Оценку вам поставит жизнь. К юбилею профессора С.К. Козыбаева
Сагымбай Кабашевич Козыбаев – учитель сотен журналистов нашей республики, президент Академии журналистики Казахстана, доктор исторических наук, профессор, чьи научные и публицистические труды ещё ждут своего исследователя.
Вот уже более пятидесяти лет С.Козыбаев пишет историю журналистики Казахстана. Эссе, статьи, выступления, исследования, воспоминания, воплощённые в брошюры, книги, энциклопедии – всё подвластно перу этого неутомимого исследователя истории казахстанской журналистики.
Темы – самые разные, проблемы – самые актуальные, но всё о своей любимице – журналистике страны. Поражает многогранность наследия, его разносторонность. Главное – о журналистах и издателях, репортёрах и дикторах, людях, создававших газеты и журналы, радио и телевидение, стоявших у истоков средств массовой информации Казахстана, чтобы молодые помнили, чтобы остались корифеи в памяти потомков, чтобы каждое поколение студентов впитывало, училось на лучших образцах их публицистики.
О каждом публицисте у Сагымбая Кабашевича есть отдельный рассказ, собственная история. Шокан, Ыбрай, Абай, Ахмет, Магжан, Алихан, Миржакип – и о многих других писал он с незапамятных времен, когда и говорить-то, упоминать некоторые из этих имен было небезопасно. Козыбаев не только анализировал творчество, искал связи и параллели, но и рассказывал о судьбе каждого, о корнях, о семье, которая формирует каждого из нас. Ценности той интеллигенции, её идеалы передаёт учитель нынешним студентам. Непреходящие взгляды. Нетленные образы. Чтобы помнили…
Книга об отце «Звезды в небе» – дань любящего сына. И не согласна я с автором, что неинтересна она широким читателям, а только семейному кругу. Кабаш Козыбаев – один из первых организаторов колхозного движения Казахстана. Во время Великой Отечественной войны на свои средства Кабаш Козыбаев купил звено именных военных бомбардировщиков. Это память, это судьба отдельно взятой личности, это история нашей страны.
Наверное, добрая половина студентов может сказать, что интерес к истории привил именно Сагымбай Козыбаев на своих лекциях. Мою любовь к Шокану Валиханову, к этому неутомимому первоисследователю Казахии – точно.
Поразили слова эссеиста «Героика прошлого – достойная учительница жизни. И стимул развития нации сегодня, образец для дня завтрашнего» – точно в цель. Как назидание не столько ныне живущим, сколько нашим потомкам.
Я принимала участие в написании нескольких книг под руководством Козыбаева. Помню, как он обзванивал журналистов, собирая материалы для книги «Моя «Ленсмена», в которой есть и мой небольшой очерк «Родители познакомились в «Ленсмене».
Как кропотливо мы работали над книгой «Журналистика Казахстана. Энциклопедия». Козыбаев уделял внимание всему: составлению словника, содержательной стороне, истории отдельных СМИ, некоторым личностям, правильному начертанию-правописанию. Проверял и перепроверял всё! Внимание к деталям – сильная сторона учёного.
* * *
Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Эссе – это проза небольшого объёма и свободной композиции, попытка передать индивидуальные впечатления.
Эссе – редкий жанр в нашей публицистике. Тем ценнее опыт Сагымбая Козыбаева. Писать эссе очень сложно. Жанр необычный, в котором не обойдёшься только голыми фактами, нужны обобщения, личный опыт, нужна философия жизни, житейская мудрость, а подчас и самоирония, которой Сагымбай Кабашевич владеет в высшей степени. Сотни опубликованных в столичных изданиях эссе Козыбаева, которыми зачитываются, как результат жизненных наблюдений автора, широты его взглядов, выражение собственной позиции, которая подчас не укладывается в какие-то определённые рамки, выходя из них. Пример тому – эссе «Зов океана», рассказ о поездке не только во Вьетнам, но и по всей Юго-Восточной Азии, которую неутомимый Козыбаев давно исходил-объездил.
* * *
Помните, знаменитое «когда болит голова, идут к врачу, когда болит сердце и душа, идут к журналисту». Эти слова Сагымбая Козыбаева уже давно стали классической цитатой, которую жадно эксплуатируют журналисты страны, потому что прямо в цель. Стопроцентное попадание.
А какие лиды в эссе Козыбаева: завораживающие, настраивающие читателя на определённый лад, создающие атмосферу: «Мы, журналисты, особенно старшего поколения, не лишены определённого консерватизма. Но истина дороже. Речь идёт о профессиональном празднике работников СМИ республики. Напомню…». Это начало эссе «Первенец отечественной прессы», разговор с читателем, открывающий многие страницы истории казахстанской журналистики.
Помню, как поразили меня небольшие по объёму, но очень ёмкие по мыслям эссе из циклов «Лики времени», «Там, за горизонтом». Зачитывалась, студентам подсовывала: читайте, учитесь – это классика жанра, в которой есть всё: и индивидуальная позиция автора, и его непринуждённый разговор с читателем, с которым он постоянно делится своими задумками и планами.
* * *
Показатель мужчины – его отношение к женщине. Много эссе у Козыбаева именно о женщинах, их роли в журналистике Казахстана, прямой (например, о Саре Есовой), а подчас и косвенной: «Женами великих казахов начала ХIХ века были русские. Оставили они о себе добрую память, сполна разделив трагическую судьбу мужей. Елена Севостьянова – жена Алихана Букейханова, Мария Горина – Мустафы Шокая, Ольга Колоссовская – Жаханши Досмухамедова, Александра Ивановна, наречённая Бадрисафой, – Ахмета Байтурсынова… Каждая взяла фамилию мужа.
Почитаем русских историков, писателей Костомарова, Ключевского, Платонова, Соловьёва… И мы узнаем немало обратного – русские князья охотно брали в жены казашек. И отнюдь не по принуждению».
Это отрывок из знаменитого эссе Сагымбая Козыбаева «Декабристки», которым зачитываются студенты журфака. С какой теплотой автор описывает труднейшую жизнь жены Ахмета Байтурсынова – Александры Ивановны. Она приняла мусульманство, поменяла имя – нарекли её Бадрисафа – и стала сподвижницей всем делам своего именитого мужа.
Хочу привести большую цитату из эссе «Бадрисафа»: «Развитию таланта должно сопутствовать определённое стечение обстоятельств. Гены, воспитание, самовоспитание, тяга к знаниям… Немаловажны здоровье (каких высот достигли бы Шокан, Султанмахмут, Саттар, не дожившие и до 30-летия!), материальный достаток, окружение из не менее талантливых людей.
Но и это не всё. Желательно, чтобы рядом до последнего часа была верная жена, друг и сподвижник. Ни грамма в этом не сомневаюсь.
История оставила примеры. Отечественная же публицистика подарила одно такое яркое имя – Бадрисафа, урождённая Александра Ивановна, русская женщина, чьё имя неразрывно связано с именем гениального человека, духовного лидера нации Ахмета Байтурсынова». Правда, здорово! Концовка материала – песня, гимн любви: «…Когда я рассказываю своим студентам о публицистике таких великих личностей, как Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Магжан, я часть времени непременно уделяю и личной их жизни. Ведь высокий талант сродни высокой любви…». Конечно, ведь молодым интересно всё.
* * *
Он признанный тамада на тоях и модератор различных мероприятий. Тщательно собирает информацию, прорабатывая каждую деталь. Тонко, уважительно говорит о коллегах. В этом – весь Козыбаев. Он советуется, неизменно, как человек творческий, сомневается, прислушивается к чужому мнению, потому что имеет своё. Готов и в восемьдесят лет учиться: время летит, и надо соответствовать молодым.
Впрочем, он и так молод. Ибо это качество определяется состоянием души. Духом. Отношением к жизни. И здесь есть чему поучиться у Сагымбая Кабашевича. «Гены, воспитание, самовоспитание, тяга к знаниям…» – а ведь это и о себе. Одно из его любимых выражений – «Оценку вам поставит жизнь».
И ещё научиться умению видеть тему, чувствовать её, ведь для журналиста эта черта первейшая. Знать предмет разговора. Со студентами, с читателями.
А значит, совсем скоро будут новые эссе и новые книги. Ибо главнейшая черта характера Козыбаева – неуспокоенность.
Лариса НОДА,
преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби,
лауреат Международного Пушкинского конкурса,
лауреат премии Союза журналистов Казахстана