Психологическая бедность: когда у ребёнка есть всё, кроме чувства безопасности
Ребёнок может расти в просторном доме, с планшетом и новым велосипедом, но внутри чувствовать холод, тревогу и одиночество. Потому что у него нет главного – чувства, что его любят, понимают и принимают. Об этих далеко не радужных реалиях сегодняшнего времени рассуждает наш постоянный автор, директор Центра психологической поддержки и воспитательной работы УО Костанайской области, к.п.н., доктор философии (PhD) по профилю «Психология», педагог-психолог-мастер Елена ПЕТРЕНКО.
Сегодня всё чаще мы сталкиваемся с особым видом обездоленности, который трудно измерить, но невозможно не заметить, если смотреть глубже. Это психологическая бедность – состояние, при котором у ребёнка есть всё необходимое по внешним признакам, но нет самого главного – эмоционального благополучия и внутренней защищённости.
Мы в Центре психологической поддержки Костанайской области ежедневно наблюдаем: даже в семьях, где родители обеспечены, живут в достатке, у детей могут быть глубокие эмоциональные травмы, неуверенность в себе, апатия или повышенная тревожность.
Что такое психологическая бедность?
Это не про недостаток еды или одежды. Это про дефицит принятия, тепла, безоценочного внимания и стабильных отношений со значимыми взрослыми. Психологическая бедность проявляется, когда:
– ребёнок не чувствует себя в безопасности;
– его эмоции игнорируют или обесценивают («не плачь», «ничего страшного», «не выдумывай»);
– он не ощущает важности своего «я» в глазах близких;
– взрослые рядом есть, но эмоционально недоступны.
Всё это может произойти и в полной семье, и в ситуации «родитель рядом, но постоянно в телефоне». Условно: ребёнок обут, сыт, одет, но внутри пустота и тревога.
Почему это особенно важно сейчас?
Современные дети растут в мире, где внешнего больше, чем когда-либо. Игрушки, гаджеты, развлечения, кружки… Но вместе с этим растёт и эмоциональное одиночество. Ребёнку не нужно 10 кружков в неделю, ему нужен хотя бы один час в день, когда взрослый смотрит на него с любовью, слушает без спешки и по-настоящему рядом.
Мы, психологи, всё чаще сталкиваемся с детьми, которые не умеют выражать свои чувства, боятся рассказать о проблемах родителям, не доверяют взрослым вообще. Они могут хорошо учиться, быть «удобными», не жаловаться, но за этим часто стоит глубокая внутренняя пустота. И именно такие дети чаще всего оказываются в зоне риска: тревожные расстройства, самоповреждения, уход в виртуальные миры.
В последнее время участились обращения на консультации с вопросами: «Почему ребёнок всё время молчит, у него нет друзей, он часто говорит, что хочет спать и не хочет в школу?» Семья обычно полная, обеспеченная, а детям уже 6-7 лет.
В процессе работы выясняется, что детский мир очень структурирован, где всё по расписанию, всё как надо, но никто не спрашивает, как себя чувствует ребенок. «Я стараюсь, чтобы меня не ругали… чтобы не мешать… чтобы меня просто не замечали», – говорят дети. Внутри у них – страх быть неудобным, быть брошенным, быть не таким. Это не исключение. Это система.
Статистика и реальные цифры
В 2024 году Центр психологической поддержки Костанайской области провёл более 1700 индивидуальных и групповых консультаций. Из них:
38% – тревожные состояния, страхи, нарушения сна;
25% – семейные конфликты, непонимание между родителями и ребёнком;
18% – трудности адаптации в школе и детском саду;
19% – нарушения поведения, агрессия, протест.
И за каждым из этих процентов – настоящая боль маленького человека, который не может найти место в мире взрослых.
Почему страдают дети обеспеченных семей?
Парадоксально, но часто именно в семьях, где родители стремятся дать всё лучшее, у детей развивается глубинное чувство одиночества. Потому что вместо живого общения – подарки. Вместо внимания – новые очередные кружки. Вместо объятий – инструкции и планы на будущее.
Дети не нуждаются в идеальных родителях. Они нуждаются в тёплых, живых, доступных папах и мамах, бабушках и дедушках.
Иногда простая фраза «я вижу, что тебе сейчас трудно» важнее любого материального обеспечения. Но часто родители просто не умеют говорить о чувствах, потому что и с ними этого никто не делал. И это передаётся дальше – из поколения в поколение.
Что говорит наука?
Теория привязанности Джона Боулби, подтверждённая десятилетиями исследований, утверждает: надёжная эмоциональная связь с родителем – ключ к психическому здоровью. Исследования показывают:
– дети без эмоциональной поддержки чаще страдают от тревожности, депрессии, нарушений поведения;
– у них снижен уровень уверенности в себе;
– в подростковом возрасте они больше подвержены риску формирования зависимостей, самоповреждающего поведения, конфликтности.
Нейрофизиологи отмечают: хронический стресс в детстве изменяет структуру мозга, снижает обучаемость, память, внимание. То есть психологическая бедность – это не просто метафора. Это фактор, который буквально влияет на развитие мозга и судьбу ребёнка.
Что мы делаем в Центре?
С 2019 года мы усилили направление ранней психологической помощи детям и их родителям. Среди ключевых программ:
- психологический скрининг детей, в том числе и в начальных классах, раннее выявление проблем;
- индивидуальные консультации с родителями (по запросу педагогов и самих семей в удобном формате – офлайн, онлайн);
- тренинги и мастер-классы для родителей, направленные на развитие навыков эмпатии и эмоциональной близости;
- арт-терапевтические занятия для детей, переживших эмоциональное неблагополучие;
- проект «Семейный клуб», где дети и родители учатся слушать, замечать друг друга и быть в контакте;
- работа в интернете на всех крупных пабликах;
- анонимный телефон доверия для всех: «Если трудно, просто позвони!».
Также мы активно работаем с психологами и педагогами дошкольных организаций: учим распознавать сигналы бедствия у детей, не списывать тревожность и агрессию на характер, а видеть за поведением внутреннюю боль ребенка. Вот, к примеру, 20 мая именно для этих специалистов проводится областной фестиваль, цель которого – повышение профессионального мастерства через знакомство с эффективными и инновационными методами психолого-педагогического сопровождения дошкольников. В рамках фестиваля будут представлены:
– арт-терапевтические подходы в работе с эмоциональной сферой ребёнка;
– телесно-ориентированные практики для снятия тревожности и телесных зажимов;
– игровые и креативные методы диагностики и коррекции;
– мастер-классы от опытных специалистов региона.
Это одна из форм профессионального просвещения и методической помощи, которую наш Центр оказывает педагогам-психологам региона.
Что может сделать каждый взрослый?
Мы не можем мгновенно изменить всё. Но каждый родитель, педагог, воспитатель может начать с простого:
- Смотрите в глаза, когда говорите с ребёнком. Это сигнал: «Ты важен для меня».
- Говорите о чувствах – своих и его. Не бойтесь слов: «Ты злишься?», «Ты сейчас грустишь?», «Я тебя понимаю».
- Интересуйтесь его внутренним миром, а не только успехами.
- Отложите телефон хотя бы на 20 минут в день и просто побудьте рядом.
- Слушайте молча. Без советов. Просто дайте ребёнку быть услышанным.
Эмоциональное тепло – это фундамент
Психологическая безопасность – это не бонус. Это базовая потребность, без которой всё остальное теряет смысл. Дети, выросшие в психологической бедности, потом ищут любовь, безопасность, понимание и признание всю жизнь – в партнёрах, в профессии, в соцсетях.
Но если мы сегодня хотя бы на шаг приблизимся к ребёнку, услышим, обнимем, поймём, мы дадим ему гораздо больше, чем престижная школа или новый гаджет. Мы дадим ему ощущение, что он не один в этом мире. Что он нужен. Что он любим.
Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей. У вас своя жизнь, у детей – своя! Поэтому ваша задача не в том, чтобы ваш ребенок «стал экономистом, как я мечтала», а в том, чтобы дать ему возможность гармонично развиваться, выбрать свой неповторимый путь и стать полноценным и счастливым человеком!
Загрузка...