Асоциальное поведение детей происходит от недоверия и неуверенности

13 февраля весь Казахстан потрясла ужасающая новость: девятиклассник из Петропавловска, вооружившись ножом и топором, пришел в школу «срубить деревья» – именно так писали журналисты со всех уголков страны. На сленге интернет-молодежи неформальных виртуальных игр и групп это выражение означает «убрать человека – выполнить задание».

Жертвами старшеклассника, который состоял на учете по состоянию психологического здоровья, стали его же знакомые – ребята чудом остались живы, но как с этим жить, с вопросом за что и почему? И как справиться с душевным состояниям десятков очевидцев, на чьих глазах вершилась бойня? Кажется, что вся эта история – сюжет из кинофильма жанра «хоррор», но, к сожалению, это случилось не в кино, а в реальной жизни и уже не в далеких странах. Почему происходят такие ситуации, что нужно знать о поведении подростков и почему дети берут в руки оружие? Об этом и многом другом мы поговорили с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области Еленой Петренко.

– Елена Александровна, раньше мы всё больше слышали о таких историях в США, России, но получается, что волна агрессии дошла и до нас?

– В США подобные ситуации связаны в большей степени с тем, что у них узаконено оружие. Наше общество сдерживают жёстким контролем. Если его ослабить, то тоже будет страшно, очень пагубное влияние на подростков сегодня оказывают социальные сети, виртуальные игры с применением реальной жестокости и насилия. Очень сложно почувствовать ту грань, когда человек начинает меняться не на людях, а внутри себя. Этому, как правило, предшествует целый процесс формирования этой ненависти и искаженного взгляда на жизнь. Бывает, дети сталкиваются с бытовым насилием, подвергаются буллингу или кибербуллингу, таят обиду, вынашивают в сердце ненависть, и однажды наступает ее пик. Вот тогда в интернете и находятся псевдопсихологи, которые разворачивают ситуацию в свою сторону, манипулируя чувствами подростка, подбираясь к нему самым обычным разговором «на доверие». Так они получают поддержку, находят родственную душу и, как им кажется, становятся защищенными и всемогущими. А ведь они должны были получить эту поддержку от родных, друзей, учителей, но зачастую остаются неуслышанными и отвергнутыми. Побольше неравнодушия к детским жизням, поменьше виртуальной реальности, и таких ситуаций можно будет избегать. Что касается агрессии… это дело заинтересованности делами друг друга и взаимоподдержки. Если брать во внимание данную ситуацию, то ребенок уже состоял на учете, то есть предпосылки были видны и раньше, и подростку требовалось повышенное внимание и особые условия для обучения, но этого не произошло.

– Что может спровоцировать такое поведение?

– Часто такие люди – социопаты, т.е. у них плохие отношения с внешним миром. Для них он представляется настолько опасным, что они приобретают оружие и готовятся его применить, у них внутри развивается паника. Если мы здесь развернём разговор в сторону, что всё идет из семьи, то скорей всего мы будем иметь дело вот с чем: родители не дали ребенку чувства базовой безопасности, не дали ощущения защищенности. Видимо, они транслируют ему: если что случится, мы сделать ничего не можем, рассчитывать можешь только на себя.

Кроме того, система образования сегодня очень сильно расходится с возможностями и потребностями людей, т.е. дети меняются, социум меняется, а система образования не меняется. К примеру, экзаменационный период. Здесь детей учат сдавать рубежи, тесты и быть в числе лидеров, то есть по факту поставить галочку в списке собственных достижений. В результате учителя паникуют, что школьники не смогут сдать экзамены, и эта паника передаётся детям, ученики не понимают, чего от них хотят.

– Игры могут спровоцировать подобные действия?

– Есть дети склонные, которых можно таким образом спровоцировать, есть не склонные. Точно так же есть родители, которые контролируют поток и количество информации, и те, кто всё пускает на самотёк. В любом случае родительский контакт определяет всё. Могут и игрушки, может и агрессивная среда спровоцировать. Эта тема до сих пор является самой табуированной в нашем обществе, но мы должны говорить об этом, чтобы решить данную проблему. Да и не всегда основная причина психозов в обычных компьютерных играх или картинках, причина в обществе, в котором есть насилие. Можно видеть, чем занимается в компьютере ребенок, можно видеть кровь и убийства на мониторе, но не придать этому значение или махнуть на это рукой. Тем временем дети, подверженные влиянию, искажают собственное восприятие, перестают мыслить в нужном направлении. Это проблема общества, проблема, требующая многогранного подхода: нельзя все свалить только на семью или только на школу. Все взаимосвязано.

– В этой ситуации можно как-то на ранних стадиях диагностировать нервное расстройство, которое может перерасти в неконтролируемую агрессию?

– В принципе у любого подростка психическое состояние из-за возраста очень неустойчивое, и это норма для детей. Это растущий организм, несформировавшаяся еще личность – всё это естественно. Любой подросток находится на грани психоза. Даже внешне спокойный ребенок может взорваться, ведь мы не знаем, что у него внутри. Что могут сделать родители – быть постоянно в контакте с ребёнком, чтобы знать, чтобы предвидеть какие-то поступки, нужно быть в очень хороших отношениях со своим чадом. А у подростков как раз свойство возраста заключается в том, что они хотят оторваться от родителей. Мамы и папы должны выстраивать отношения так, чтобы ребёнок знал, что он может обратиться к ним за помощью, что он будет защищён, что его услышат и поймут. Асоциальное поведение детей происходит от страшного недоверия, неуверенности в себе и в своём будущем.

– Как противостоять агрессивным вспышкам, когда дети берут оружие в руки?

– Важно разговаривать с детьми о том, что в человеческой природе есть такое чувство, как агрессия. Запрещать проявлять агрессию – это тоже достаточно агрессивное поведение по отношению к ребенку. Им нужно учиться управлять своими чувствами.

Что хочется сделать, когда вы сталкиваетесь с агрессией подростка? Запретить и сказать: «Так себя вести нельзя». Подобная реакция характерна для большинства взрослых. А нужно объяснить, почему нельзя, предложить альтернативы, разобраться, что спровоцировало злость. Иногда причины ее неясны, но иногда они на поверхности. В любом случае, каждый эпизод должен раскладываться по полочкам, чтобы человек был в контакте со своими чувствами.

– Постоянная занятость ребенка в спортивных секциях, в творческих кружках может в какой-то степени оградить ребенка от агрессивного поведения?

– Это хороший выход из ситуации. Но родители должны быть чувствительными к потребностям детей, а не просто отдавать их в те кружки или спортивные секции, куда им самим хочется. Дайте своему ребенку то, что ему интересно. Он должен знать, что у него есть выбор, он не обречен на то, чтобы постоянно заниматься в секции бокса или какой-то другой. Здесь должен быть творческий подход, а не навязывание своих пристрастий.

– Напоследок хотелось бы прояснить один важный момент. Что если родители слышат от ребенка то, что им не нравится, например, что восхищается людьми, которые совершили насилие, убийства, или с улыбкой реагирует на акты агрессии на фото и видеокадрах? В этой ситуации любому родителю будет сложно сдержать свои эмоции.

– Это серьезный повод задуматься, что происходит внутри вашего ребенка, если он восхищается бесчеловечным, страшным поступком. Поговорите о том, на что он сам злится и что хочет сделать, когда испытывает агрессию по отношению к кому-либо. Насколько окружающий мир становится агрессивным в отношении его самого. Агрессия порождает агрессию, она не возникает на пустом месте. Не отвергайте, а изучайте ситуацию. Не должно быть фраз: «Как ты можешь так говорить». Скорее: «Ты так злишься и представляешь, что мог сделать нечто подобное? Возможно, у тебя есть какое-то напряжение? Что именно тебя злит?». С такими чувствами трудно находиться рядом, от них хочется сбежать и не видеть, но если мы их не видим, это не значит, что их нет. Исходя из ответа ребенка и нужно искать дальнейший выход из сложившихся обстоятельств, например, обратиться за помощью к психологам или к узким специалистам.

Ксения МАЛИКОВА
Костанай

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий