Травля не любит гласности: бороться с буллингом нужно сообща!

Буллинг. Довольно распространённое слово, в последнее время мы все чаще слышим его, и кажется, что это новые веяния современности. На самом деле буллинг – это явление, которое всегда имело место быть в обществе, но никогда не считалось нормой. Просто раньше этот процесс имел название проще – травля, запугивание. Теперь же, с повсеместным распространением цифровизации, буллинг приобрел ещё одну свою форму, преобразовавшись в кибербуллинг, то есть травлю через интернет и социальные сети. Согласно данным ЮНИСЕФ, каждый пятый несовершеннолетний казахстанец подвергается буллингу, а опираясь на свою практику, можно говорить и о его омоложении.

Тем важнее нам понимать, что это за явление и как с ним бороться? Как вести себя родителям, что делать жертве, как распознать и вовремя вмешаться в ситуацию – на эти и другие вопросы ответила директор Регионального учебно-методического центра психологической поддержки Управления образования акимата Костанайской области, доктор философии PhD по профилю психология, педагог-мастер – Елена Петренко.

– Елена Александровна, вроде слово «буллинг» у всех на слуху и вроде все понимают, с чем оно связано, но всё-таки как же определить, что ребёнок подвергается буллингу?

Каждый родитель, учитель, приближённый взрослый человек в состоянии заметить, что с тем или иным ребёнком происходит что-то не так. Если вы дома заметили, что ваш ребенок излишне агрессивен, излишне тревожен, настроение его не стабильно (резкие перепады), у ребенка пропал аппетит, плохой сон, нежелание играть, возможно, проявление замкнутости, необходимо незамедлительно поговорить с ребёнком о его делах. Расспросите, как его учеба, как успехи. Как он общается с друзьями, есть ли друзья. Если нет, спросите, почему нет? Как складываются его отношения с учителями. Очень важно понимать, что не нужно ждать, когда ребёнок сам решит вам рассказать что-либо о своих проблемах. Так устроена детская психология, что любые трудности вызывают стресс, замешательство, страх и элементарную нехватку опыта для правильного ориентира в сложной ситуации. Возьмите себе за правило общаться со своим ребенком каждый день по 20-30 минут. Интересуйтесь, как прошел день, что интересного произошло, были ли новые знакомства, с кем из ребят играл? Если ребенок рассказал вам, что у него произошёл конфликт, выслушайте его внимательно, не перебивайте, не отвечайте на эмоциях («мне стыдно за твоё поведение», «я бы на твоём месте так не поступил», «не будь тюфяком» и т.д.). Вы можете с ребёнком обсудить, что он думает об этой ситуации? Как он пытался разрешить её? Что он сделал правильно, а что нет. Окажите ему поддержку. Обязательно похвалите. Важно, чтобы ребёнок получил от вас положительные эмоции и дельный совет к разрешению конфликтной ситуации, если она не разрешилась. Если ребёнок подвергается длительно насилию в школе, то лучше обратиться к психологу за консультацией. Запомните, травля не любит гласности, и только сообща с ней можно эффективно бороться.

– А как меняется поведение ребёнка, на, что обратить внимание?

Назову самые явные проявления, согласно статистике. Первый звоночек – это нежелание идти в школу. Конечно, практически каждый ребёнок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребёнок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию. Второй симптом: у ребёнка плохая успеваемость. Если он способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получает плохие оценки, стоит обратить внимание на отношения вашего ребенка с учителем по этому предмету. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом. Если же успеваемость в целом неудовлетворительная, то причина может быть в буллинге со стороны одноклассников. Не имея возможности построить комфортные отношения в коллективе и постоянно подвергаясь нападкам и насилию, школьник вряд ли будет думать о косинусах и правилах орфографии. Третий признак буллинга – заниженная самооценка у ребёнка. Так как один из критериев отличия травли от обычных ссор – это неравное положение участников конфликта, жертва буллинга всегда находится под давлением тех, у кого есть власть. Соответственно, самооценка такого ребёнка будет сильно падать, ведь он будет считать, что чем-то заслужил такое отношение к себе. Четвертая причина обратить внимание на школьную ситуацию ребенка – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы, для ребят 7-10 лет учебная деятельность является ведущей деятельностью, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Подростки чаще рассказывают не столько о школе, сколько об отношениях с одноклассниками, о каких-то событиях, которые с ними происходят. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать поподробней, что же происходит в школьном классе. Пятая отличительная черта жертвы буллинга – страх перед школой. Дети, которые подвергаются насилию как со стороны педагога, так и со стороны школьного класса, естественно, начинают бояться школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий. У младших школьников такое нежелание можно диагностировать по рисункам, например, если малыш рисует школу в черных тонах, рвет такие рисунки, то, скорее всего, у него не ладятся отношения внутри школьного коллектива.

– Что делать и как помочь ребёнку психологически в таких ситуациях?

– В первую очередь, срочно обращаться за помощью к психологу, чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Последствия школьного буллинга могут быть разрушительными, вплоть до попытки суицида с летальным исходом. Поэтому профессиональная помощь ребёнку, подвергшемуся насилию, просто необходима. Возможно, школу придется сменить. Многие считают, что справедливей было бы, если бы школу покинули ученики, учинившие насилие, или профнепригодный педагог, и спорить здесь сложно. Но для сохранения здоровой психики ребёнка, его благополучия и психологического комфорта лучше поменять школу. Родители же со своей стороны могут помочь ребёнку справиться с тяжёлыми переживаниями и адаптироваться к новой школе, разговаривая с ним о положительном школьном опыте. Ведь были предметы, которые ребёнку хорошо давались, были победы в олимпиадах, соревнованиях, да просто обычные пятёёрки ведь были? Раз были, значит, был и положительный опыт, актуализируя воспоминания, о котором, родители помогают ребенку сформировать положительный настрой к школьному обучению.

– К каким последствиям может привести травля?

– Об этом очень важно говорить. Зачинщикам кажется, что травля не может нанести жертве вред, чаще всего её оправдывают скукой, шуткой или чем-то ещё. Но о тяжёлых последствиях травли нужно говорить на собраниях, классных часах. О том, что кажущееся спокойствие жертвы – это всегда стресс, повышенная тревожность, острое или посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения сна, ночные кошмары.

– Как справится самому ребёнку с буллингом и не закрыться в себе?

– Самостоятельно справиться с травлей ребёнку обычно не под силу. В таких ситуациях необходима помощь родителей. Запомните, что травля – это не только про избиения и порчу имущества школьника, но также и про буллинг в соцсетях, мессенджерах. Нельзя оставлять ребёнка один на один с этой проблемой, ведь в силу возраста он ещё не обладает достаточными морально-волевыми и когнитивными ресурсами, чтобы самостоятельно организовать себе безопасное пространство.

– Что вы посоветуете родителям для профилактики буллинга в рамках семейного воспитания?

– Многие проблемы действительно исходят от воспитания, а воспитывается ребёнок в семье. Не просто в семье, а в маленьком обществе со своим укладом жизни, мировоззрением. Собственно те установки, что дают родители, ярко отражаются на ребёнке. Именно по его манере поведения в школе можно судить, как к ребёнку относятся дома. Если всё время проводить на работе, а дома продолжать отдавать своё внимание гаджетам, а не ребёнку, последствия всегда негативные. В семье чётко должны быть обозначены границы и моральный этикет, родители должны выстраивать тесные, дружеские взаимоотношения и очень много времени уделять ребёнку на протяжении всего периода его взросления. Это совместные прогулки, просмотр фильмов, настольные игры и многое другое. Чувствуя любовь и теплоту, ребёнок никогда не захочет кого-то обидеть, сделать больно. А кроме того, можно проигрывать данные ситуации и послушать, что думает о них сам ребёнок, что бы он делал в ситуации травли. И уже исходя из этой информации в дальнейшем выстраивать стратегию своего поведения.

 

 СОВЕТ ПСИХОЛОГА

КАК ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЁНКОМ О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ ДРУГИХ?

Если вы заметили тревожные признаки в поведении ребенка и можете предположить, что он ведет себя по отношению к другим детям как хулиган (отправляет унижающие других сообщения, часто выражает презрение к однокласснику, говорит злобные вещи про конкретного ребёнка и т. д.)

  1. Сохраняйте спокойствие и подумайте о том, как вы могли бы обсудить этот вопрос со своим ребёнком.
  2. Оцените свои знания и навыки.
  3. Поговорите с ребёнком и выслушайте его, обсудите этот вопрос вместе и на равных.
  4. Задумайтесь о том, имеет ли ваш ребёнок достаточно возможностей, чтобы удовлетворить потребность в достижении и признании (хобби, спорт и т. д.). Буллинг может быть связан с потребностью ребёнка во внимании и признании.
  5. Как можно скорее свяжитесь с учителем и/или другим представителем школы.
  6. При необходимости обратитесь к психологу.

 

Беседовала Ксения МАЛИКОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий