Чтобы стать экспертом по учебникам, необходимо пройти жёсткий отбор

Работа в Республиканском научно-практическом центре экспертизы содержания образования – это колоссальная ответственность. Хотя бы потому, что вся учебная и методическая литература, которой пользуются в школьных и дошкольных учреждениях, проходит через экспертизу этого центра. Значит, права на ошибку нет. Но как этого добиться? В интервью с руководителем Назирой АБДРАХМАНОВОЙ мы получили ответы на этот и другие вопросы.

– Назира Кабдоллаевна, ваш центр проводит экспертизу практически всего, что «заходит» в школу. Поэтому давайте начнём с учебников, к которым бывает масса претензий. Какие меры приняты по улучшению качества учебников?

– Прежде всего, усилены требования к формированию авторского коллектива. В его составе обязательно должны быть учёные и педагоги-практики. Раньше учебники для школ с государственным языком обучения переводились с русского языка, сейчас же создаётся новый контент на казахском языке.

Усилена ответственность издательств. Если обнаружены ошибки, весь тираж снимается с печати.

В целях повышения качества учебников внедрена пятиступенчатая система оценки качества и отбора учебников (научно-педагогическая экспертиза, апробация (для вновь разработанных учебников), общественное обсуждение учебников, научно-педагогическая экспертиза после доработки, рассмотрение предметно-экспертными комиссиями.

В 2023 году на экспертизу поступили 566 учебных изданий дошкольного, начального, основного и общего среднего образования, из которых на ПЭК рекомендованы 457, или 81%.

Прошли экспертизу 263 учебных издания для высшего и профессионального образования, дополнительных учебных ресурсов для среднего образования, из которых рекомендованы к использованию в организациях образования 49 наименований, или 19%, 6 наименований, или 2,3%, не рекомендованы к использованию, 208 находится на доработке.

В целом из поступившей учебной литературы при первичной экспертизе 20% не рекомендуется к использованию, 70% направляется на доработку.

– Согласитесь, не каждый педагог, каким бы ни был его стаж работы в школе, может оценивать учебник. В таком случае, а судьи кто?

– К экспертизе школьного учебника привлекаются учёный и не менее двух педагогов-практиков организаций среднего образования с соответствующим сертификатом. На сегодняшний день есть 2148 экспертов из числа учёных, учителей и методистов, 25% из них составляют учёные, 71% учителей и 4% методистов дошкольного образования. 

Нашим центром на постоянной основе проводится повышение квалификации внешних экспертов посредством проведения семинаров, вебинаров как в онлайн-режиме, так и офлайн или асинхронно.

Основная образовательная программа направлена на создание условий по обеспечению качества содержания учебных программ и обучающих ресурсов.

– Как можно стать экспертом? И какие требования к претендентам?

– Для начала желающие регистрируются на нашем сайте в рубрике «Хочу быть экспертом».

О строгости отбора говорит хотя бы то, что в текущем году из заявленных 700 на обучение были зачислены 237, а по итогам промежуточных тестирований осталось 85 обучающихся.

Обязательные условия – квалификационная категория не ниже педагога-исследователя; является автором учебников; стаж не менее 10 лет работы в школе.

С 29 мая по 23 августа текущего года впервые проводятся 3-хмесячные курсы для экспертов в формате оnline (ZOOM), offline, асинхронно, с привлечением тренеров, учёных и педагогов.

Программа расчитана на 360 академических часов в формате дистанционного обучения. Из них онлайн-занятия  в виде лекций – 68 ч,  тестирование – 10 ч, самостоятельное выполнение практических заданий – 282 ч, которое включает консультирование и оценку практических работ. По итогам обучения выдаётся сертификат с включением в реестр экспертов.

Эксперты работают конфиденциально, их имена мы не разглашаем.

Сейчас ведётся разработка платформы е-эксперт, на которой в будущем будет проходить весь процесс обучения.

– То есть вы максимально используете возможности цифровизации?

– Конечно. Центром активно проводится работа по цифровизации внутренних и внешних бизнес-процессов.

В 2023 году завершена разработка и введена в эксплуатацию в тестовом режиме электронная платформа экспертизы E-Saraptama.

На сегодня утверждены «Правила выбора учебников и учебно-методических комплексов педагогами государственных организаций образования», которые определяют порядок выбора учебников и УМК педагогами государственных организаций образования. Согласно Правилам предусмотрено, что выбор педагогами осуществляется посредством информационной системы E-Tandau. Это государственный информационный ресурс, предназначенный для хранения, поиска и обработки информации о выборе педагогами альтернативных учебников и учебно-методических комплексов, в том числе в электронной форме.

В текущем году разработанная электронная платформа по выбору учебников ETandau.gov.kz прошла успешную апробацию в ряде регионов страны и внедрена в эксплуатацию в масштабе республики.    

Целью создания платформы является предоставление возможности педагогам выбора учебника и УМК как основного средства обучения.

Необходимо отметить, что в текущем году впервые педагогам для самостоятельного выбора учебников на новый учебный год были предоставлены учебники 3 класса. В настоящее время на основании выбора педагогов осуществляется процесс закупа учебников.

Кроме того, ведётся работа по разработке электронных платформ экспертизы содержания образования и образовательных ресурсов ESaraptama и по обучению экспертов EExpert.

– Расскажите, как проходит перевод учебников в цифровой формат?

– Работа по реализации поручения Главы государства о необходимости перевода учебных материалов в цифровой формат продолжается. С 2019 года охват электронными учебниками предметов в 1-11 классах вырос с 16 наименований до 722, это 100-процентная оснащённость.

– Какими еще проектами занимается ваш центр?

– В центре осуществляется реализация 3 научных проектов. Так, в 2023 году завершена работа по задаче «Разработка электронной платформы экспертизы содержания образования и образовательных ресурсов» в составе консорциума по реализации программы в рамках программно-целевого финансирования «Научные основы модернизации образования и науки» на 2021-2023 годы. В рамках данной программы разработана и размещена на сервере Центра электронная платформа экспертизы содержания образования и образовательных ресурсов. 

С 2023 года началась реализация научного проекта по грантовому финансированию «Научно-методические основы систематизации понятийно-терминологического аппарата школьных учебников по предметам естественно-математического направления». В результате будет разработан Школьный словарь терминов по учебным предметам и его цифровое приложение.

Также с 2023 года началась реализация научного проекта «Разработка учебных материалов для школ Казахстана по истории, литературе и географии Кореи» при поддержке Академии корееведения.

– Благодарю за беседу и важную работу по обеспечению школ качественными учебными материалами!

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий