. Для этого в апреле стартовал пилотный проект по использованию технологии Lesson study в посткурсовой поддержке. Теперь учитель сможет самостоятельно выстроить индивидуальный план развития личной траектории посткурсового сопровождения.  По нему слушателю будет дано несколько видов активности на выбор. Педагог сможет не только участвовать в семинарах и мастер-классах, проводимых тренерами, но и сам проводить обучающие занятия для остальных слушателей. Он также может выбрать подход, исходя из своего стажа, профессиональных компетенций и личных предпочтений.

Оценить результативность обновленных и новых программ, проекта Lesson study поможет новая система оценки эффективности программ профессионального развития педагогов, основанная на модели Томаса Гаски.

Сейчас в планах у штата «Өрлеу» провести курсы для педагогов-наставников, изучить инструменты самооценки учителей и системы оценки эффективности ведущих зарубежных организаций, получить институциональную аккредитацию Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN. Центр внедряет новые цифровые решения. Педагог может увидеть на сайте все курсы в разрезе уровней образования, языка и тематики, календарь посткурсовых мероприятий и анонсы событий. Действует сервис «Өрлеу Trainer», где каждый педагог может получить консультацию у преподавателя любого филиала, связавшись с ним по видеозвонку. Также доступны видеохостинг, электронная библиотека и методическая база данных.  На платформе LMS (Learning Management System) уже проводятся первые предметные курсы.

Педагоги смогут вскоре лично следить за сроками годности своих аттестаций и верифицировать сертификаты в Единой базе данных слушателей. Она интегрирована с Национальной образовательной базой данных, Национальным центром тестирования, Күнделік и базами данных других организаций повышения квалификации.

Все нововведения объединены общей идеей помочь педагогу в профессиональном развитии.

Учителя со всех уголков Казахстана и ведущие специалисты в области образования собрались вместе обсудить значимые аспекты среднего образования и политики в отношении педагогов на августовской конференции. Конференция этого года отличается широкой географией проведения: 5 секций в Нур-Султане, Шымкенте, в Усть-Каменогорске, Актобе и Кокшетау. Встречи демонстрируют слаженную работу филиалов и Центрального аппарата и продолжают развивать повестку системы повышения квалификации.

Асель МУХАМЕТЖАНОВА,
председатель правления АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий