Касымхан СЕНГАЗЫЕВ: О строительстве новых школ, детсадов, летнем отдыхе, роли учительства и многом важном другом в столичном образовании
В гостях подкастстудии «Бiлiмдi ел – Образованная страна» человек, от решений которого зависит очень многое в столичном образовании, а оно представлено многотысячной армией дошколят, школьников, студентов колледжей и, конечно же, педагогов. Итак, Касымхан Сенгазыевич Сенгазыев, руководитель Управления образования г. Астаны.
– Здравствуйте, Касымхан Сенгазыевич, с каким настроением закончила учебный год Астана, какие главные достижения можете отметить?
– Считаю, достаточно много позитивных изменений в столичном образовании, мы стараемся информировать о наших новостях постоянно. В последнее время очень активно работаем со СМИ, стараемся делиться последними новостями. Ну, а если остановиться на основных направлениях, то давайте поговорим о такой проблеме, как дефицит ученических мест. Дефицит составлял более 40 тыс. ученических мест. Благодаря Президенту страны К.К. Токаеву была выдвинута программа «Келешек мектептерi», по ней мы построили в том году 16 школ. Таким образом по 8 трёхсменным и 19 переуплотнённым школам на 50% вопросы решили. Сейчас на конец учебного года мы пришли с дефицитом 18 тыс. ученических мест. Это существенное решение проблемы и, безусловно, реальное достижение.
Дальше будем поступательно решать проблему сведения к минимуму трёхсменных, переуплотнённых школ. В то же время Астана постоянно растёт, она является городом притяжения казахстанцев из всех регионов, и если прошлый учебный год окончили с цифрой порядка 270 тыс. учеников, этот – 289 тыс. учеников. Только за один последний год в столице число учащихся увеличилось на 20 тыс. Поэтому строительство новых школ – это большая задача столицы, и она её успешно реализует. В 2024 году в Астане построены 24 школы, из них 16 комфортных. В планах ежегодное строительство и введение в Астане по 10-15 школ.
Аналогично мы можем уверенно говорить о продвижении в сфере дошкольного образования – начали строить государственные детские сады. А ведь в столице не строили их с 2017 года, выходили из положения за счёт частных детских садов! Буквально на днях завершилось строительство двух дошкольных учреждений, на данный момент работает приёмочная комиссия, уже в этом месяце состоится ввод в эксплуатацию, а к началу учебного года детсады начнут приём детей.
– Действительно, очень позитивные новости…
– Ещё в активной стадии строительства три детсада, пять детсадов на стадии проектирования. Строятся детсады в густонаселённых районах Нура, Есиль, Сарайшык, Алматы. В целом по детским садам около 180 земельных участков уже определено генеральным планом под их строительство. Также я бы хотел отметить увеличение сети организаций дополнительного образования. В Астане два Дворца школьников на сегодняшний день. Последний из них был открыт 10 лет назад, тогда в городе было всего около 70-80 тыс. детей, но сейчас уже 300 тыс. По поручению Главы государства уже начата реализация проектов дворцов школьников. Два дворца за счёт частных инвестиций уже действуют: «Сана бiлiмi» и «Сана спорт» – по направлению образования и по направлению спорта. Они очень хорошо работают, уже полюбились школьникам и очень востребованы. За счёт местного бюджета начали строительство ещё трёх дворцов школьников и один проектируем, они сосредоточены в густонаселённых районах, где совсем нет подобных учреждений, а количество детей очень большое. Это большие учреждения, с просторными, современными спортивными залами, бассейнами, комфортные – такие Дворцы школьников будут в городе появляться. До 2029 года их количество значительно увеличится для столичных ребят.
– Наша редакция помимо издания печатной газеты «Білімді ел – Образованная страна» активно делает видеообзоры на инстаграм детсадов, школ, колледжей Астаны – мы уже сделали обзоры прекрасной, новой комфортной 101 школы (директор А.А. Жумабекова), замечательной 91-ой школы-гимназии (А.Т. Сегизбай), богатой историей и креативной 60-ой школы-лицея (Р.А. Болатаева), старейшей уютной и активной 26-ой школы-гимназии (О.Е. Тодераш), прекрасных 84-го детсада «Кәусар» (Б.Т. Кайыргалиева), 35-го детсада «Ертегі» (А.Ж. Макамбаева) и многих других. Все они пример достойного, конкурентоспособного столичного образования. Вы сейчас рассказали об увеличении в городе новых организаций образования, уверена, они продолжат лучшие традиции образования Астаны…
– Да, благодарю, вы действительно активно освещаете образование по всем направлениям, не только в газете, но и в соцсетях – это современный подход. Важно, что в строящиеся новые детсады закладывается проектная мощность на 300 мест, когда все детсады ранее были 220 – максимум 260 мест. В больших городах должны строиться большие детсады. И также новые комфортные, большие школы в шаговой доступности, с высокой долей безопасного пребывания за счёт раздельных спортзалов для младшеклассников и старшеклассников, раздельных просторных гардеробных, больших столовых, широких коридоров. Родители, когда отдают детей в учебные заведения, в первую очередь, конечно, требуют знаний, но помимо этого во главу угла ставят вопрос безопасности своих детей. Также в столице началась активная деятельность по реновации старых школ – в этом году 6 школ. Это не просто капитальные ремонты, а полностью реконструкции с оснащением мебелью. До конца 2027 года планируем провести реновации 22 школ с целью довести в них условия до уровня, максимально приближенного к стандартам «Келешек мектептерi».
– Расскажите, как организован столичный летний отдых школьников, есть ли какие-то новые, уникальные решения, что можно транслировать как столичный опыт на регионы?
– Мы ежегодно подходим трепетно, щепетильно ко всем вопросам организации летнего отдыха, ведь у нас по сравнению с другими странами самый протяжённый летний каникулярный период. Наши школьники отдыхают три месяца, и важно, чтобы был задействован каждый ребёнок, стараемся максимально охватить наших детей. Конечно, загородными и пришкольными лагерями, оздоровлением невозможно охватить всех, поэтому могу назвать одним из уникальных акцентов поддержку отдыхом отличившихся в учёбе детей. И, конечно, ежегодно в бюджете закладываются средства на отдых детей из социально уязвимых слоёв населения. В этом году школы получают 4 тыс. направлений в загородные лагеря, которые они распределяют среди своих учеников. Главные требования к лагерям – пожарная, санитарная безопасность. Любая безопасность – это самое главное условие, поэтому совместно с руководителями организаций образования проведены инструктажи, семинары, разъяснительная работа вместе с представителями ЧС, полиции, санэпидемслужбы и службы охраны общественного здоровья. У нас более 100 профильных лагерей по разным направлениям: IT, этнопрофили, экологические, языковые и так далее. Открыт в этом году новый детский спортивно-оздоровительный лагерь «Барап» – 200 детей в смену и 1400 детей за летний сезон. Очень положительные комментарии идут от детей и родителей в соцсетях. Гордимся этим лагерем, планируем ещё два имеющихся на нашем балансе лагеря отремонтировать в 2026-2027 годах и привести их в такое же прекрасное состоянии, как лагерь «Барап». Сейчас группа детей из Астаны находится в Абайской области в археологическом лагере, они участвуют в исследованиях, изучают, пишут проекты.
– Касымхан Сенгазыевич, скажите, вы бываете в организациях образования без предупреждения, внезапно, без подготовки к вашей встрече, или всегда с предупреждением «вот, завтра буду в вашей школе»?
– Мои коллеги подтвердят: я никогда не езжу так, чтобы меня встречали, предупреждая. Могу в 7.30 утра заехать в ту или иную школу, детский сад – это обычная практика. Я не считаю, что меня должны встречать директор или его зам, ещё и «выстраивая» в красивый ряд детей – такого нет и такого не должно быть. Задача нашего методического центра – посещать уроки наших учителей и оказывать методическую помощь. И есть ещё одна главная задача: не только методическая помощь, мы делаем акцент на обеспечение безопасности, инфраструктурных условий наших школ, решение хозяйственных вопросов. Смотрим, как обеспечена безопасность наших детей, насколько чисто в школах, что необходимо для улучшения условий, где требуется в первую очередь финансово поддержать недостающие спектры, где отремонтировать. И для этого часто объезжаем образовательные учреждения, что не требует определённой подготовки со стороны администрации школ, чтобы встречать руководителя управления образования. Всё происходит в режиме обычной рабочей обстановки. Вот и сейчас летом весьма насыщенный график, в кабинете не сижу, объектов очень много – только в коммунальной собственности более 300 объектов. И обязательно за лето пусть не все, но основные объекты необходимо успевать лично смотреть, мониторить, инспектировать, принимать своевременные решения исходя из состояния и ситуации.
– А теперь немного о личном. Правда, что вы сами собственноручно возите своего ребёнка в детский сад? Как всё успеваете, находите время…
– Стараюсь лично отвозить, думаю, каждый отец, каждый ответственный родитель стремится, как бы ни был занят по работе, уделять внимание семье, детям. Всегда важно с ребёнком общаться, ведь при плотном графике зачастую только утром и выпадает возможность поговорить по дороге в детский сад, школу – это придаёт определённое настроение ребёнку на целый день, заряжает, вдохновляет. Так что ничего в этом сверхъестественного нет, так и должно быть, многих своих коллег знаю, которые тоже сами своих детей возят в детсад или школу. Это замечательно.
– Согласна с вами. К нам на подкаст приходит много собеседников-мужчин, экспертов от образования, и они все говорят о том, что у них появилась высокая отцовская осознанность. Все понимают, что детей должны воспитывать не только мамы, как у нас было принято раньше годами: папа работает, зарабатывает, мама воспитывает. И точно вы подметили: ребёнок гордится, когда папа рядом, когда папа уделяет внимание, разговаривает с ним. А вот многие руководители, бизнесмены часто ратуют за государственные сады и школы, но своих детей предпочитают отдавать в частные заведения. У вас какой подход, если не секрет?
– Мои дети обучаются в государственных школах. Я не считаю, что государственные или частные лучше или хуже – у всех одинаковые стандарты, как правило, все стараются быть конкурентоспособными и дорожат репутацией. Единственно, в частных школах дети находятся с утра до вечера: утром ребёнка отвезли, вечером забрали, и это очень удобно для родителей, когда оба работают. Однако с утра до вечера, особенно в начальных классах, очень тяжело для ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет находиться с утра до вечера в школе и заниматься при этом активной работой: учёба, дополнительные занятия. У детей должно быть свободное время, где они сами будут развиваться, играть во дворе со сверстниками. На мой взгляд, целесообразно детей отдавать в ближайшую от дома школу, удобная, экономная по времени локация очень важна.
– По вашему мнению, что сегодня больше всего волнует педагогов?
– Одно из больших волнений – цифровизация, информатизация и искусственный интеллект. Безусловно, молодых специалистов это может не волновать, они быстро адаптируются, когда какие-то новшества приходят в систему образования или жизнь человека. Это больше тревога более взрослого поколения учителей. Я думаю, некоторые учителя опасаются внедрения искусственного интеллекта даже не в системе образования, а в целом в жизни человека. Конечно, хорошо, когда учителя используют искусственный интеллект, но тем не менее, есть определённые опасения, что ИИ может менять какие-то направления их работы. На сегодня, думаю, основные тревоги – перегруженность, нехватка времени и изменение технологий. В то же время никогда ИИ не заменит учителя, изменятся, повторюсь, лишь направления в подаче материала, проведении урока. Учитель в будущем, возможно, станет как ментор, наставник, но при любом раскладе всегда останется учителем. Учителя всегда быстро вбирают всё новое и, несомненно, будут использовать ИИ для улучшения качества своего предмета, ведения урока.
– Какой возраст считаете самым золотым, когда педагоги могут максимально приносить пользу образованию, максимально отдаваться этой работе и вообще быть интересными и авторитетными для своих учеников?
– Учитель не зависит от возраста, очень много знаю молодых учителей, которые год-два работают и становятся любимцами своих учеников и авторитетом для них. Есть великолепные молодые руководители, которым по 26-30 лет, активные, энергичные, успешно управляют школой, коллективами, строят коммуникации с родителями. Очень много таких директоров и учителей. И также много талантливых педагогов, которым говорим: «Идите на замдиректора, директора, вы должны расти», отвечают: «Нет, я учитель, и ни на что своё учительство не поменяю, ни на какую административную должность». Вызывает восхищение такая преданность делу, миссии. А касательно педагогического возраста думаю, сейчас молодёжный возраст до 45 лет, при этом не вычёркиваю среднего, старшего возраста учителей, они тоже быстро обучаются, активно стремятся, но молодёжь скорее адаптируется к изменениям.
– Однозначно, учитель – профессия, которая никогда не исчезнет, и в начальное звено школы родитель захочет отдать своего ребёнка не к креативному, технологичному, «цифровому» учителю, а к человеку с душой, человеку доброму, первому учителю, который войдёт в сердце на всю жизнь и заложит фундамент… Кстати, какой Касымхан Сенгазыев был школьник – круглый отличник или из тех, кто был обычным, среднестатистическим учеником, который через годы «выстрелил» в лидеры, успешные люди? И помните ли вы своего первого учителя? Расскажите немного о себе.
– Начну с первого учителя, конечно, помню, она работает здесь, в Астане, в 80-ой школе, учитель начальных классов, уважаемая Алия Турлыбековна. Когда я учился, она в то время была молодая учительница. Образ навсегда остался в памяти, в душе, вы правы: роль первого учителя велика в жизни любого человека. Потом, в более старших классах, моим эталоном стал ныне покойный учитель физкультуры и НВП Серик Жакиянов. Смотря на этих и других своих прекрасных школьных педагогов, я понял, что тоже хочу быть учителем, хочу работать в школе. Признаюсь, я не был круглым отличником, учился на 4 и на 5, были предметы, которые мне сложно давались, например, алгебра. Больше любил историю, географию, биологию, по биологии часто участвовал в районных олимпиадах, становился победителем. Родители хотели, чтобы я пошёл по стопам старшей сестры и стал врачом, но у меня был свой осознанный выбор – педагогический вуз, родители поддержали.
– Получается, в вашей семье дети выбрали самые гуманные профессии на земле – врач и учитель. Кстати, сегодня учителя мужчины всё громче заявляют о себе, а ведь ещё вчера в основном были учительницы. Как вы оцениваете роль мужчин педагогов?
– На то, что не только девушки, но и ребята пошли активно учиться на педагогов, во многом повлиял принятый в 2019 году Закон «О статусе педагога». Статус педагога повысился, а для мужчин статус – это важно, и после этого они стали активно поступать, выбирать педагогическую специальность, приходить в школы и начинать преподавать. К счастью, в целом социальный статус учителей сегодня высок, в обществе отношение к учителям становится всё лучше – так и должно быть. В нашем народе всегда был огромен авторитет ұстаз. Вспомним, как в прошлом году лучших учителей Глава государства пригласил в Акорду, встретил с почётным караулом, какие одухотворённые были педагоги, благодарили Президента. Из таких моментов складывается общее уважение и признание непростого, кропотливого учительского труда.
– Хотела спросить у главы столичного образования, как же он реагирует на критику, скажем, в соцсетях. А соцсети критикой и часто огульным кухонным критиканством изобилуют нередко…
– Критика должна всегда быть. Не всё в работе огромной сферы или подразделения бывает идеально, поэтому есть и критика. Есть вопросы, которые сразу не решить при всём желании, где требуется время, людские ресурсы, финансовые затраты, временные дедлайны, и быстрого решения не бывает. Иногда для разрешения ситуации приходится идти и на непопулярные решения – критика будет. Лично критику в отношении себя я никогда не отслеживаю, сколько критикуют, где критикуют, что пишут в социальных сетях под моим постом. Но под постами в соцсетях управления образования, акимата, нашего министерства обязательно отслеживаю любые замечания в отношении сферы образования, и эта критика даёт нам сигнал, что необходимо дорабатывать, совершенствовать, в каком направлении двигаться и что улучшать. Вот эта критика, я считаю, правильная, и когда комментарии пишут, мы должны не бояться и убегать, а наоборот, радоваться, потому что когда комментариев нет, это ненормально. Тогда значит нет работы. Есть же истина: кто не работает, того не критикуют. Иногда посты для раздумий надо публиковать, они позволяют послушать мнение населения, какие вопросы актуальны, после этого можно корректировать свои планы, основные приоритеты с учётом мнения людей.
– У нас складывается открытый, душевный разговор на подкасте, и хочется, пользуясь случаем, задавать самые разнообразные вопросы. Например, как проходит утро руководителя Управления образования Астаны?
– Утро, как обычно у государственных служащих, которым многое надо за день успеть, начинается с 6.15-6.20 утра. На пешие утренние прогулки, скажу честно, времени не хватает, зарядка, завтрак, уже в 7 утра выезжаю из дома, и начинается объезд по городу, потому что объектов образования много, и утром хотя бы на один или два надо заехать, посмотреть, увидеть своими глазами. Каждое утро – или детский сад, или школа. Порой руководители не знают, что к ним приехали, да и нет в этом нужды, главное – пройти по территории, внутрь здания зайти, проверить охранников, как камеры работают. В учебное время мы от директоров требуем, чтобы встречали детей сами, с 7.45 утра учебного дня директор школы должен встречать детей лично сам вместе со своей администрацией, наблюдать, как дети приходят, какое у них настроение. Итак, заехали, а потом целый день обычно совещания, выезды, встречи с населением и так далее, поэтому самое золотое время – с 7.00 утра до 8.00 – побывать на местах, наметить планы на рабочий день, на рабочую неделю.
– Я знаю вас давно и вы уже руководили управлением образования, сейчас во второй раз пришли, руководили столичным политехническим колледжем и сыграли большую роль в его прорывном скачке в одного из лидеров отечественной сферы ТиПО. Есть опыт, авторитет, публичная узнаваемость успешного руководителя. А какой след, яркий, запоминающийся и красивый, вы бы хотели оставить в образовании?
– Нет такой цели оставить след. Хотелось бы, конечно, реализовать все цели, поставленные, доверенные на государственной службе. Главное – как госслужащий не подводить в первую очередь Главу государства К.К.Токаева, непосредственно нашего акима города Ж.М. Касымбека и министра просвещения Г.Б. Бейсембаева. Хочется сделать всё возможное, чтобы решения, которые принимаются в целом руководством, мной, моими коллегами, оставили полезный след на много лет, чтобы они приносили пользу детям, в целом населению. Нет такой цели, чтобы говорили: «Он построил несколько детских садов или школ» или «Он внедрил такую программу», потому что никакая работа не есть работа одного человека, это большая командная работа. Есть цель как можно более правильно и чётко решать возникающие ежедневные вопросы. И до меня, и со мной, и после меня работают очень профессиональные люди, которые вносят большой вклад в развитие столичной системы образования. Астана – наша любимая столица – растёт из года в год, растут и требования столичных жителей. В столице ставится высокая планка. Столица – для всей страны пример, на неё смотрят и равняются регионы. И я убежден, что в столичном образовании не должно быть никаких минусов. Всё должно быть в созидании, всё должно быть в плюсах. Поэтому, отвечая на вопрос, грёз о следе я не ставлю, я работаю здесь и сейчас. Как и все мои коллеги. Мы вместе делаем общее дело – строим качественное образование во имя будущего Казахстана.
– Безусловно, столичное образование – флагман, драйвер, локомотив, и, конечно, государство, акимат, министерство никогда не поставят во главе столичного образования серую, заурядную, не креативную, не амбициозную в целях достижения ставящихся целей личность. Спасибо, что пришли на открытый подкаст. Мы всегда готовы приглашать вас, а также ваших коллег, столичных директоров школ, колледжей, заведующих детсадов и обсуждать темы столичного образования – чем больше дискуссий, диалогов, тем больше поводов для ещё более успешного развития.
– Вам спасибо, что пригласили, «Бiлiмдi ел – Образованная страна» является одной из любимых газет столичной сферы образования. Очень много полезного читают на страницах газеты наши коллеги, и отрадно, что сегодня вы не только печатное издание, но и очень активно представляете свою работу в социальных сетях, в электронном формате, делаете интересные, современные обзоры детсадов, школ, колледжей. А сейчас ещё открыли и такую трибуну, как студия подкастов – уверен, желающих приходить к вам и делиться опытом, мнениями, достижениями, мыслями, идеями будет много. Публикуете материалы, поддерживаете наших учителей на странице «Столичное образование» – это настоящая информационная поддержка. Думаю, согласятся все коллеги из сферы образования, не только столицы, но и всей страны – хорошо, что есть такой профессиональный отраслевой медиаресурс, как «Бiлiмдi ел – Образованная страна».
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...


