ПОЧЕМУ не идут «деньги за учениками»? ПОЧЕМУ идем в репетиторы? ПОЧЕМУ не хватает воспитателей?…

В Астане на базе 59-ой школы-лицея прошла встреча депутатов Мажилиса Парламента РК Жулдыз СУЛЕЙМЕНОВОЙ и Татьяны САВЕЛЬЕВОЙ с представителями педагогической общественности столицы. Затронуты самые актуальные вопросы. Во встрече принимал участие руководитель Управления образования Астаны Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.

Жулдыз Сулейменова:

Сегодня назрел вопрос увеличения зарплаты технических работников в организациях образования – этот пласт оказался несправедливо неохвачен. В Правительстве создана комиссия, с февраля начнутся ее заседания, я также в нее вхожу. Для технических работников мы ратуем за выплаты оздоровительных – сколько МРП, надо решать. Много этих и других вопросов поднимаем на этих встречах, образование – непрерывный, вечный процесс, и какие бы мы законы и проекты ни инициировали, всю глубину проблем надо видеть в гуще народа, в обсуждениях с представителями сферы образования, и потому эти встречи весьма полезны. Чем они живут, что их волнует? Накануне я бывала в Актюбинской области, сейчас встречи проводим в Астане. Вчера были в 17-ой школе, сегодня в 59-ой – это сильная школа, увидели пристройку, которая сняла ряд вопросов по чрезмерной загруженности. Многих родителей и нас, депутатов, волнует качество обучения. Учителям подняли зарплату, а получили ли мы от этого качество? Не секрет, что, получая в школе высокую зарплату, учителя идут заниматься репетиторством, оказывая частные услуги, тогда как надо концентрироваться на том, чтобы именно в своей школе дети получали знания в достаточном объеме и качестве. Есть над чем думать и размышлять…

 

 

Татьяна Савельева:

  • Социальный бюджет страны очень большой. Более половины всех расходов государства идет на социальную сферу и образование, а чтобы и дальше были возможности развития ключевой сферы – образования, требуется проведение реформ в бюджетной и налоговой сферах с целью увеличения доходов, которые также будут направляться в образование. Будет финансовая стабильность в стране – будут четкие правила и максимальное снижение любого негативного влияния внешних экономических факторов. Мы должны знать, что бы ни происходило, те обязательства, которые на себя взяла страна, будут выполнены – это, пожалуй, ключевая задача. Встреча в 59-ой школе прошла очень продуктивно. О проблемах, которые волнуют каждого человека, мы, депутаты, должны знать. А прежде всего всех нас, где бы мы ни работали, какую бы должность ни занимали, волнует, где учатся наши дети, какое качество обучения получают, в каких условиях находятся. Какие условия есть по жилью, какая у нас медицина. Это базовые запросы любого гражданина. И надо разбираться, где недофинансирование, где есть моменты неэффективности, недоработки – обсуждая детально в регионах на местах, и на наших депутатских заседаниях.

 

Касымхан Сенгазыев:

  • В прошлом году в Астане мы ввели в эксплуатацию 7 школ, это позволило отчасти решить проблемы трехсменных школ. Надо чаще привлекать частные инвестиции, отличный инструмент ГЧП – уже четко отработаны механизмы возвращения инвестиционных средств через Финансовый центр по школам и студенческим общежитиям. Вероятно Минпрос, Минфинансов предусмотрит программу возвращения затрат также и по строительству детсадов – на наш взгляд, это было бы отличное решение. В 2023 году родилось 33 тыс. детей, в 2024 году ожидается по прогнозным данным 35 тыс. Идет активная внутренняя миграция, и если в 2023 году в первые классы мы приняли 28 тыс. детей, через 5 лет ожидаем 40 тыс. первоклассников. Также по дополнительному образованию: необходимо вводить дворцы школьников – планируем в столице введение 15 таких объектов, но местный городской бюджет это не осилит, надо привлекать частные инвестиции через ГЧП, особенно в крупных мегаполисах Алматы, Астана, Шымкент, где наиболее высокая рождаемость. Еще одна проблема – пришло время пересмотреть методики подушевого финансирования. В среднем в ТиПО подушевое финансирование – 450 тыс. тенге, школах – 700 тыс, детсадах – 650 тыс. Хотя у колледжей гораздо больше затрат, на то же оснащение производственных площадок, лабораторий согласно международным стандартам WorldSkills, осуществление учебной, производственной практик.

 

Алма ЖУМАБЕКОВА, директор школы -лицея №59 г. Астана:

  • Мы в 2023 году ввели пристройку к школе, благодаря чему разгрузили многолетнюю проблему трехсменности – сейчас в комфортных, не стесненных условиях в пристройке обучается начальное звено – 2 тыс. учеников. Я бы хотела отметить, что подушевое финансирование, которое уже внедрено и осуществлется практически семь лет, должно в определенной степени быть пересмотрено, поскольку многочисленные школы не получают тот доход, которого ожидали («деньги идут за учениками»)  в соответствии с количественным составом учеников. Наша школа в густонаселенном районе левобережья Астаны, вокруг много ЖК, у нас школа переполнена. Имея 5 тыс. учеников, мы получаем 76- 80% от количественного состава, и все финансы уходят на зарплату. А именно программа развития организации на остаточную  сумму. Помните, изначальный посыл был, что боремся за каждого ученика своим качеством знаний, а в итоге количество есть, качество есть, а денег, за ними идущих, нет. Проблема в том, что в методиках подушевого финасирования считается проектная мощность школы, а сверхпроектная нет, из-за этого получился перекос. Частные школы набирают классы по методике, а государственные берут весь обьем учеников на себя, перегружаясь, при этом деньги за всеми этими учениками не идут… ( «Справедливо будет, если в правилах подушевого финансирования будет учитываться фактическое число учеников, а не проектная мощность» – Касымхан Сенгазыев. «Да, по подушевому финансированию в первую очередь ставился вопрос качества, чтобы не страдало качество из-за загруженности школ, но фактически получился дисбаланс, время показало, что школ не хватает, растет демография, если частные школы себя не перегружают учениками сверх проектной мощности, государственные не могут отказать детям, которые живут в соседних домах, получается, подушевка отстает от реалий – надо над этим думать и находить оптимальные решения» – Татьяна Савельева).

 

Касымхан Сенгазыев:

  • Когда мы говорим, что в Астане не хватает 700 воспитателей – с одной стороны да, с другой – они есть, однако их не удерживает на работе в детсаду низкая зарплата. Им гораздо выгоднее работать идти на дому или открыть мини -центры на 2-3 детей. Такая тенденция есть, так как спсрос на эти услуги присутствует. Работу проводим, пути решения ищем. Так, внедрили целевой заказ: когда выпукники колледжей обязательно идут на отработку своего обучения в детсады. Из тысячи грантов на педагогические специальности 2 тыс. выделяется на подготовку кадров для дошкольного образования. Открыли 18 педклассов. Проводится профориентационая работа. Но вся главная проблема кроется именно в уровне зарплаты воспитателей. Надо зарплату увеличивать и поднимать статус профессии воспитателя.

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Фото автора

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий