Трансформация педагогического образования в Казахстане: кейс Академии физической культуры и массового спорта и потенциал IР-программ
В последние годы система высшего образования Казахстана претерпевает трансформации, направленные на повышение качества подготовки педагогических кадров. Одним из ключевых направлений модернизации стало внедрение индивидуализированных образовательных программ (IР-программ), разработанных в рамках совместного проекта Всемирного банка и Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан. Эти программы ориентированы на компетентностный, студентоориентированный и междисциплинарный подход, что отвечает вызовам времени и требованиям обновлённого содержания среднего образования.
Индивидуализированные программы (IР) – это современные образовательные траектории, учитывающие личные интересы, профессиональные цели и индивидуальный темп обучения студента. В контексте педагогического образования IР-программы позволяют будущим педагогам выстраивать собственную траекторию развития: выбирать углублённые дисциплины, развивать предметные и междисциплинарные компетенции, усиливать практико-ориентированный опыт и использовать цифровые инструменты обучения.
Согласно концепции проекта «Усиление педагогического потенциала РК», ключевыми принципами при разработке программ стали: переход к студентоориентированному подходу, внедрение конструктивного согласования, развитие навыков исследования и рефлексии, цифровизация педагогической деятельности, инклюзия и учёт разнообразия студентов.
Многие казахстанские вузы уже включились в процесс реформирования программ, адаптируя единые подходы под свои институциональные особенности. Например, Павлодарский педагогический университет им. А.Маргулана и Северо-Казахстанский университет им. М.Козыбаева сохранили классическую четырёхлетнюю модель подготовки, делая акцент на усилении педагогической практики и разработке новых элективных дисциплин в области физического воспитания.
Некоторые университеты, как Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, интегрировали элементы педагогики цифровой трансформации и ориентированы на подготовку учителей для трёхъязычного образования. Акцент сделан на освоении цифровых платформ, инклюзивном подходе и развитии soft skills через активные формы преподавания.
Особенности APEMS: инновационная 3-летняя модель
На фоне системных изменений Академия физической культуры и массового спорта (APEMS) выделяется внедрением ускоренной 3-летней модели бакалавриата с сохранением полной академической нагрузки 240 кредитов. Это стало возможным благодаря переходу на триместровую систему обучения, оптимизации программ и насыщению практической составляющей.
Такая модель основывается на успешном международном опыте (Великобритания, Финляндия, Сингапур) и реализуется только в вузах с высокой организационной и кадровой зрелостью. Такая модель позволяет:
- интенсифицировать подготовку за счёт грамотной модульной сетки;
- минимизировать перерывы между циклами обучения;
- предложить гибкие возможности трудоустройства и продолжения обучения на магистратуре.
Ещё одной инновацией APEMS стало введение Minor (майнор) – дополнительных образовательных блоков, усиливающих профессиональную направленность студента. Студент вправе выбрать одну из следующих специализаций:
- психология кризисных ситуаций в спорте высших достижений;
- психология саморазвития;
- управление личностным ростом и лидерство;
- финансовая грамотность;
- цифровизация в спорте;
- организация киберспортивных мероприятий.
Каждый Minor состоит из набора дисциплин (в среднем 15-20 кредитов), логично дополняющих основную специализацию. Это даёт выпускникам конкурентное преимущество и широкую сферу применения навыков, от спортивного менеджмента до коучинга и цифрового сопровождения спорта.
В рамках 3-летней программы APEMS системно формирует три кластера ключевых навыков:
Инструментальные навыки:
- Цифровая грамотность: владение образовательными платформами, видеоанализом двигательной активности, дистанционными форматами обучения;
- Навыки академического и методического письма: составление рабочих программ, планов занятий, отчётных и аналитических документов;
- Коммуникативные и презентационные навыки: проведение занятий, защита проектов, работа с родителями, коллегами, участие в конкурсах и конференциях;
- Владение иностранным языком (ESP) для профессионального роста и академической мобильности.
Фундаментальные навыки:
- Анатомия, физиология, биомеханика и теория физического воспитания;
- Педагогика и психология физической культуры: методики преподавания, возрастные особенности, мотивация учащихся;
- Гигиена, основы здорового образа жизни и профилактика нарушений здоровья у детей и подростков;
- Разработка и реализация учебных программ по видам физической активности с учетом государственных стандартов и особенностей учащихся.
Индустриальные навыки:
- Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в образовательных организациях;
- Работа с документацией и правовое обеспечение деятельности педагога (журнал успеваемости, отчёты, охрана труда, инклюзивное образование);
- Интеграция цифровых и креативных подходов в преподавание физкультуры (геймификация, VR, видеотренировки);
- Формирование спортивной культуры и лидерства у обучающихся, развитие soft skills через физическое воспитание.
Интеграция этих навыков обеспечивает комплексную готовность выпускника к современным вызовам спортивной и образовательной отраслей.
Включение направления «6B115 – Спорт» в Классификатор направлений подготовки кадров стало важным этапом в эволюции высшего образования в сфере спорта. Ранее подготовка специалистов осуществлялась в рамках объединённой педагогической группы, где основной акцент традиционно делался на образовательную деятельность.
Однако с учётом современных потребностей спортивной индустрии всё более очевидной становилась необходимость в дифференцированных образовательных треках для подготовки тренеров, судей, спортивных менеджеров, аналитиков, а также специалистов в области спортивной медицины, реабилитации и киберспорта. Новый подход позволяет более точно отражать специфику и разнообразие профессий в этой стремительно развивающейся отрасли.
Разделение направлений позволило:
1) запустить самостоятельные образовательные программы, ориентированные на подготовку практиков: тренеров, инструкторов, судей, специалистов в области спортивной аналитики, цифрового спорта и спортивной реабилитации;
2) четко разграничить треки подготовки педагогов физической культуры и профессиональных спортивных кадров, что повысило целенаправленность и качество образования в каждом из направлений;
3) сформировать институциональную платформу для развития прикладных спортивных дисциплин, включая спортивный менеджмент, маркетинг, правовое и медицинское сопровождение, организацию массовых и профессиональных спортивных мероприятий.
Таким образом, Академия демонстрирует уникальный подход, совмещая внедрение индивидуализированных образовательных программ (IР-программ), ускоренную 3-летнюю модель обучения, выбор майноров, практико-ориентированную подготовку и персонализированную образовательную траекторию студента. Такой комплексный и инновационный опыт APEMS заслуживает масштабирования в других прикладных и практикоориентированных вузах страны.
Турсынзада КУАНГАЛИЕВА,
ректор, к.э.н., профессор