50 лет на службе образованию

Вот уж действительно не зря говорят, что быть учителем – значит быть всегда молодым. Эту аксиому всей своей жизнью подтверждает ТУЯКОВА Кульсун Сатбековна. Несмотря на свой пенсионный возраст, всегда в строю и всегда профессионально востребована. Она обладатель множества различных регалий и наград: «Отличник народного просвещения Казахской ССР», медаль «За трудовое отличие», «Шапағат», юбилейная медаль «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл», нагрудный знак «Ы.Алтынсарин», нагрудный знак «Почётный работник образования Республики Казахстан», многочисленные грамоты и благодарности Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Недавно Кульсун Сатбековна отметила свой юбилей, принимала поздравления от коллег и бывших учеников. И согласилась дать интервью нашей газете.

– Кульсун Сатбековна, расскажите о себе, как начинался ваш трудовой путь?

– Я воспитывалась в многодетной семье. Мой отец проработал ветеринарным врачом более 40 лет в сельском хозяйстве, мать была домохозяйкой. В 1975 году окончила Костанайский государственный педагогический институт имени 50 лет СССР, физико-математический факультет, отделение физики. Свой трудовой путь начала в сельской школе со смешанным языком обучения учителем физики и астрономии. Вела 36 часов в две смены и была первым дипломированным учителем физики в этой школе. Проработав 3 года, была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

После 5 лет работы в сельской школе была приглашена в г. Аркалык и назначена заместителем директора вечерне-сменной школы рабочей молодежи. Спустя два года меня назначили директором средней школы №2 г. Аркалыка. Педагогический коллектив школы состоял из 120 учителей и более 2000 учащихся. Я благодарна судьбе, что мне выпала возможность работать с педагогами, которые были выпускниками Львовского, Киевского, Московского, Ленинградского, Донецкого педагогических институтов, они были асы своего дела. Работать в таком коллективе, конечно, было очень трудно, но и интересно. Показатели школы были очень высокие, и я благодарна учителям, родителям, ученикам, базовому предприятию АО «Тургайалюминстрой» и жителям микрорайона за поддержку, понимание и оценку моего труда.

Обретение Казахстаном независимости внесло крутое изменение в мою трудовую биографию. Меня назначают заместителем акима г. Аркалыка (заместитель председателя горисполкома, заместитель главы городской администрации), курировать социальный блок. Это было время ввода детских садов, школы-гимназии им. Алтынсарина, детских домов семейного типа, проведение интересных культурных мероприятий, непосредственное участие в праздновании юбилеев А.Байтурсынова, М.Дулатова, открытие памятников, решение проблем в медицине и т.д.

Спустя три года я вернулась в свою любимую отрасль, стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе гимназии им. И.Алтынсарина. В 1997 году была переведена директором средней школы №20 со смешанным языком обучения города Костаная и буквально через год назначена заместителем директора Департамента образования акимата Костанайской области, где проработала более 10 лет и 2,5 года заместителем начальника Управления культуры акимата Костанайской области. Чуть позже стала начальником административного управления филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области».

– Почему вы выбрали профессию учителя?

– Однажды, уже после 9 класса, как-то отец рассказывал про свое трудное сиротское детство. В его семье воспитывались трое братьев и двое сестер. Все братья были участниками ВОВ. Старший брат отца, Асылбек, закончил Костанайский учительский институт, погиб на войне, средний Сапарбек вернулся инвалидом, отец в 18-летнем возрасте попал на фронт и живым вернулся на родину. В конце своего повествования папа выразил надежду, что хотел бы видеть меня, старшего ребенка семьи, учителем. Пожелание моего отца был для меня как наказ, память о его брате. Так в 10 классе я решила, что стану учителем физики.

– Помните ли своих школьных учителей?

– Конечно, помню свою первую учительницу Марью Ивановну, учителя Смайловской школы, кстати, этот поселок, где я родилась, назван в честь деда моей матери, в годы Столыпинской реформы переселенцам с России были выделены эти земли. Дед матери, Досов Смаил, волостной, поставил условие, чтобы поселок на выделенной им его земле был назван его именем.

 – Следите ли за сферой образования сейчас? Как считаете, современным учителям легче работать или сложней, чем это было лет 20-30 назад?

– Слежу постоянно, участвую во всех встречах, заседаниях, совещаниях областных и городских, конференциях. Отслеживаю отклики в социальных сетях, читаю газеты, начиная от городских, областных и республиканских изданий, и обязательно «Білімді ел».

Конечно, образование очень изменилось, ничто не стоит на месте, всё меняется, совершенствуется, другое дело, неизменным должно быть отношение к работе, любовь к делу, которым занимаешься.

Работать учителем, по моему мнению, всегда было сложно, за тобой наблюдают сотни, а иногда тысячи пар глаз детей, родителей, дедушек и бабушек. Если 20-30 лет назад были проблемы материальные: не хватало красивых вещей, каких-то технических средств, то сейчас есть все: и одежда, и различные технические новшества связи, и т.д. Мне нравилось в той системе:

– организация школьного питания, оно было для 1-4 классов бесплатным и соответствовало Правилам правильного питания;

– медицинское обслуживание: работа медицинского персонала, связь педиатрической службы со школами;

– система воспитательной работы, может, была чрезмерно идеологизирована, но давала достаточно положительные результаты;

– оценивание по знаниям, никто из родителей не выпрашивал оценку для своего ребенка.

 Надо сказать, что родительская общественность была более лояльна к школе, к учителям. Непозволительно было родителю говорить с учителем на повышенных тонах. И учительство было более интеллигентно, по моему мнению.

Сейчас мне нравятся новые школы, их техническая оснащенность, а также умные, знающие учителя, владеющие современными технологиями обучения. Какие у наших детей достижения, возможности, можно только гордиться! Хотелось бы, чтобы обратили внимание на трудовые навыки школьников: уборка за собой в школе, самообслуживание в столовой, участие в субботниках на школьном дворе: посадка деревьев, разведение цветников. В Японии школьники 1-4 классов полностью на самообслуживании, и не вижу, чтобы от этого они стали хуже, чем мы.

Хотелось бы, чтобы была грамотно продумана и выстроена воспитательная работа. Голое копирование чужого невозможно, нужно находить рациональное, отвечающее нашим национальным интересам.

– На ваш взгляд, закон о статусе учителя решил проблемы учителей?

– Прекрасный закон! Он был нужен нам. Ни один закон на моем веку не решил все проблемы. Все зависит от нас, мы не должны быть пессимистами, чтобы он работал, надо прикладывать силы, быть более креативными, напористыми. Кроме нас, педагогов, никто не станет ничего делать, чтобы закон заработал. Депутаты от образования, общественники и мы все должны быть активными, чтобы данный закон заработал на все 100%.

– Какие проблемы есть в современной педагогике, как считаете?

– Хочется, чтобы заработала наша педагогическая наука, прежде всего по разработке Национальной программы воспитания, нашей идентичности, патриотизма, в том числе и трудового воспитания. Обратить внимание на разработки основных документов по началу учебного года, составлению Типовых учебных программ, особенности по сохранению преемственности учебного материала по предметам при переходе из класса в класс.

Пора ввести институт классных руководителей. Нужна работа с детьми, с родителями, общественностью. Это огромный пласт работы, к сожалению, о котором мы забываем. Родители мало говорят с детьми, учитель-предметник, он же классный руководитель, который загружен повседневной работой. Вызовы будут очень еще большие, мир меняется.

Обратила бы внимание на совместные программы с министерством здравоохранения, прежде всего по питанию, профилактике заболеваний (глаза, анемия, слух, переходный возраст в связи с использованием гаджетов и т.д.).

Необходимы действенные меры по созданию безопасных условий для школьников и работников образования.

– Сейчас родители страдают от того, что у детей зависимость от гаджетов, от телефонов и ноутбуков…

– Еще раз напомнила бы родителям чаще общаться с детьми, воскресный день посвятить детям, вместе сходить в кино, театр и т.д. Обязательно интересоваться делами ребенка, кто его друг, какие у него проблемы. Вместе искать пути решения проблемы, а не бежать выяснять отношения, кто виноват, и найти крайнего. Обязательно заинтересовать ребенка, чтобы он был чем-то занят дома, мастерить что-то, заниматься в спортивных кружках, музыкальных школах и т.д.

– Какие советы вы бы дали своим молодым коллегам?

– Моим молодым коллегам посоветовала бы творить, как музыкант, художник и скульптор. Сегодня у учителей есть все возможности, мир открыт для образования. Кто хочет учиться, быть на гребне профессионализма – пожалуйста, все условия, шансы! Любознательность, стремление к новому повсеместно только приветствуется и стимулируется. А чтобы давать максимально передовые знания детям, нам самим, педагогам, прежде всего, надо быть жаждущими новых знаний, которых никогда не может быть много. И главное – любить детей!

Я благодарна своей судьбе, что встретила замечательных людей, которые учили, поддерживали, журили, а главное, помогали в моей работе. Мне посчастливилось работать под руководством талантливых управленцев, таких как Ислямиев Н.А., Кулагин С.В., Бектурганов С.Ч., с руководителями в сфере образования Шек Г.Г., Жанахановым К.С., Мороко В.Ф., Кривенко А.П., Мейстер В.В. Так сложилось, что некоторое время поработала в МОН РК и встретила просто замечательных людей, руководителей, таких как Шамшидинова К.Н., Испусинова С.Б.

Со мной рядом трудились молодые специалисты, коллеги, а сейчас Байменова З.А. работает заместителем директора Департамента среднего общего образования Министерства просвещения РК, Ибраева А.Е., руководитель управления образования акимата Костанайской области. Они не забывают своих коллег, ветеранов, желаю им только успехов и достижений в тяжелой, но нужной работе.

Я бы не состоялась как управленец, если бы не работала с прекрасными, талантливыми директорами школ области, заведующими отделов образования районов и городов. Спасибо всем, кто был рядом со мной эти без малого 50 лет!

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий