Пятерки или тройки – вот в чем вопрос

«Совсем не хочет учиться!», «В дневнике одни тройки», «Ну что из тебя вырастет?», «Учись на пятерки, потому что так надо, чтобы мне не было за тебя стыдно» – наверняка многие родители не раз в жизни слышали, а может, даже произносили подобные фразы. И не все задумывались, что у поведения школьника есть не только последствия, но и причины. 

Поэтому сегодня мы поговорим об академической тревожности родителей. Ведь если мы твердим ребенку учиться отлично, то принимаем решения за него и навязываем свое мнение, вмешиваясь в его поведение, если же не требуем хороших отметок, то пускаем ситуацию на самотек. Так что же делать? В этой статье мы рассмотрим данные вопросы и постараемся дать ответ на них.

Будешь дворником!

Воспитывая ребенка, мы всегда желаем ему лучшего и, если нам не безразлична его судьба, стараемся корректировать некоторые ее аспекты. Это одна сторона медали, но есть еще и вторая, о которой взрослые люди предпочитают молчать, но на деле поступки выдают неправильные по отношению к детям действия. А заключается это в желании гордиться своим ребенком, растить его таким, чтобы потом не стыдно было говорить о нем родственникам, друзьям и знакомым.  И для этого самое удобное время – это детство, когда детям важно мнение родителей, и они стараются угодить им во всем, и лучше всего сделать это, принося домой хорошие оценки. Ведь о хорошей учебе можно говорить много, а о тройках уместнее всего промолчать.

Давайте задумаемся на минуту, а зачем нам так необходимо оценивать ребенка по его отметкам? Конечно, это в первую очередь его таланты, труд, ответственность – все то, что ребенок прикладывает к делу, чтобы достичь успеха. Но если в младших классах ученика можно подталкивать к пятеркам, так как в этот период вырабатывается отношение к учебе, своим обязанностям, то в старшей школе, когда задания идут значительно труднее и появляется множество других увлечений, то требовать отличных оценок не просто неправильно, но и в какой-то степени безрассудно. Доказательство тому ежегодное национальное тестирование, в период подготовки к которому психика ребенка очень уязвима объемом изучаемой информации, не говоря уже о давлении на него в семье, кругу друзей. Представьте, если каждый день вы будете запугивать его, к примеру, фразами типа: «Учись, а то всю жизнь будешь дворником!». То есть мы хотим получить результат, но какой? Ребенок должен учиться только ради того, чтобы не убирать подъезды? Не ради знаний и личного успеха, а вопреки чему-то? Так, люди сами подсказывают чаду негативную мотивацию к образованию. Или возьмем другой пример: постоянное сравнивание «Соседский мальчик набрал максимальное количество балов на экзаменах, поступил в престижный вуз, его родители так гордятся, чем ты хуже?». А если он просто не способен этого сделать? И тогда школьные экзамены превратятся в экзамены на выживание и сохранение своего морального здоровья? Таких примеров очень много, но во всех ситуациях, когда взрослые люди проецируют свои амбиции и желания на ребенка, как правило, теряют с ним тесный контакт и усугубляют ситуацию.

А ведь с детства мы замечаем в детях особенности, которые присущи только ему: один рисует, другой поет, а третий прекрасно рассказывает стихи. Вот что действительно имеет ценность, вот что мы как родители должны замечать и помогать развивать. Тогда ребенок не будет чувствовать дискомфорт от того, что какой-то предмет ему не дается. Он будет воспринимать это как свою слабую сторону, а свой талант – как сильную. А ведь дети все разные. Есть и такие, кто успевает учиться, заниматься спортом, быть активистом, гулять и так далее. Но это особенности человека, и такие дети скорее исключения из общего правила, и это ни в коей мере не разделяет их на лучших или худших. Это нужно научиться понимать, а главное, принимать. Тогда фраза «Будешь дворником» навсегда потеряет свой смысл, уступив место поддержке и взаимопониманию в детско-родительских отношениях.

Синоним неудачника vs залог процветания взрослой жизни?

Так как же правильно мотивировать ребенка? И на что все-таки – на оценки или на знания? Троечник – это не синоним неудачника. Круглый отличник – это не залог процветания во взрослой жизни. Нельзя заставлять ребенка что-то делать: вы вырабатываете привычку контроля, в будущем он не будет приспособлен к работе и ответственности. И не радуйтесь послушному ребенку – вы растите дисциплинированного исполнителя: если он соглашается со всеми требованиями безоговорочно, это говорит либо о страхе, либо о пассивной позиции к жизни вообще. Первое ведет к агрессии и неврастеническим состояниям. Второе воспитывает внутреннего «клерка».

Также нужно помнить, что мотивация в каждом возрасте разная. «Для первоклашек и начальной школы главное – «влюбиться» в учительницу. В 5 классе – выдержать нагрузку, адаптироваться к множеству учителей. В 8-9 классах самое важное – быть успешным в общении. В старших классах должна быть выработана мотивация самоопределения, а также чувство взрослости. Но в чем же тогда причина лени, если ребенок, несмотря на все умные слова родителей, так и не хочет учиться?

Значит, надо научить детей видеть не только краткосрочную перспективу, но и научить думать о будущем, прогнозировать. Исправил оценку, и ладно. Сдал реферат, хорошо. А для чего? Надо постоянно разговаривать и напоминать школьнику, для чего и почему он это делает. Привить понятие терпения и усилия воли.

Кнут и пряник

 Многие родители почему-то уверены, что мотивировать ребёнка вещами – это непедагогично. С точки зрения психологии это не так. Допустим, вы ставите условие: не закончишь четверть без троек – никаких кроссовок, не «подтянешься» по химии – не пойдешь в субботу в кино, не выучишь английские глаголы – вечеринка отменяется. Думаете, это шантаж? Нет. Все эти вещи не являются чем-то жизненно необходимым. Это вознаграждение за труд. Вы же получаете зарплату на работе? Так и ребенок: потрудился – заработал. Так формируется вкус к труду. А если ребенок опаздывает, не учится, за что его вознаграждать?

Самое главное в мотивации к учебе – вовсе не крик, угрозы и приказы. Кричать – значит расписаться в собственной несостоятельности. Всегда должен быть доверительный диалог, еще лучше – собственный пример. Хотите, чтобы ребенок понял теорему Пифагора? Сядьте вместе с ним, разберитесь, объясните, добейтесь этого вместе. В современное время родители часто прикрываются избитыми клише «Много работы, не хватает времени, я устал», но неужели это повод не найти время на своего ребенка? Нет, это всего лишь причина оправдать себя и свои действия. Помните, что ребенок, пусть и маленький, пусть даже подросток, но человек, и он тоже устает, у него тоже могут быть личные драмы и стрессы, и главное, он, как и вы, хочет общения и понимания, ласки и заботы. И лучшее, что вы можете сделать – дать ему это все несмотря на ваши личные сложности, ведь это в первую очередь ваша заинтересованность в будущем своего чада.

Оценки не главное

Не призываем впадать в крайность, демонстративно показывать свое равнодушие к успехам и неудачам школьника. Получение образования – важный этап в жизни каждого человека. Нужно просто рассматривать обучение в школе и в институте как процесс познания окружающего мира, социализации, поиска себя.

Не зря в европейских школах введена анонимная система оценивания: преподаватели не озвучивают отметки перед всем классом, не обсуждают успеваемость на родительских собраниях. Самих же родителей в первую очередь интересует настроение ребенка, его хобби и интересы, а не баллы за тест. Важно вспомнить, что школы и институты изначально были созданы для получения знаний, а не для выполнения тестов и зазубривания правил.

Не одно психологическое исследование показало, что отличники, «послушные дети», которые делают все, что говорят учителя и родители, чаще вырастают инфантильными личностями. Даже после выпуска из института молодой человек боится принимать решения самостоятельно, живет так, как требует общество. Выбор партнера, работы, новой машины подсознательно соотносится с ожиданиями окружающих. Хотя на первом месте должны быть собственные желания. Печально то, что часть бывших отличников даже не может четко описать свои цели в жизни.

А вот троечники еще до выпуска из школы понимают, что не оправдают надежд своих родителей. Вместо зазубривания правил и формул дети ищут то, что интересно именно им. Каждый может вспомнить одноклассника, который «плавал» по всем предметам, но занимал первые места на спортивных соревнованиях или лучше других мастерил табуреты на трудах. В то время как отличники пользуются полной поддержкой, троечникам приходится искать свой путь самостоятельно.

Опять же важный факт, эта статья не дает однозначного ответа и не призывает растить в семьях только троечников. Если ребенок расположен ко всем предметам и приносит пятерки, значит ему легко дается учеба, ему нравится, то здесь вам ничего не нужно делать. Если же не получается, вот здесь и нужно задуматься, а стоит ли насильно заставлять делать то, что ребенку не нравится? Не стоит, потому что с поддержкой родителей он всегда найдет альтернативный науке путь в жизни.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области, кандидат наук, доктор философии (PhD) по профилю «Психология»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий