Татьяна ЛЕВАНОВА: «Я не представляю себя без школы»

Тогузакская общеобразовательная школа расположена в обычном посёлке Карабалыкского района. Но сама школа необычная: вот уже несколько лет подряд она постоянно на слуху в сфере образования Костанайской области благодаря яркой, творческой, прогрессивной работе коллектива во главе с директором Татьяной Левановой.

Про везучих людей говорят, что они родились в рубашке. Про Татьяну Александровну можно сказать, что она родилась с указкой. Как признаётся она сама, никакой другой профессии помимо учительской для себя не видела. И во всех школьных сочинениях на тему «Кем я хочу стать», начиная с младших классов, писала: «Хочу быть учителем». Наверное, здесь сказалось мамино влияние, которая тоже хотела быть учителем, но не получилось. А ещё пример учителей родной Тогузакской школы.

– Во-первых, мне всегда нравилось, что они приходили в школу красивые, нарядные, на них было просто приятно смотреть, – рассказывает Татьяна Леванова. – Во-вторых, в моих глазах они были очень умные, человечные, любящие нас, детей. И в принципе та коллаборация, которая происходила в школе, мне очень нравилась. Я и по детским лагерям ездила, и выступала где только можно, участвовала в самых разных мероприятиях. Училась фортепиано в музыкальной школе, в сельском Доме культуры и танцевала, и в хоре пела, и инсценировки делала вместе с командой таких же увлечённых ребят. Это всё мне передалось от мамы, которая всегда была и до сих пор активная, деятельная, любит помогать людям. И вот это стремление быть везде и во всём задействованной лучше всего можно было реализовать в школе, как я считала.

Но дорога в образование не была лёгкой и прямой. Сразу Татьяне не удалось поступить в пединститут, и она пришла в свою школу работать вожатой. Директор, зная активность и ответственность бывшей ученицы, взяла её в коллектив, несмотря на то, что девушке было на тот момент всего 16 лет. Через год Татьяна поступила в КГПИ на заочное отделение факультета «русский язык и литература».

– Выбор предмета тоже был не случаен. Русский язык и литературу преподавала наш классный руководитель Надежда Петровна Чалых – огромный авторитет для меня, – вспоминает Татьяна Александровна. – Наш класс был такой активный, что все порученные мероприятия мы готовили самостоятельно, не допуская классного и до последнего держа всё в тайне. И Надежда Петровна, хоть и переживала, конечно, но нам доверяла. Пока мы готовили очередной проект, она пекла для нас пирожки и следила, чтобы мы были накормлены и обогреты. И мы ни разу её не подвели, все детали мероприятий продумывали, прорабатывали до мелочей, в том числе и выпускной бал. Второй учитель русского языка и литературы, которая меня вдохновила, работала в Карабалыкской школе, где я оканчивала 10 и 11 класс (в Тогузакской тогда их ещё не было). Лилия Фёдоровна Галевская так учила нас читать стихи, так рассказывала биографии поэтов и писателей, что мы сидели, раскрыв рты. Она штудировала с нами каждую строчку, каждое ударение, потому что бесконечно любила свой предмет и передала эту любовь мне.

Для Татьяны Александровны в начале педагогического пути оказалось самым трудным преодоление психологического барьера, когда нужно начать относиться к своим педагогам, как к коллегам, а к ребятам, которые максимум лет на пять младше, как к ученикам.

– Я первое время просовывала в приоткрытую дверь учительской голову и спрашивала, можно ли взять журнал, – с улыбкой делится Татьяна Леванова. – Сближению способствовали различные совместные мероприятия: экскурсии, выезды на природу, спортивные игры. Помню, когда директор услышала, что меня кто-то назвал в школе просто по имени, вызвала меня к себе и сказала: «Здесь ты Татьяна Александровна. Таней будешь за дверью школы». Я это на всю жизнь запомнила. А особенности психологической адаптации непременно учитываю в работе с молодыми учителями, приходящими в нашу школу, делаю всё возможное, чтобы им было максимально комфортно, чтобы не было никакого отчуждения, недоверия.

У Татьяны Левановой за 28 лет работы в школе выработались собственные принципы, которым она следует и как педагог, и как руководитель. Прежде всего, это добросовестность, ответственность за результат обучения и воспитания. Второй принцип – честность по отношению к себе, к детям, к коллегам. Третий принцип – уважение чести и достоинства любой личности вне зависимости от возраста и статуса, неважно, ребёнок это или взрослый, коллега или родитель. Четвёртый принцип – уважение общечеловеческих ценностей, так как именно педагог формирует климат доверия и уважения в школе. Обязательный принцип – профессиональная солидарность, потому что любой педагог должен заботиться о престиже профессии, не наносить ущерб авторитету учителя, не злоупотреблять доверием коллектива. И не менее важный принцип – непрерывность профессионального развития. Причём это касается не только учителей или администрации школы, но и родителей учеников. Им тоже нужно многому учиться, развиваться вместе с детьми и их педагогами.

Неудивительно, что такой ответственный, активный и талантливый педагог была замечена директором Тогузакской школы Ольгой Волошник, которая включила Татьяну Александровну в кадровый резерв и методично готовила её себе на смену.

– Ольга Алексеевна делала всё, чтобы меня продвигать как будущего директора: постепенно вводила в круг своего делового общения, периодически делегируя те или иные полномочия, давая мне возможность познакомиться с административными задачами, брала с собой на различные совещания, – рассказывает Татьяна Леванова. – И когда меня назначили директором школы, я уже была готова к этому. Даже мысли не было отказаться и подвести Ольгу Алексеевну.

И Татьяна Александровна не подвела. Прогноз бывшего директора оказался настолько точным, что сейчас трудно представить Тогузакскую школу без директора Левановой. Школа с ней не просто вышла на новый уровень, она обрела редкостную для сельских образовательных учреждений энергию творчества, созидания, инициатив.

– Руководитель коллектива, организации должен быть не просто менеджером, а действительно лидером и лидеров собирать вокруг себя, – считает Татьяна Александровна. – Должен быть абсолютно открыт к общению. Должен постоянно развиваться. Не будет развиваться директор, не будут развиваться и педагоги, это я точно знаю. Любое нововведение в коллективе встречает сопротивление, но если руководитель сам открыт новому, изучил эту новацию и точно знает, как её применить, то и коллектив пойдёт за ним. Конечно, нужно знать специфику своего коллектива и каждого человека в отдельности, кто на что способен, у кого какие таланты, проблемы, интересы… Я знаю, кого надо погладить по голове, с кем поговорить, к кому применить строгость, с кем сыграть на амбициях. Здесь помогает постоянное диагностирование своего коллектива, для чего есть соответствующий инструментарий. И я стараюсь держать руку на пульсе. Директор – это дирижёр, коллектив – это оркестр, и от умелости действий, понимания, кого, куда и в какой момент направить, зависит качество «звучания».

Как говорит Татьяна Леванова, самое главное в коллективе – это позитив, эффектив и креатив. Любовь к профессии, творчество, позитивное отношение к жизни – это то, что служит примером и не может остаться незамеченным, не может не подействовать вдохновляюще. Поэтому в Тогузакской школе так успешно реализуются различные проекты, из которых особо значимым стал педотряд: за полтора десятилетия этот проект вырос в целый процесс подготовки кадров со школьной скамьи, в систему, по которой сейчас работает область, в опыт, который изучает республика. Также здесь эффективно работают экологические, туристические проекты, в которых задействованы школы Карабалыкского и соседних районов. Хорошо поставлено социальное проектирование, которое помогает развивать материальную базу школы, ежегодно один-два социальных проекта выигрывают гранты, средства которых направляются на исследовательскую, творческую деятельность учеников. Например, недавно приобрели дрон, который позволяет наблюдать за бобрами. А в этом году выиграл проект по семейному кемпингу.

Ещё одна особенность Тогузакской школы – постоянное профессиональное совершенствование учителей:

– Я сама не так давно окончила аспирантуру. Из моих 26 коллег в школе 10 имеют степень магистранта, и семеро ещё готовятся к поступлению. Каждый педагог у нас в коллективе хочет быть лучше, каждый готов и может делиться методическими наработками, поэтому налаживаем сотрудничество с другими школами, в частности, с Карабалыкской ОШ №1 готовим проект по внутренней системе повышения квалификации. Будем работать с различными городскими школами, с НИШ. Потому что я вижу, что моему коллективу уже тесно в рамках своей школы, надо расширять границы возможностей.

На вопрос, если бы можно было начать всё сначала, выбрали бы учительскую профессию, Татьяна Леванова без раздумий отвечает утвердительно:

– Я иногда думаю, а смогла бы работать где-то кроме школы? И понимаю, что нет. Ничего другого я не умею и не хочу. Мне нравится быть учителем, быть директором, быть лидером. Я ценю свою работу за возможность общаться с детьми, которых очень люблю. Вообще каждый педагог должен любить детей или не приходить в эту профессию. Потому что любовь к детям – это настоящий двигатель образования. У меня среди учеников нет любимчиков, я всех принимаю, какие есть – со всеми сложностями, особенностями. Я вообще люблю нестандартных людей, как учеников, так и педагогов, для меня они уникальное поле исследований. Я хочу их понять, найти поход. И каждый для меня значим: каждый ребёнок, каждый учитель, каждый сотрудник. Говорят, невозможно всех любить. А я думаю можно. Для меня коллектив – это не просто коллеги, это семья, в которой все радости, трудности, заботы, успехи мы делим пополам. И ещё я обожаю свою школу. Когда я прихожу рано утром или ухожу поздно вечером, когда никого нет, я обхожу все кабинеты не для контроля, а потому что мне всё нравится, потому что душа вложена в каждый уголок. Я прохожу по всем этажам, по двору школы и только тогда иду домой. Мой муж говорит, что это болезнь. Ну и пусть болезнь. «От работы дохнут кони, ну а я бессмертный пони». Я даже дня два-три побуду дома, и уже тянет на работу. Конечно, я стараюсь не загоняться, не позволить себе выгореть. Поэтому стараюсь находить и себе, и коллективу время для отдыха, напоминаю, что у вас есть семья, что помимо школы должно быть увлечение. Лично я свой рабочий ритм компенсирую прогулками на природе, поездками на концерты, походами в театр, на выставки, чтением книг. Это меня наполняет энергией, позволяет восстановиться. Коллектив у нас замечательный, я не просто рада в нём работать, я действительно счастлива. И вне этой школы я себя не представляю.

Светлана ОФИЦЕРОВА
Костанайская область

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий