Ключ к совершенству: как дополнительное образование формирует в детях психологическую стойкость

Дополнительное образование в сегодняшнем мире – это не просто форма работы с детьми во внеурочное время, как это было раньше. Сегодня оно играет важную роль в развитии детей и положительно влияет на психологические аспекты развития, а главное, у ребят появляются необходимые навыки для будущих профессий. В этой статье предлагаю вам рассмотреть, каким образом дополнительное образование способствует психологическому развитию детей и почему сегодня это так важно.

Елена ПЕТРЕНКО

Дополнительное образование имеет разную степень развития в различных странах в зависимости от социокультурных, экономических и образовательных особенностей каждой страны, есть же страны, где возможностей обучаться дополнительным образованием совсем нет. У Казахстана есть возможность не просто охватить всех желающих детей, но и предложить огромный спектр для выбора направления деятельности. А в последнее десятилетие полученные навыки в детстве формируют у детей качества личности и представление о возможной будущей профессии.

В игру вступают новые профессии

Не секрет, что современный мир становится все более конкурентоспособным и быстро меняющимся. Дети, обладающие дополнительными знаниями, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения и на рынок труда, ведь они в большей степени обладают необходимыми интеллектуальными и практическими ресурсами для успешной адаптации к переменам.

Если еще 20 лет назад, когда дополнительное образование проходило этап своего становления, было не так много кружков и в основном они имели художественно-эстетическое или спортивное направление, то на сегодняшний день список возможных занятий для ребенка исчисляется сотнями. В числе самых востребованных – робототехника, студии блогерства и вайнов, мобилография, веб-дизайн, мультипликация, разработка игр и сайтов и другие аналогичные. Но почему так происходит? На самом деле ответ прост. Современное дополнительное образование – это прежде всего выбор самого ребенка. Новые направления кружковой деятельности появляются, когда на них есть спрос, а ведь современные дети очень мобильны и хорошо понимают, что им необходимо и интересно. Занимаясь определенным делом, ребенок формирует в себе нужные для этой работы качества, а с возрастом, когда он понимает, что увлечение стало чем-то большим и может приносить доход, не задумываясь, отдается любимому делу. В свою очередь государство поддерживает эти желания, предоставляет возможность принимать участие в конкурсах, выставках, семинарах, а мы, педагоги, стараемся своевременно выявлять интересы детей и поддерживаем на протяжении учебного процесса.

Через труд к самосовершенствованию

А задумывались ли вы когда-нибудь, какие личностные качества обретает ваш ребенок, делая выбор в пользу любимого дела? Обычно мы отмечаем просто интерес и привязанность к хобби, но мы даже не представляем, насколько это положительно влияет на формирование психологических аспектов личности. А их немало.

Первое, о чем стоит помнить – дети, занимающиеся в кружках дополнительного образования, часто развивают такие качества, как настойчивость, ответственность и целеустремленность. Они учатся ставить перед собой цели и работать над их достижением. Кроме того, это способствует социальной интеграции. Занятия в группах или клубах дополнительного образования помогают детям находить друзей с общими интересами, развивать навыки коммуникации и сотрудничества. Помогают им адаптироваться, расти и развиваться в соответствии с требованиями современного общества, а также находить смысл и радость в учении и самосовершенствовании.

Многие программы дополнительного образования способствуют развитию критического и аналитического мышления. Дети учатся анализировать информацию, решать сложные задачи и принимать обоснованные решения, а ведь именно этот критерий сегодня занимает главенствующую роль на рынке труда. Но даже если ребенок не станет во взрослой жизни продолжать начатое увлечение, то положительные впечатления и воспоминания из детства, связанные с дополнительным образованием, могут сформировать позитивное отношение к обучению в целом и стать мотивацией для постоянного саморазвития.

 Обратимся к психологии

В таком богатстве выбора часто теряются и родители, и дети. Вроде бы нравится и то и то, а выбрать что-то одно не получается, тогда родители как правило стараются отдать чадо сразу в несколько кружков. Это огромная нагрузка на ребенка с учетом основного образования: есть дети, для которых такой ритм по душе, а есть те, кому сложно совмещать, они переутомляются и начинают остывать к тому, что так любили. Конечно, здесь хочется подчеркнуть важность психологического сопровождения в организациях дополнительного образования. Это необходимость, такая же важная часть учебного процесса, как и в школе.

Во-первых, в арсенале у психолога много различных инструментов для корректного выявления навыков, способностей и предпочтений ребенка в самом начале пути. Во-вторых, консультация родительской общественности – тоже немаловажный фактор, и, наконец, в-третьих, в период обучения дети сталкиваются как со взлетами, так и с падениями, с дружбой и ссорами, с успехами и поражениями – и все это новые эмоции, обусловленные обстоятельствами, поэтому наши дети должны получать психологическое сопровождение в учреждениях дополнительного образования. Примечательно, что в ряде европейских стран успешно применяется данная практика, визит к психологу считается дружеской встречей, где тебя выслушают, поймут и помогут.

Новый формат, планы, эмоции

На августовских совещаниях в секции «Дополнительное образование» ежегодно поднимаются актуальные вопросы по охвату школьников, контингенту детей, разнообразию конкурсных программ и т. д. Большую поддержку в этом направлении регионам оказывает РУМЦДО МП РК во главе с директором Шер Раисой Петровной.

Коллектив не просто предлагает пути развития, но и делает этот процесс креативным и нестандартным. К примеру, в этом году Республиканская августовская конференция педагогов дополнительного образования завершилась яркой выездной программой в детский оздоровительный загородный лагерь «Дарын», находящийся в живописном и экологически чистом месте, на берегу реки горная Ульбинка в 25 километрах от Усть-Каменогорска!

После плодотворных трудов на секционных занятиях наш педагогический тимбилдинг завершился традиционным костром с песнями под домбру и гитару на разных языках. Песни у костра объединяют людей, а запеченная на костре картошка пахнет детством, близким для каждого из нас. Стоит отметить, что все было продумано на высшем уровне: игры, конкурсы, дискотека, любимый костер. Прошли уже недели, а теплота в душе и эмоции царят до сих пор.

Кроме того, этим летом работа всего дополнительного образования республики, в частности и нашего Центра, не останавливалась ни на день. Ежедневно мы освещали то, чем занимаются на каникулах наши дети в режиме реального времени, писали статьи в газетах, выпускали ролики на телевидении. Была проделана масштабная работа, где были задействованы все организации дополнительного образования страны.

Для Костанайской области это были насыщенные, плодотворные дни, и это дало свой результат. По итогам республиканского рейтинга мы находимся в первых строчках и уже обобщили свой опыт на уровне республики. В свою очередь, мы благодарны коллективу РУМЦДО за постоянное сопровождение и поддержку – специалисты Центра находились на связи ежедневно и были готовы проконсультировать в любую минуту.

Конечно, все это становится возможным благодаря чуткому, неравнодушному отношению министра просвещения Бейсембаева Гани Бектаевича, который всегда горячо поддерживает инициативы и новшества в образовании.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть: у дополнительного образования большие планы и ресурсы, но главное – это дополнительная возможность для наших детей не просто интересно проводить свое время в детстве и юности, но и становиться психологически стойкой личностью, приобретать новые знания и навыки, получать профессию.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области, кандидат наук, доктор философии (PhD) по профилю «Психология»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий