ЕЛЕНА ПЕТРЕНКО: Главное – не оттолкнуть, найти нужные слова и поддержать
В современной жизни проявление аутодеструктивного и девиантного поведения у несовершеннолетних имеет множество проявлений. Вред, который наносит употребление психоактивных веществ (ПАВ): алкогольных напитков, энергетиков, вейпов, сигарет, солей и прочих синтетических наркотиков – один из самых опасных для человека. Профилактическая работа в данном направлении всегда была актуальной, в Казахстане ей уделяется огромное внимание. Как бороться с таким явлением, как вести себя взрослым и что толкает подростков на необдуманные шаги на пути к ПАВ – мы спросили у директора Регионального учебно-методического центра психологической поддержки Костанайской области Елены Петренко.
– Елена Александровна, мы хотим обсудить психологические аспекты профилактики ПАВ среди несовершеннолетних. Насколько важно учитывать психологическую составляющую в этой работе и какие психологические факторы чаще всего приводят к употреблению запрещённых препаратов для подростков?
– Психологическая составляющая крайне важна в вопросе профилактики психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних. Понимание психологии подростков помогает лучше понять их поведение и причины, которые приводят к правонарушениям. Только комплексный подход, учитывающий психологические особенности детей и подростков, может быть действительно эффективным. Среди основных психологических факторов можно выделить низкую самооценку, проблемы с самоидентификацией, дефицит внимания и любви со стороны родителей, а также недостаток навыков социального взаимодействия. Подростки, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, часто ищут способы компенсировать свои внутренние проблемы через асоциальное поведение. К поведению своих детей нужно быть внимательными всегда, в таких вопросах лучше перестраховаться.
– Насколько проблема вредных привычек вообще актуальна для нас?
– По данным Министерства здравоохранения за 2023 год, на динамическом наблюдении с диагнозом «психические поведенческие расстройства» из-за употребления психоактивных веществ состоит 107 898 человек, из них 6245 – молодёжь в возрасте от 18 до 29 лет. Почти у половины из них он появился из-за наркотиков. Конечно, для таких диагнозов характерно раннее употребление, приводящее к таким последствиям. Поэтому проблема актуальна, особенно её профилактика. Если мы сможем уберечь детей в подростковом возрасте, риск того, что человек уже взрослым впервые начнёт употреблять запрещённые препараты, снижается в разы.
– Какие наркотики распространены сейчас среди молодёжи? Как они воздействуют на организм?
– Количество и разновидности синтетических наркотиков растут с каждым годом. В числе самых распространённых – экстази (МДМА), мефедрон (меф), синтетические катиноны, амфетамины. Но самый распространённый, оттого и опасный – вейп. На молодёжном сленге говорят «парить вейп». Чем опасны эти вещи и как происходит пристрастие к ним? Впервые его пробуют ради интереса, чтобы не казаться «белой вороной» в компании, из любопытства или других причин. Достаточно одного-двух раз, чтобы препараты вызвали привыкание. У всех одна цель – дать ударную дозу сератонина (гормона счастья) и вызвать моментальную эйфорию, которую потом в обычной жизни не найдёшь. Так появляется зависимость и один путь – искать новую «дозу счастья». Отдельная история – вейпы. В молодёжной среде их очень просто достать, новомодная сигарета даже вытеснила обычное табакокурение. Хотя медицинскими исследованиями доказано, что это ещё хуже, ведь табак имеет органическое происхождение, а вейпы – это химические смеси. Вред, наносящийся организму при употреблении вышеозвученных препаратов, колоссальный, прибавьте к этому то, что от них очень сложно отказаться, и шансов на нормальную жизнь практически не останется.
– Как родителям понять, что подросток имеет вредную привычку, чтобы её не запустить?
– К сожалению, когда мы говорим о ПАВ, велика вероятность не заметить изменений на первых стадиях. При продолжительном их употреблении изменения можно увидеть во взгляде, манере движений – они становятся более рваными, нервными. Но чаще всего родители бьют тревогу, когда из дома начинают пропадать вещи или деньги. Физические изменения происходят ещё и во внешности: падает вес, приобретается изнемождённый, бледный внешний вид. Появляется раздражительность и нежелание общаться с домочадцами.
– Бытует мнение, что нравоучительные лекции о вреде алкоголя, табака и наркотиков уже неэффективны для современных подростков, которые итак не имеют информационного дефицита. Вы согласны с этим?
– Действительно, о вреде алкоголя и наркотиков сказано много. При этом чуть ли не каждый родитель искренне верит, что это не коснётся его ребёнка. А потом случайно находит пачку сигарет в кармане куртки. Или замечает запах, когда любимое чадо возвращается с прогулки. А то и вовсе становится свидетелем неадекватного поведения родного ребенка, попробовавшего какие-то наркотики.
Как поговорить с детьми, чтобы они однажды не захотели попробовать алкоголь, сигареты и другие наркотики? К сожалению, иногда после беседы с родителями у подростков появляется не отвращение, а неподдельный интерес к опасным веществам. А сколько нравоучительных лекций выслушивают школьники о вреде алкоголя и наркотиков? Десятки! И это тоже нужно делать, хотя справедливости ради нужно отметить, что дефицита в профилактической информации нет – сегодня у каждого есть интернет, но разве нужно подросткам интересоваться подобными вопросами. В силу возраста, конечно, они не будут этого делать. Но мне бы хотелось обратить внимание на новые подходы в этом направлении. Речь идет о специально созданных мультфильмах и фильмах, которые в интересной и лёгкой форме доносят до детей нужную информацию.
– Как мультики и фильмы способны помочь в этом вопросе?
– Когда информация подана интересно и ненавязчиво, любой подросток или ребёнок первоначально заинтересуется. К примеру, существует цикл фильмов и мультиков, специально разработанных с профилактической целью под каждый возраст и с учётом психофизического развития ребенка. Так, для детей в возрасте от 6 до 11 лет создана серия мультфильмов «Команда Познавалова». Юные зрители вместе с командой профессора Познавалова путешествуют по организму человека и видят, что происходит с ним после употребления алкоголя и табака. Параллельно дети знакомятся со строением человеческого организма. Для подростков от 11 до 15 лет сняты фильмы о вреде алкоголя, табака, наркотиков и об игровой зависимости. В этом возрасте разговоры о вреде для здоровья почти не работают. Тем более не работает метод запугивания. Подросток стремится выйти из-под опеки, стремится к независимости. Фильмы «Секреты манипуляции. Табак», «Секреты манипуляции. Алкоголь» и «Наркотики. Секреты манипуляции» наглядно показывают, как подростка подсаживают на процесс самоотравления и у него появляется наркотическая зависимость. Ребятам доступно объясняется, что курение, алкоголь и наркотики – это не их личный выбор, а циничный финансовый расчет третьей стороны. Все это есть в интернете в свободном доступе, на Ютуб.
– То есть как ни крути нужно использовать уловки и грамотный психологический подход?
– Именно так. И ещё очень важный момент – ровесникам доверяют больше. Скучные и монотонные лекции – не лучший способ профилактики детской и подростковой зависимости. Ребята в возрасте 10-15 лет уже склонны доверять не взрослым, а сверстникам. Поэтому в профилактическую программу нужно включать и школьных активистов, дебатеров, чтобы те могли «на равных» передавать информацию своим сверстникам, в психологии метод называется «сверстник – сверстнику». В школах дети и подростки могут получать ценную для здоровья информацию не только от взрослых, а от таких же ребят, как они сами.
– Через метод «сверстник – сверстнику» можно пропагандировать ЗОЖ или он работает только на профилактику вредных привычек?
– Метод работает и на ЗОЖ. Зарубежные исследователи изучали эффективность этого подхода и заметили, что в нём срабатывают чисто психологические причины. Например, мнение сверстников в подростковом возрасте порой более авторитетно, чем мнение взрослых. Сверстники говорят на понятном подросткам языке. Это привлекает внимание и вызывает большее доверие, чем информация, которую они слышат от взрослых. Диалог в режиме «сверстник – сверстнику», как правило, более свободный и эмоциональный. Подростки не боятся спрашивать и высказывать своё мнение. Они не боятся, что их будут оценивать. Так они лучше усваивают и запоминают информацию. Более того, сверстник может стать примером для других, потому что подростки любят идентифицировать себя с героями, людьми интересными, успешными, целеустремленными, активными.
– Какие методы работы с подростками наиболее эффективны с психологической точки зрения в вопросах профилактики ПАВ?
– Наиболее эффективными методами являются психотерапия, групповая терапия и тренинги по развитию эмоционального интеллекта. Эти методы помогают подросткам лучше понимать свои чувства и эмоции, учат их управлять своими реакциями и строить здоровые отношения с окружающими. Также важно привлекать подростков к занятиям, которые способствуют их личностному росту и самореализации. Образовательные учреждения играют очень важную роль. Школы и колледжи могут стать тем местом, где подростки получают поддержку и внимание, которых им может не хватать дома. Психологи, социальные педагоги и классные руководители должны активно работать с учащимися, выявлять группы риска и проводить профилактические мероприятия. Также важно развивать школьные кружки и секции, чтобы предоставить подросткам возможность заняться полезными делами.
– Какие советы вы бы дали педагогам для эффективной работы с трудными подростками?
– Педагогам следует проявлять терпение и понимание, не осуждать и не критиковать подростков, а искать подходы для конструктивного взаимодействия, другими словами, главное – не оттолкнуть, найти нужные слова и поддержать. Всегда можно проконсультироваться с психологом, расположить к себе подростка, найти альтернативы вредным привычкам – достаточно лишь оставаться неравнодушными к детям и понимать, что они могут ошибаться. Протянутая рука помощи – это первый шаг к здоровью детей и их доверию ко взрослым людям.
Беседовала Ксения МАЛИКОВА
Загрузка...