Булбул ОСПАНБЕК: «Школа – это горный поток…»
«Горная река» (Размышления директора школы) – такая необычная, прекрасная книга вышла в свет буквально недавно и уже передана в дар редакции газеты «Білімді ел – Образованная страна». Ее автор – педагог по призванию, творческий и одаренный руководитель, человек, знающий проблемы школьного образования лично, изнутри. Обладатель медали «Ерен еңбегі үшін», нагрудного знака «Ы.Алтынсарин». Вашему вниманию эксклюзивное интервью с автором книги Булбул Расбекқызы, директором КГУ «Гимназия №15 г. Алматы», незаурядным, талантливым руководителем, энергичным, активным и творческим человеком, вдохновляющим своим трудом коллектив учителей, учеников, родителей.
– Булбул Расбекқызы, как родилась идея написания книги?
– Изначально идея была помочь своим молодым коллегам-директорам. Всегда перед каждым директором встает вопрос, а как быть эффективным руководителем, с чего начать и как действовать? Но в книге я обращаюсь и к учителям, и к родителям. Это не научная работа, это только мои размышления, всё написано на основе личного опыта, нет выдуманных моментов. Все, что описано в книге, – это наша школьная жизнь, результат командной работы и 17-летний опыт в качестве директора школы. Если бы не было реальной работы, такую книгу написать вряд ли было возможно. Поэтому мы разместили в книге QR-коды, которые демонстрируют нашу реальную работу. Через них читатель может выйти на мой канал на YouTube и познакомиться с жизнью нашей гимназии, увидеть всё воочию.
– Очень удобно и креативно! А название книги – почему именно «Горная река»?
– Размышляя о нашей профессии учителя, подумала, что работу учителя можно сравнить с горной рекой, горным потоком. Спонтанно, неожиданно пришли ассоциации, и получилось небольшое и красочное эссе, которое я так и назвала – «Горная река». При издании книги решила использовать именно это, на мой взгляд, точное сравнение работы педагога и школы. Ведь действительно школа – это горный поток. Искрящие брызги наших каждодневных открытий, звонких удач, обучения и радости наших учеников – это не может не воодушевлять. Горный поток – это свежесть, постоянное действо, изменения и открытия! Нужно быть мобильным и решительным, позитивным и креативным, чтобы быть в потоке современности, направлять этот поток на новые победы и результаты.
– Что самое главное в работе директоры школы сегодня, по вашему мнению? И подскажите лайфхаки от опытного директора в помощь, в качестве совета…
– Быть в тренде, чувствовать пульс времени, смотреть на школу, как на живой организм, где каждая клетка важна, и все клетки должны быть здоровыми. Для реализации всех задач нужно прежде всего самому директору постоянно учиться и стремиться к совершенствованию. Именно обучение на разных курсах, участие в различных программах даёт основу для улучшения работы на местах. А лайфхаки я как раз описала в самой книге в Послесловии. Но если коротко, нужно желание работать творчески, нестандартно, на результат. Конфуций говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Главное – любить свою работу, детей, творить и действовать, меняться самому, менять окружение в лучшую сторону и не останавливаться на достигнутом.
– Расскажите об учителях своей школы. Сколько учителей трудится, развит ли институт наставничества, много ли молодых педагогов?
– У нас 160 учителей, много молодых специалистов – в этом году 60 учителей со стажем до 5 лет, что около 40% от общего числа. Молодые приходят в профессию, и это очень хороший фактор для образования. В помощь им организована работа наставников, налажен процесс менторинга для передачи опыта и умений в атмосфере поддержки с целью преодоления определенных вызовов, поиска путей решения. Налажен процесс совместного обучения через внутришкольные курсы и семинары, трансляцию передового опыта. Есть опытные учителя, успешные, обучившие не одно поколение учеников в гимназии, их ежедневный труд вносит свою значимую лепту в обучение учеников.
Если говорить об уроке, об обучении, мы все должны отказаться от обобщенного подхода, навешивания ярлыков: «успевающий-неуспевающий», «сильный-слабый», «хороший-плохой». В первую очередь необходимо задаться вопросом, почему ребенок не успевает, как ему помочь, что нужно делать, чтобы он успевал? И таким образом фокусироваться на каждом ребенке: каждый ученик имеет право на качественное образование. В книге я разместила свой авторский слайд, суть которого в том, что хороший учитель не тот, кто только сам успешен и на высоте, и не тот, у кого успешны и вместе с ним на высоте несколько учеников. Хороший учитель – тот, кто успешен сам, и успешны все его ученики. Такой подход требует от учителя любви к детям, к предмету. Учителю без любви к детям в школе делать нечего. Это случайные люди, и таких школа не ждет.
– Семья и школа – партнёры в воспитании. Как взаимодействие школы, родителей влияет, по-вашему, на учебный процесс, на школьный микроклимат?
– Взаимодействие важно, и оно должно быть всесторонним. Мы вовлекаем родителей в учебный процесс, посвящаем во все школьные дела и мероприятия, проводим дни открытых дверей, используем потенциал родителей в проведение совместных бесед, встреч. Среди родителей есть и врачи, и юристы, экономисты, писатели, артисты, которые могут интересно рассказать о многих жизненных моментах, научить и помочь в воспитании. Самые активные и неравнодушные из таких родителей состоят в Попечительском совете, в активах классов и работают в постоянном контакте с нами.
– Доверие к детям через организацию самоуправления в школе – этому посвящена целая глава книги. В вашей знаменитой 15-ой гимназии г. Алматы как построен процесс самоуправления? Насколько ученики активны и участвуют в нем?
– Взаимодействие возможно только на основе доверия к детям. Любая школа состоит из 3 сообществ: родительский коллектив, ученический и педагогический. Я их сравниваю с трехколёсным велосипедом. Теперь представьте, что одно колесо этого велосипеда сломано. Что будет?! На таком велосипеде далеко не уедешь. Чтобы наш, образно говоря, велосипед был в действии, нужно, чтобы он был единым целым и все 3 сообщества работали активно и сообща. А для этого нужно развивать доверие и взаимодействие. Важно создать комфортную безопасную школу, где ученики, учителя, родители будут чувствовать себя безопасно и комфортно.
У нас самоуправление работает! Активны такие проекты, как «Буккроссинг», «Сохраним лес», «Зеленая страна», «Велостоянка», «Дебатный клуб», «Книжный клуб», школьные театры на казахском, английском и русском языках, организовано менторство старшего и среднего звена, «Экопост», «Английский клуб» и много другое. Дети сами создали и ведут школьную страничку в Инстаграмм. После окончания школы они передают ведение этой страницы другим членам самоуправления. И здесь есть преемственность.
– Что вдохновляет лично вас, служит музой?
– Вдохновляет прежде всего сама работа. Школа – это особый мир, в котором ежедневно мы совершаем открытия, мир, который никогда не стоит на месте. Быть частью этого мира – это уже ответственно и интересно. Я люблю и наслаждаюсь своей профессией, искренне считаю свою работу самой востребованной и нужной!
– Расскажите о своем детстве, уже тогда мечтали стать учителем или это осознанное взрослое решение? Ваша первая школа в жизни, где начали трудовой путь? Начни жизнь с начала, выбрали бы другой профессиональный путь?
– Родилась в селе Ойтоган Талдыкорганской области, ныне Жетысуской, в семье было 10 детей, я шестая по счету. В нашей большой семье старшие всегда заботились о младших, младшие росли в атмосфере уважения к старшим. Семья, родители, по моему глубокому убеждению, очень значимы в становлении личности человека, поэтому свою книгу я посвятила моим родителям, с чувством бесконечной любви и благодарности. В выборе профессии сыграло роль то, что в наше время профессия учителя была весьма уважаемой. И взрослые, давая детям бата, благословение, желали нам быть учителем. Возможно, эти пожелания были искренними и поэтому сбылись. В выпускном классе единственное направление в педагогический вуз выбрала я. Учиться было легко и интересно, занималась с удовольствием, и первая моя специальность – преподаватель немецкого и английского языков, позже получила диплом учителя казахского языка.
Первая школа, где начала свою трудовую деятельность в качестве учителя немецкого языка, – 98-ая школа города Алматы. Интересно, что в 2006 году я вернулась в эту же школу уже в качестве директора школы. В целом в должности директора школы работаю уже более 17 лет, и вся моя трудовая деятельность связана с системой образования нашего города. Думаю, что, начни я жизнь сначала, то, безусловно, выбрала бы педагогику, работу с детьми, работу в школе, в системе образования.
– Если бы вам дали трибуну и сказали: «Обратитесь к директорам школ страны, города, мира!»…
– Я бы обратилась не только к директорам школ, а ко всем педагогам и родителям, и сказала бы, что все мы выполняем важную миссию формирования будущего страны. Мы несем ответственность за воспитание нового поколения, обеспечиваем им знания и навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Это важная и благородная задача, которая объединяет нас всех. Руководителям школ пожелала бы укреплять наши взаимосвязи и сотрудничество. Вместе мы можем обмениваться опытом, находить инновационные методы обучения, поддерживать друг друга в решении сложных вопросов. Надеюсь, что наше взаимодействие будет способствовать обмену лучшими практиками, созданию дружественных связей и поддержанию духа солидарности. Как говорил Нельсон Мандела, «образование – это самое мощное оружие, которое вы можете использовать для изменения мира».
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Алматы – Астана