Профессиональный капитал педагога дошкольного образования
Приближается одно из важных профессиональных событий для педагогического сообщества Казахстана – Республиканская августовская конференция педагогических работников, ежегодно проводимая Министерством просвещения Республики Казахстан (ранее – Министерство образования и науки РК), для определения траектории предстоящего нового учебного года.
Традиционно на площадке конференции обсуждаются актуальные вопросы развития национальной системы образования и науки, вырабатываются рекомендации для всех уровней образования.
Безусловно, главными спикерами и участниками конференции являются педагоги, которые были и остаются непременными проводниками важных изменений в системе образования и казахстанского общества в целом. Им принадлежит ведущая ответственная роль по формированию человеческого капитала страны «для реализации нового курса развития страны».
В странах (Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Канада) с высокими показателями по международному сопоставительному исследованию PISA педагогов рассматривают как «строителей своих наций…, незаменимыми национальными активами» и не безосновательно. 30% лучших выпускников вузов становятся педагогами, а в финских школах 100 учителей являются лучшими выпускниками университетов. Престижность профессии педагога, о которой в последние несколько лет пишут и дискутируют внутри педагогического сообщества, в управленческой среде и которая уже стала предметом государственной политики с принятием закона «О статусе педагога», является важным этапом развития казахстанской системы образования и модернизации педагогического образования в частности. Качество преподавания, которое является единственным наиболее важным определяющим фактором, влияющим на развитие способностей и формирование навыков ребенка для дальнейшего обучения на последующих уровнях образования, на успеваемость учащихся в школе, в исследованиях зарубежных ученых и исследователей определяется с точки зрения уровня профессионального капитала педагога.
Концепция профессионального капитала педагога и его влияние на преподавание и образование впервые была представлена учеными Международного центра изменений в образовании при Институте исследований Онтарио Andy Hargreaves и деканом Института исследований в области образования провинции Онтарио и почетным профессором Университета Торонто Michael Fullan на конференции в Бостоне в декабре 2012 года. Согласно данной концепции профессиональный капитал педагога рассматривается с точки зрения его человеческого (талант и индивидуальные способности педагога), социального (умение сотрудничасть в группе и обществе) и капитала принятия решения (мудрость, умение выносить здравые суждения).
Человеческий капитал педагога представляет собой его способность применять свои знания и навыки в преподавании своего предмета, обладать необходимыми методами и инструментами для исследований и применения инновационных практик в ежедневной своей работе, понимания культурных и семейных обстоятельств детей, которые обучаются в классе и школе. Обобщая все аспекты человеческого капитала педагога, можно сказать, что педагог должен обладать такими качествами и знаниями, которые позволяют ему работать с большой страстью к своей профессии, моральными обязательствами служения познавательным потребностям детей и желанием постоянного совершенствования своей работы с детьми.
Уровень образования педагога является составляющей его человеческого капитала. В системе дошкольного воспитания и обучения Казахстана работают педагоги с высшим, техническим профессиональным и общим средним образованием.
По данным национальной образовательной базы данных (далее – НОБД) в 2022-2023 учебном году в организациях дошкольного воспитания и обучения работали 97 407 педагогов. При ежегодном увеличении общей численности педагогов отмечается тенденция снижения доли педагогов с профильным дошкольным образованием. Так, доля педагогов с высшим дошкольным образованием снизилась на 10,2% (2021 – 31,9%, 2023 – 21,8%), доля педагогов с техническим и профессиональным дошкольным образованием – 4,3% (2021 – 23,4%, 2023 – 19,1%). Таким образом, педагоги, имеющие профильное дошкольное образование, «уходят» из профессии в силу разных обстоятельств, но основным фактором является низкий уровень заработной платы (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень образования педагогов дошкольных организаций, человек
Также хотелось бы затронуть еще один вопрос, касающийся образовательного уровня педагогов дошкольных организаций. Согласно Приказа Министра просвещения Республики Казахстан от 5 декабря 2022 года №486 «Об утверждении критериев оценки организаций образования» (Приложение 1 «Критерии для оценивания деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения и воспитания»), подпункт 1 определяет долю педагогов, имеющих высшее (послевузовское) педагогическое образование по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку. Данный критерий не включает педагогов, имеющих техническое и профессиональное профильное (дошкольное воспитание и обучение) образование. Т.е. педагоги, имеющие уровень образования ТиПО, не учитываются при аттестации дошкольной организации.
Необходимо отметить, что согласно данным государственной аттестации порядка 80% организаций образования не аттестованы. Одной из причин является несоответствие образовательного уровня педагогов.
С другой стороны, согласно Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» в квалификационных требованиях к сотрудникам дошкольных организаций, в частности к воспитателям организации дошкольного воспитания и обучения (Параграф 4), требования к квалификации, следующие:
– высшее и (или) послевузовское или техническое и профессиональное педагогическое образование;
– или высшее и (или) послевузовское и (или) техническое и профессиональное педагогическое образование по направлению «Дошкольное воспитание и обучение»;
– или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку, без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, в Приказе и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года №500 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» в карточке профессии «Педагог. Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения» определены требования к уровню образования:
– техническое и профессиональное, послесреднее образование;
– высшее и послевузовское образование.
В этой связи возникает первый вопрос к профильному министерству о «справедливости и обоснованности» требований к образовательному уровню педагогов дошкольных организаций при прохождении государственной аттестации.
Если при аттестации организации образования не учитываются педагоги, имеющие техническое и профессиональное образование, то возникает второй вопрос о целесообразности размещения государственного заказа на подготовку педагогов дошкольных организаций в колледжах и подготовки специалистов для дошкольных организаций в системе технического и профессионального образования.
Следует отметить, что на 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы колледжи страны получили государственный заказ на подготовку 2145 и 3069 специалистов дошкольного воспитания и обучения соответственно.
Таким образом, необходимо согласовать вышеперечисленные нормативно-правовые акты для устранения противоречий и выработки единого подхода к требованиям уровня образования педагогов системы дошкольного воспитания и обучения.
В частных организациях дошкольного воспитания и обучения, по данным НОБД в 2023 году, работает 39 013 педагогов (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень образования педагогов частных дошкольных организаций, человек
В частных организациях дошкольного воспитания и обучения, по данным НОБД, работает 39 013 педагогов. Из 26 638 педагогов частных дошкольных организаций имеют высшее профильное образование «Дошкольное воспитание и обучение» только 22% (5 869 человек). Такая же ситуация и с педагогами, имеющими техническое и профессиональное образование. Из 11 161 педагога с ТиПО только 49% имеют техническое профессиональное дошкольное образование. Т.е. 78% педагогов с высшим и 51% с техническим и профессиональным образованием, работающих в частных дошкольных организациях, не являются специалистами и не обладают необходимым уровнем знаний в области методики дошкольного воспитания и обучения, физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, предусмотренных в академических программах педагогических вузов и колледжей.
Истоки социального капитала как концепции были определены еще в 1970 году экономистом Джеймсом Лури (James Loury) и позднее в 1980 годах уже социологом Джеймсом Коулманом (James Coleman) применены при проведении анализа причин отсева слабоуспевающих детей из средней школы, различий в результатах обучения между католическими школами и обычными государственными школами. Так, например, католические школы преуспели в академической успеваемости учащихся, потому что у них было более четкое представление об общей миссии и более прочные отношения, организованные вокруг нее.
Согласно теории социального капитала, количество и качество взаимодействий и социальных отношений между людьми влияет на их доступ к знаниям и информации, их чувствам ожиданий, обязательств и доверия, степени привеженности к одним и тем же нормам или кодексам поведения. Группа, внутри которой существует высокая степень надежности и взаимного доверия, способна достичь гораздо большего.
Социальный капитал позволяет получать новые знания, дает доступ к человеческому капиталу других людей, таким образом расширяет степень влияния и возможностей. Формируются такие качества, как жизнестойкость, когда вы знаете, что есть люди, к которым можно обратиться, которые могут дать вам совет и быть вашими соратниками и защитниками. К сожалению, развитие социального капитала как стратегия пока не прижилась в педагогической профессии. Для педагогической науки и практики Казахстана, возможно, это станет предметом его измерения и исследования?
Исследователем и профессором Университета Питсбурга Carrie Leana в результате проведения исследования 130 начальных школ определена взаимосвязь между человеческим и социальным капиталом педагога.
Профессор Carrie Leana обнаружила, что школы с высоким социальным капиталом показали положительные результаты академических достижений. Школы с сильным социальным и человеческим капиталом вместе работали еще лучше. Интересным и важным фактом, обнаруженным в ходе исследования, было то, что учителя с низким человеческим капиталом, которым довелось работать в школе с высоким социальным капиталом, получили лучшие результаты, чем в школах с более низким социальным капиталом.
Наряду с влиянием человеческого и социального капитала на достижения детей капитал принятия решений (понятие, пришедшее из области права), характеризующийся как способность развивать и выносить суждения, таже влияет на развитие профессионального капитала педагога. Так как термин «капитал принятия решений» заимствован из области права, когда судьи учились выносить суждения, разбираясь со многими делами на протяжении многих лет, самостоятельно, с другими людьми, в зале суда, вне зала суда рефлексивно, в одиночку и коллективно со своими коллегами. Это то, что делают все профессионалы. На примере Финляндии, достигшей определенных успехов в сфере образования, мы видим в практике учителя, что они в течение дня проводят много времени вне класса в отличие от других стран, что дает им возможность размышлять, обсуждать и вырабатывать собственные суждения.
Существует три карьерных этапа, которые имеют решающее значение при рассмотрении вопроса о развитии капитала принятия решений. В начале карьеры, когда опыт опыт работы педагога составляет 1-3 года, учителя в среднем проявляют больше энтузиазма, чем на любом другом этапе своей карьеры. Они более целеустремленны, более самоотверженны. Но они менее компетентны, им еще многому предстоит научиться. В более поздние годы преподавания, от 22 лет и более, мы видим, что приверженность учителей в среднем снижается. Это связано со многими вещами: их жизнью, стареющими родителями, опытом перемен, сменой руководства и т.д.
В современной практике дошкольного образования три составлющие профессионального капитала педагога востребованы в контексте влияния на развитие и обучение детей для следующих ступеней образования. Человеческий, социальный капитал и капитал принятия решений педагога входят в повестку формирования глобальных компетенций 21 века: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими, компетентность взаимодействия с собой.
На сегодняшний день в системе дошкольного воспитания и обучения Казахстана нет достаточно необходимых данных об уровне социального капитала и капитала принятия решений педагога дошкольной организации. Однако есть квалификационные требования с определением профессиональных компетенций к категориям педагогических работников, среди которых можно выделить характерные для социального капитала и капитала принятия решений:
1) «педагог»: разрабатывать годовой план и организовывать методическую работу в дошкольной организации (взаимодействие и сотрудничество с методистом), проводить мониторинг качества развития умений и навыков детей, организовывать мероприятия на уровне организации образования;
2) «педагог-модератор»: разрабатывать годовой план и циклограмму, применять инновационные методики и технологии, организовывать работу методических объединений, подготовку и проведение семинаров, конференций, оказывать методическую помощь педагогам по применению инновационных технологий в практике;
3) «педагог-эксперт»: составлять годовой план и циклограммы, анализировать организацию образовательного процесса, обеспечивать участие воспитателей в районных, городских профессиональных конкурсах, организовывать работу методических объединений, педагогических советов, семинаров, конференции, организовывать повышение квалификации педагогов, обобщать собственный и опыт педагогов организации на уровне района/города, пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;
4) «педагог-исследователь»: участвовать в деятельности районных, городских методических объединений, семинаров, конференций, развивать исследовательскую компетентность педагогов, обеспечивать участие педагогов в городских, областных конкурсах, представлять опыт методической работы на районном, городском и областном уровнях, практиковать наставничество, развивать навыки публичных выступлений и взаимодействия с аудиторией, осуществлять творческий поиск применения современных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста, иметь методические разработки по дошкольному воспитанию и обучению, получивших одобрение на областном учебно-методическом совете;
5) «педагог-мастер»: участвовать в деятельности методических семинаров и конференций республиканского и международного уровней, разрабатывать учебные программы, методики обучения, воспитания, обеспечивать участие воспитателей в областных, республиканских конкурсах, практиковать наставничество и определять стратегию развития в педагогическом сообществе, иметь методические материалы, получившие одобрение на областном учебно-методическом совете и Республиканским учебно-методическим советом (далее – РУМС), обеспечивать развитие навыков научного проектирования, осуществлять наставничество и планировать развитие сети профессионального сообщества на уровне области, являться участником республиканских и международных конкурсов (рисунок 3).
Рисунок 3. Качественный состав педагогов частных дошкольных организаций, человек
Качественный состав педагогов частных дошкольных организаций, по данным НОБД, показал, что по республике среди сотрудников менее 1% педагогов-мастеров (0,036%) и педагогов-исследователей (0,4%). Имеют высшую квалификационную категорию 4%, педагог-эксперт – 0,7%, первую категорию – 5,1%, педагог-модератор – 2,3%, вторую категорию – 10,7%. 76,8% педагогов не имеют категорию.
Качественный состав педагогов республики уровня дошкольного воспитания и обучения составляет всего 10,2% (педагог-мастер, педагог-исследователь, высшая категория, педагог-эксперт, первая категория) от общего числа всех педагогов дошкольных организаций. Это свидетельствует о низком уровне социального капитала педагога и капитала принятия решений педагогом, что в целом влияет на систему дошкольного воспитания и обучения и «качество» ребенка как конечного продукта эффективности данной системы.
Таким образом, мы видим по итогам аттестации педагогических работников дошкольного образования, что низкий уровень профессионального капитала педагогов (по итогам ОЗП 2022 года доля всех педагогов, прошедших НКТ, составляет 25,8%) коррелирует с низким уровнем качественного состава педагогов системы дошкольного образования – 10,2%.
Наша практика работы с дошкольными организациями в регионах показала, что в большинстве случаев воспитатели не взаимодействуют не только друг с другом, но и с методистами при подготовке перспективных планов, циклограмм, проведении мониторинга развития умений и навыков у детей дошкольного возраста и составлении индивидуальных карт развития ребенка.
Зачастую карты развития детей составляются только в конце учебного года формально и соответственно не представляют объективную картину сформированности знаний, умений и навыков у ребенка. Также хочется отметить, что индивидуальные карты развития ребенка не учитываются в дальнейшем для определения траектории развития ребенка, и родители зачастую не знают о существовании таких наблюдений.
Отдельного внимания заслуживают такие документы дошкольной организации, как перспективный план и циклограммы, которые не соответствуют типовым учебным планам и программам, с одной стороны, с другой стороны, не взаимосвязаны друг с другом. Неграмотное составление перечисленных документов является подтверждением проблемы низкого уровня профессионального капитала педагога дошкольной организации.
Таким образом, нужно признать как педагогам, работающим в организациях дошкольного воспитания и обучения, так и профильному департаменту Министерства просвещения РК, что это реальная картина, и она соответствует состоянию кадрового потенциала наших дошкольных организаций. В этой связи было бы целесообразно на государственном уровне предпринимать меры поддержки педагогов дошкольного образования через систему наставничества, менторства и пересмотр подходов к повышению квалификации от краткосрочных курсов к программам профессионального развития с фокусом внимания как на человеческий, так и социальный капитал и капитал принятия решений педагога.
Загрузка...