Пространство детсада как третий педагог

Fuji Kindergarten в Японии, созданный архитекторами Такахару и Юи Тезука (Tezuka Architects), считается эталоном гуманной, инклюзивной и природосообразной архитектуры в сфере дошкольного образования. На днях гениальный архитектор Тезука Такахару, который смотрит на мир глазами ребёнка и проектирует образовательные здания не как стены и просто конструкции, а как живые организмы, посетил Казахстан, посмотрел Астану, провёл интересные встречи, дал интервью в подкаст-студии SHAKARIM газеты «Білімді ел – Образованная страна».

Мы рады были встретить выдающегося архитектора в редакции нашей газеты. Тезука сан оказался очень добрым, позитивным, светлым человеком. Несмотря на свою высокую занятость, профессиональную «звёздность», всемирное признание, он лёгок в общении, проницателен, эмпатичен. И, безусловно, невероятно харизматичен. Ожидая настройки камер, мы вместе весело рассуждали о молодёжи, о детях, о семье и даже женской красоте, современной косметологии, урбанизации, ИИ, мегаполисах – в общем, обо всём. Про жизнь. Он был приятно удивлён, что я тоже благодаря компании Global Nomad Education год назад была в Японии и видела своими глазами его архитектурное детище – детский сад Fuji Kindergarten, который был назван  лучшим детским садом мира по версии OECD и UNESCO. Архитектор продемонстрировал этим проектом, что образовательные пространства могут быть открытыми, динамичными и ориентированными на психологическое развитие детей. Вместе с гостем из Японии в редакции побывала и талантливая казахстанка Асель Есжанова, входящая в ТОП-100 женщин-архитекторов мира.

– Я безмерно восхищена этой личностью, гениальность которого в простом: он проектирует пространства не как взрослый для ребёнка, а как ребёнок для ребёнка, – говорит организатор приезда гостя из Японии в нашу страну, глава компании Global Nomad Education Алмагуль Канагатова. – Такахара Тезука, автор многих архитектурных проектов, образовательным проектам отдаёт приоритетное внимание, поскольку считает, что архитектура в формировании характера и мышления ребёнка играет огромное значение. И когда судьба подарила мне уникальную возможность познакомиться с такой уникальной личностью, я решила, что он обязательно должен приехать в Казахстан, увидеть нашу страну и поделиться с ней кусочком своего таланта – рада, что он откликнулся на приглашение.

В чём же  особенности и уникальность проекта Fuji Kindergarten?

Архитектура, стимулирующая движение и свободу: здание построено в форме большого овального кольца, диаметр около 183 метров. Крыша служит беговой дорожкой, по которой дети могут свободно бегать, прыгать, играть. Это приблизительно 400 метров свободного маршрута, что поощряет физическую активность. Отсутствие заборов и жёстких границ внутри пространства помогает развивать самостоятельность и ответственность. Дети свободно перемещаются и выбирают, где и чем им заниматься.

 Интеграция с природой: через крышу и внутреннее пространство здания растут три огромных дерева (зелькова), которые стали частью архитектурного замысла. Это создаёт среду, в которой дети воспринимают природу как часть повседневной жизни, а не как что-то внешнее. Они учатся ухаживать за природой, чувствуют сезонные изменения, взаимодействуют с живыми элементами.

Прозрачность и открытость: классы не разделены массивными стенами – используются стеклянные перегородки или просто низкие барьеры, а часто и вовсе отсутствуют. Это создаёт чувство общности и взаимонаблюдения. Отсутствие жёсткой структуры формирует у детей гибкое мышление, адаптивность, умение договариваться и взаимодействовать в разных ситуациях.

Акустика, свет и воздух: пространство спроектировано так, чтобы естественный свет и воздух свободно циркулировали. Вентиляция естественная, без кондиционеров, что способствует укреплению иммунитета детей. Акустическая среда контролируется за счёт материалов и форм, снижающих уровень шума, не подавляя при этом активность.

Социальное и эмоциональное развитие: пространство организовано так, что дети разных возрастов учатся и играют вместе, что поддерживает инклюзивность и межвозрастное обучение. Учителя не закрыты в кабинетах, они постоянно в движении, как и дети, создавая атмосферу взаимного доверия и уважения.

Философия «не мешать развитию». Главная идея Тезука: архитектура не должна ограничивать ребёнка, наоборот, она должна подталкивать его к естественному исследованию мира.  Пространство детсада как третий педагог (по концепции Реджио Эмилия), которое учит через форму, свет, взаимодействие.

Международное признание: проект получил премии ArchDaily, OECD, Good Design Award и вошёл в число 20 лучших зданий по версии журналов Domus и Architectural Record.

Такахару Тезука представил этот проект на TED Talks, его выступление собрало миллионы просмотров, подтверждая глобальный интерес к переосмыслению образовательной архитектуры.

Fuji Kindergarten – это не просто здание, а живая образовательная экосистема, где архитектура помогает ребёнку быть свободным, активным, наблюдательным и счастливым. Это образец того, как можно создать инклюзивное и гуманное пространство, соответствующее потребностям XXI века.

Биография Тезука Такахару

Японский архитектор стал одним из первых официально приглашённых ключевых спикеров Первого всемирного конгресса по инклюзивному образованию, который пройдёт в период 15-17 октября в Казахстане. На вопрос «Я хотела бы узнать Ваше мнение  и наблюдения в целом про инклюзивное образование в Японии, в странах, где Вы реализуете свои поистине значимые для всего мирового сообщества проекты» он ответил, что тема инклюзии ему очень понятна и близка, ибо его родной брат, страдающий ограниченными возможностями, с детства перенёс немало тягот и различных барьеров. Отвечая на вопрос, откуда он черпает силы и вдохновения, Тезука сан сказал, что его муза – его супруга, тоже архитектор Юи Тезука. «Мы очень любим друг друга, у нас полная гармония, мы родили и воспитали двух сыновей», – поделился он.

Биография, признание, награды. Учредитель Tezuka Architects / Профессор Городского университета Токио (Tokyo City University), родился в 1964 году в Токио, Япония. Этапы жизни:

  • 1987 – степень бакалавра архитектуры, Технологический институт Мусаси.
  • 1990 – степень магистра архитектуры, Пенсильванский университет.
  • 1990-1994 – архитектор в Richard Rogers Partnership Ltd.
  • 1994 – основал Tezuka Architects вместе с Юи Тезука.
  • 1996-2008 – доцент, Технологический институт Мусаси.
  • С 2009 года – профессор Городского университета Токио.

Fuji Kindergarten:

  • Лучшее здание среди образовательных учреждений, OECD/CELE, 4-е издание (2011).
  • Премия Института архитектуры Японии (2008).
  • Премия Японского института архитекторов (2008).

Sora no Mori Clinic:

  • Премия Японского института архитекторов (2015).
  • Премия BCS, Федерация строительных подрядчиков Японии (2018).

Echigo-Matsunoyama Museum of Natural Science – премия AR (Architectural Review), 2004.

Soejima Hospital – Золотая премия Good Design (1997).

Asahi Kindergarten:

  • Золотая премия Good Design (2013).
  • Глобальная премия за устойчивую архитектуру, ЮНЕСКО (2017).
  • Международная премия Moriyama RAIC (2017, Fuji Kindergarten), Королевский архитектурный институт Канады.

Muku Nursery School – победитель World Architecture Festival (2018), категория «Завершённые школьные здания».

  • Премия братьев Карич (2020).
  • Niijima Chapel – победитель World Architecture Festival (2021), категория «Религия», победитель ArchDaily Building of the Year 2022.
  • Fushi – победитель World Architecture Festival 2024, категория «Малый проект года».

От знания к мудрости

Тезука Такахару помимо своей архитектурной деятельности является очень глубокой личностью, человеком мира, неравнодушным, невероятно гуманным и образованным. Выступление Тезуки Такахару на TED в 2015 году вошло в топ-7 самых просматриваемых выступлений в мире. Хотелось бы привести вашему вниманию одну из публикаций «От знания к мудрости».

«Здание школы, да и вся образовательная система, требуют переосмысления. Современная структура была разработана в XIX веке. Её изначальной целью было повышение уровня жизни населения. В то время для стран было жизненно важно догнать стремительно развивающуюся мировую экономику. Эта система оказалась эффективной и успешной – до недавнего времени.

За последние два десятилетия, особенно к 2020 году, общество претерпело масштабные изменения. Люди по всему миру начали получать доступ к информации в беспрецедентных масштабах. Эти перемены глубоко повлияли на молодое поколение. Сегодня большинство учеников получают знания не из книг, а из интернета. Этот процесс необратим. Он открывает огромные возможности, но одновременно ставит перед нами серьёзные вызовы.

Образование стремительно развивается. Тестирование и выставление оценок всё чаще будут передаваться цифровым системам. Уже появляется множество отличных программ и платформ, которые поддерживают учеников в самых разных предметах. Особенно хорошо информационные технологии применимы в математике и естественных науках. Искусственный интеллект будет продолжать создавать ещё более эффективные и гибкие образовательные инструменты. Каждый ученик должен получать индивидуальное сопровождение. Количество выдающихся студентов во всём мире значительно возрастёт. Ученикам больше не нужно будет жить в городах, чтобы иметь доступ к обучению. Разницы в возможностях образования между странами больше не будет. Даже ребёнок с самого отдалённого острова сможет стать мировым лидером.

И всё же одного знания недостаточно, чтобы подготовить ребёнка к жизни в обществе. Существует важное различие между знанием и мудростью. Знание – это инструмент, состоящий из фрагментов информации. Мудрость же – это способность осмысленно использовать эти знания. Без обмена и связей знание становится бесполезным. Акт передачи знаний необходим не только для общества, но и для устойчивости государств.

Традиционно класс был пространством, где знания передавались ученикам. Количество учеников в классе рассчитывалось так, чтобы один учитель мог управлять их учебным процессом. Однако порой число учеников превышало возможности одного преподавателя в части индивидуального подхода к каждому ребёнку. Метод обучения был линейным, а поток информации двигался только в одном направлении – от учителя к ученику. Сегодня этот поток стремительно меняется. Учитель больше не будет единственным источником знаний. Теперь знания будут передаваться индивидуально и интерактивно по всему миру.

Роль учителя изменится – он станет наставником мудрости, человеком, который учит, как применять знания осмысленно. Это требует акцента на взаимодействии, эмпатии и социальных связях. Человек не может жить в одиночестве. Мы все зависим друг от друга. Каждый человек уникален, и эти различия необходимо принимать. Разнообразие – это основа устойчивого общества. И потребность в разнообразии выходит за пределы человечества. Люди являются частью гораздо более широкого и многообразного мира».

P.S. Подкаст, записанный на студии SHAKARIM, скоро выйдет в эфир. Мы обязательно сообщим об этом своим читателям.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий