«СОКРАТЫ» нашего времени

На днях завершается производство документального фильма «Сократы». Фильм, который наверняка вызовет мощный резонанс в обществе и будет обсуждаться на каждой социальной площадке.

Главные герои – дети и их ответы на «взрослые» вопросы. Фильм цепляет своей искренностью и откровенностью. Его обязательно следует посмотреть каждому педагогу, чтобы, входя в класс, понимать, что перед ним не просто ученики, а маленькие философы, которых надо почаще слушать и слышать…

О чем фильм и кто эти дети, которые откровенно рассказали на камеру о жизни вокруг себя? Об этом мы говорили в интервью с режиссером фильма Арманом КАИРЖАНОМ.

 

Режиссеру фильма Арману 23 года, он родом из Актобе. Детство будущего документалиста прошло в семье музыкантов, мама работает артисткой хора в Актюбинской филармонии, отличник культуры. Папа хоть и ушел в бизнес, но когда-то тоже профессионально занимался музыкой. Не удивительно, что творческая атмосфера повлияла и на формирование Армана. Мальчик девять лет занимался вокалом, делал успехи на этом поприще. И все это время делал видеоролики, сам снимал, монтировал.

В 16 лет он приехал в Астану и поступил на грант на специальность «режиссер неигрового (документального) кино» в КазНУИ «Шабыт». Отучившись 5 лет на бакалавриате, поступил в магистратуру.

Арман, почему все-таки режиссер? Профессия в нашей стране мало популярная…

– Я собирался поступать на экономиста. Буквально перед окончанием школы узнал, что есть такая специальность, как режиссер-документалист. А монтаж – это мое главное преимущество. Еще в школьные годы я подпольно работал на телеканале, где прошел мини-школу монтажа. Пять лет бакалавриата в университете учился в мастерской Ануара Райбаева, известного казахстанского режиссера документального и игрового кино. Сейчас продолжаю обучение в магистратуре, мой научный руководитель –  известный кинокритик, киновед, профессор Инна Смаилова.

– Фильм «Сократы» – необычный формат для кино. Сплошное интервью в течение часа. Но при этом захватывающее, затягивающее, проникновенное… Откуда такая задумка?

– На самом деле это идея не новая, хотя форматов именно таких фильмов, в жанре интервью, на экранах мало. На создание фильма меня вдохновила работа российского режиссера Сергея Мирошниченко, который в 1991 году начал снимать фильм «Рожденные в СССР». Его герои –  это дети, рожденные в 1984-м году. Он снимал их жизнь, быт и задавал одни и те же вопросы каждые семь лет. Так вот, первый фильм вышел в 1991 году, следующий – в 1998-м и так далее, каждые 7 лет. В свою очередь, Мирошниченко использовал идею Майкла Аптеда, американского режиссера.

Один из референсов, это когда мы заимствуем стиль. Так вот, если стиль принадлежит Аптоду, то второй момент – это интервью на темном фоне со скудным освещением. Чтоб глаз зрителя ни на что не отвлекался. Эта идея принадлежит французскому режиссеру, документалисту Яну Артюсу-Бертрану. В своих работах он использовал такой же формат съемки, и его опыт я также взял за основу. В результате слияния двух разных творческих замыслов появился мой фильм.

– Название фильма – тоже твоя идея?

– Как известно, философ Сократ был мастером задавать вопросы. В современное время появилось такое понятие, как «сократовский метод». Метод заключается в том, чтобы переубедить кого-то в чем-то. Или убедить. В данном случае дети убеждают взрослых в том, что они тоже люди, хоть пока и маленькие, и имеют свое видение на все жизненные ситуации.

В то же время результатом таких бесед служит то, что дети начинают лучше понимать взрослых. Они вдумываются в свои же ответы. Так вот, в моем случае «сократом» выступают дети. Это маленькие философы. И если вы посмотрите фильм, убедитесь, что каждый из этих 50 детей, участвующих в фильме, думающий, осмысливающий, анализирующий…

– Не все дети раскрываются перед незнакомым человеком. А уж тем более перед камерой… Как удалось добиться такого результата, что они свободно рассуждают о тех или иных вещах?

–  Мы разместили объявление в соцсетях и таким образом нашли героев фильма. Они совершенно разные, живут в разных регионах, воспитываются в разных условиях.

Были дети, которые меня стеснялись, не могли сразу ответить. Тогда я оставлял вопросы своей помощнице, сам выходил. Кстати, вопросы для детей я подготовил сам, и никто не знал о них до начала съемок. Иначе родители пропустили бы ответы через свою редактуру, и я бы через детей услышал ответы взрослых. Родители даже не допускались на съемочную площадку, с ними был подписан договор, что они не будут иметь претензий на использование материала для фильма. Мне кажется, они отнеслись с пониманием, что это своеобразная капсула времени хотя бы для этих 50 детей. Наверняка кто-нибудь из них станет известной медийной личностью, депутатом, министром, бизнесменом, и будет интересно спустя десятилетия взглянуть со стороны на их детские годы. Мы увидим, как одевались дети этого времени, о чем думали, что они любили, чего боялись. Это такая лакмусовая бумажка современности для будущего.

– Вопросы и ответы на них вызвали уже разного рода дискуссии в комментариях соцсетей. Так было задумано?

– Не было цели через наши интервью освещать какие-то социальные проблемы. Я задал детям вопросы, которые волнуют меня самого. Режиссеры-документалисты – это исследователи жизни, исследователи себя. В данном случае это исследование отразилось через призму детских ответов.  

Любое творчество вызывает критику. Я готов к этому. Есть вещи, которые мы не хотим принимать, но это неизбежно. Время не стоит на месте, все меняется, в том числе и ценности.

Единственное, о чем хочу предупредить всех зрителей: фильм с участием детей, но он не для детей. Он для взрослой аудитории.  И еще – никакой пропаганды в нем не надо искать. Это просто вопросы и ответы. А что вы услышите там глубже за этими ответами, это уже другой аспект. Возможно, это посыл к тому, чтобы повернуться лицом к своим детям и уже сейчас говорить с ними на одном языке.

– Арман, фильм в этом году выйдет в прокат?

– Планирую в этом месяце завершить работу над ним и уже в декабре участвовать с «Сократами» в фестивалях документального кино. В 2021 году я презентовал свою работу в Государственном центре поддержки национального кино и получил субсидию на завершение фильма по заказу Министерства культуры и спорта РК. Поэтому дела пошли быстрее, и фильм практически на финише.

– Арман, нашу газету читают педагоги со всей страны. Как ты считаешь, что они для себя могут найти в фильме?

– Одна моя подписчица из Германии после просмотра трейлера написала, что ученые-психологи говорят: важно, чтобы дети имели площадку для выражения своих мыслей. Взрослые должны прислушиваться к ним. Это важно, если мы хотим вырастить поколение людей, которые могут критически мыслить. Они не будут бояться задавать вопросы, на которые взрослые не хотят отвечать. Лишних знаний не бывает, все знания способствуют тому, что мы глубже познаем мир, дальше видим, тоньше чувствуем и можем улучшать окружающее нас пространство. Часто взрослым неинтересно, что думают дети. Им интересно, что думают другие взрослые о детях. Но оказывается, иногда надо опустить взгляд и поговорить, услышать ребенка.

Скажу на своем опыте: в университете можно поговорить с педагогом по душам. В школе такое редко. Учителя, помню, часто рассказывали о себе, о своем детстве, о своих впечатлениях. А хотелось бы, чтоб они хотели послушать и нас. Чтобы были классные часы, когда учителя задавали вопросы, чтоб узнать больше о самих учениках. Учитель должен понимать ребенка, иначе не будет диалога. Конечно, нет идеального способа, как воспитать детей лучше. Но главное, на мой взгляд, надо быть искренними.

– Резюмируя все снятое, предваряя оценку кинокритиков и строгих зрителей, как ты сам охарактеризуешь свою картину?

– Это национальное кино. Там во всем зашифрован наш национальный код, код нашей страны. Окружающая среда, социум – все это находит отражение в ответах детей, начиная от внешности ребенка, продолжая словами, которые он говорит и заканчивая словами, которые он не произносит вслух, не договаривает. Это мир, который вокруг нас здесь и сейчас. Дети всегда искренни.

Работа над фильмом началась в 2020 году, конечно, по прошествии двух лет я иначе смотрю на какие-то его моменты, вижу, что мог бы сделать лучше, мог бы спросить то-то…

В общей сложности было снято 30 часов материала с участием 50 детей. В результате вышел один час полезного материала.

– Каким ты видишь будущее казахстанского кино?

– У казахстанского кино есть будущее. Я надеюсь, что мне повезет и я вольюсь в эту киноиндустрию в ближайшие годы.

– Арман, спасибо за интервью Ждем выхода фильма и желаю успехов твоему детищу!

 

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА
Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий