Чужой беды не бывает: психологическая поддержка для детей во время ЧС
Весна 2024 года в Казахстане, в частности в Костанайской области, началась с тяжёлых событий: в конце марта был объявлен режим ЧС в результате паводков. К сожалению, никто не застрахован от природной стихии. Люди оказались в бедственном положении, паводок нанёс огромный ущерб населению не только нашей области, но и ряда других регионов. Но сложнее всего, конечно, приходится школьникам, ведь для детского организма это стресс. Специалисты Регионального учебно-методического центра психологической поддержки в эти дни находятся непосредственно на местах бедствий и проводят работу с несовершеннолетними, родителями и педагогами. О том, как важна поддержка и как нужно вести себя взрослым в данных обстоятельствах, поговорим в этой статье.
Наш мир уникален и прекрасен настолько же, насколько он и опасен. В настоящее время происходит большое число аварий, катастроф, бедствий и террористических актов, которые приводят к чрезвычайным ситуациям. Люди, побывавшие в чрезвычайных ситуациях, испытывают большой стресс, психическое напряжение. Существует множество методов психологической помощи пострадавшим. Однако они в основном предназначены для взрослых. Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают в происходящем и, таким образом, не испытывают эмоционального стресса от чрезвычайных ситуаций. Ребенок может испытывать такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность).
Узнав о бедственном положении в южных регионах нашей области, специалисты Центра отправились в Аркалык, чтобы работать с пострадавшими семьями, ведь почти в каждой есть несовершеннолетние дети. Уже здесь, на месте событий, первое, что бросилось в глаза – это, конечно, люди, они были очень напуганы, некоторые были замкнуты. Психологи начали свою работу с общежития, где находятся пострадавшие семьи: в этих обстоятельствах многие дети остались с бабушками, так как родителям пришлось решать вопросы с документами, пособиями и т.д. Некоторых учеников, кто постарше в семье, и вовсе оставили за «главных» с младшими на руках. Даже для взрослых людей потерять жильё и вещи первой необходимости – тяжёлый стресс, а для ребенка это ещё и испуг, паника, страх, непонимание, что будет завтра…
Несмотря на эмоциональный стресс, ребята охотно шли на контакт, хотя и не все сразу. Со школьниками постарше мы проводили групповые тренинги, в ходе которых раскрывали страхи, говорили о случившемся, прорабатывали эту трагедию для того, чтобы в голове детей всё могло правильно расположиться. А вот с младшеклассниками, как правило, говорили индивидуально, с кем-то прорабатывали рисуночные методы, с кем-то ассоциативный ряд. Настроение ребят на глазах у специалистов хаотично менялось, однако уже в конце работы многие из них проговаривали, что больше всего им жаль, что не вернёшь того, что было в их жизнях: своих домов, вещей, всего того, что так дорого в детском и подростковом возрасте.
В эти дни совместными усилиями районных психологов и специалистов нашего Центра была оказана психологическая помощь более 100 несовершеннолетним детям. Психологическая работа велась до наступления положительной динамики. С детьми более впечатлительными, психологи будут проводить работу в дальнейшем – это комплексная психологическая поддержка, которая будет продолжаться до тех пор, пока ребенок самостоятельно не отпустит эту ситуацию.
Не оставаться в стороне
Практика показывает: поддержка и защита в такие минуты для детей просто необходима. Чем скорее они будут оказаны ребенку, тем легче ему будет справиться с эмоциями, чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической. Беда всегда приходит неожиданно, возможно, психологов в таких ситуациях рядом сразу нет. Зато есть взрослые, которым под силу контролировать психологическую атмосферу. И здесь хотелось бы дать некоторые рекомендации. Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так, чтобы он доверился вам, а этого нелегко достигнуть. Лучше всего получается установить контакт с ребёнком через игрушки. С помощью них можно проработать чувства пострадавшего и определить его эмоциональное состояние. Рисование и лепка из пластилина помогают ребенку отвлечься от происходящих событий и тем самым снизить его психологическое напряжение. В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть такие симптомы, как апатия, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, истерика, плач, страх, агрессия, бред и галлюцинации. Взрослому человеку в таких ситуациях необходимо создать условия для нервной «разрядки».
Сначала необходимо отвести ребенка в безопасное место, где можно отдохнуть. Постоянно говорить с ним, находиться рядом, ведь он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка. Также следует информировать ребенка о том, что сейчас происходит: «Спасатели уже едут, скорая помощь в пути». Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Важно дать ему понять, что вы всерьёз относитесь к его переживаниям. Следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Такие меры могут помочь при апатии, когда ребёнок не говорит при страхе или плаче. Не оставляйте ребенка одного, дайте ему почувствовать, что он важен, займитесь совместной деятельностью, дайте ему какое-нибудь поручение.
Поведение – лучший показатель эмоционального состояния
Детский организм может реагировать на чрезвычайные ситуации по-разному, всё очень индивидуально. К примеру, если у ребёнка галлюцинации, бред, необходимо защитить его от себя самого, ведь часто он не понимает, что происходит на самом деле вокруг. Необходимо убрать предметы, которыми он может пораниться. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного до приезда скорой и психологической помощи. Также следует поступить и при двигательном возбуждении и агрессии. Ступор – одна из самых мощных защитных реакций, которая возникает вследствие крупного нервного потрясения. В ступоре ребенок может находиться несколько часов, что может привести к физическому истощению. Поэтому необходимо как можно быстрее вывести ребёнка из этого состояния. На ухо нужно говорить то, что может вызвать сильные эмоции, это поможет привести его в чувство. Если у ребёнка возникает нервная дрожь, это значит, что организм снимает сильное нервное напряжение. После прохождения этого симптома ребенку необходимо дать отдохнуть, а лучше поспать. Такой симптом, как истерика, широко распространен у детей в чрезвычайных ситуациях. Истерика возникает не «для себя», а для публики, поэтому зрителей необходимо удалить. Говорить нужно уверенным тоном, короткими фразами. Таким образом, симптомы, возникающие у детей в экстремальной ситуации, схожи с симптомами у взрослых людей, но переживаются детьми сильнее. Взрослый человек, вероятнее всего, проинформирован о том, что необходимо делать в той или иной экстренной ситуации. Он может действовать самостоятельно, в отличие от ребёнка, который привязан к родителям, поэтому ребёнку особенно тяжело приходится при потере близкого человека. Взрослый человек в отличие от детей может использовать приёмы саморегуляции, например, дыхательные упражнения, он лучше входит в контакт с психологом, так как понимает, кто это. Ребенку же трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать, это вызывает сложности в оказании помощи.
Рука на пульсе
Психологи нашего Центра обучены различным методикам оказания психологической помощи с учётом возраста, индивидуальных особенностей, обстоятельств. Так, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, поэтому эффективной является психокоррекционная работа с использованием методов игровой терапии, арттерапии, куклотерапии, сказкотерапии. Детям очень интересно заниматься такими видами деятельности, они с удовольствием будут погружаться в процесс, в который незаметно и ненавязчиво можно включить психокоррекционные воздействия. Ребятам постарше, в том числе подросткам, можно быть помощниками ведущих. Это тоже имеет мощный психотерапевтический эффект, так как ребенок чувствует себя нужным, чувствует ответственность и активно включается в деятельность. Наши психологи в полной мере владеют указанными техниками, кроме того, в свою работу мы включаем также метафорические карты, песочную терапию, рисуночные тесты и многое другое.
Еще один важный аспект успешного проживания чрезвычайных ситуаций – родительская поддержка. Именно родители оказывают существенное влияние на ребёнка, поэтому по возможности в таких ситуациях мы вовлекаем в психотерапию и их. С одной стороны, родители после чрезвычайных ситуаций становятся ближе к ребенку, с другой – отдаляются от него, не зная, как строить дальнейшее общение. Поэтому в задачи психотерапевтических мероприятий входит восстановление нормального общения родителей с ребёнком. Для этого подходит индивидуальная психотерапия, обеспечивая их общение друг с другом и взаимоподдержку. Для родителей важно знать, что ребёнку становится лучше, это также обладает сильным психотерапевтическим эффектом. Ребёнок так же, как и взрослый, пережив чрезвычайную ситуацию, нуждается в психологической помощи, и специалисты нашего Центра всегда помогают, главное, чтобы родители были заинтересованы в решении этих проблем и не теряли бодрости духа в тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный учебно- методический центр психологической поддержки» Управления образования акимата Костанайской области