Разговор о важном в Год рабочих профессий в Казахстане: Актуально, остро, искренне, откровенно о том, что волнует и надо думать, решать

2025 год по инициативе Главы государства К.К.Токаева объявлен Годом рабочих профессий. Для беседы в формате подкаста я пригласила в студию Санжара ТАТИБЕКОВА, профессионала в сфере ТиПО, главу холдинга Talap, и Жазиру АСАНОВУ, консультирующего эксперта в сфере образования. Полную запись подкаста на  YouTube вы можете посмотреть.

– Санжар, впервые в Казахстане объявлен Год рабочих профессий. Насколько радостным является это событие для колледжей и лично для вас как представителя сферы технического и профессионального образования?

– Конечно, Год рабочих профессий мы все встретили с оптимизмом. Надо отметить, что для колледжей, а это не только преподаватели и студенты, но и их социальные партнёры, это не просто Год рабочих профессий, но и год нового развития колледжей, развития всей системы профессионального технического образования. Мы понимаем, что это накладывает и определённую ответственность: как мы этот год проведём, на что будем обращать внимание, главное, чтобы этот год не прошёл просто в виде каких-то мероприятий, которые останутся в отчётах. Надо, чтобы этот год стал стартом некоего развития престижа рабочих профессий – на это будет огромный упор, причём не только на уровне системы образования или каких-то отраслевых сообществ, но и на уровне министерства и госорганов. Если смотреть зарубежную практику, то там 70-80% молодёжи в первую очередь выбирает обучение в колледже. Соответственно, нам нужно поработать над тем, чтобы молодёжь страны повернула в сторону выбора рабочих профессий.

– Жазира, как вы считаете, почему казахстанские ребята не так охотно идут в колледжи?

– Наверное, по старой привычке считается, что колледж больше для троечников. Когда ты учишься не на «отлично» и тебя после 9 класса буквально выпроваживают из школы, дескать, статистику будешь портить и т.д., и т.п., приходится идти в колледж. Ещё и по оснащению, конечно, по сравнению с вузами – и там, и там дают техническое образование, но в вузах всё лучшее, не сравнимо с колледжами. Поэтому ТиПО остаётся в тени. Конечно, в последнее время идёт развитие, но этого мало. Престижность колледжей, думаю, всё ещё под вопросом. Отлично, что объявлен Год рабочих профессий, и мы все ждём, как изменится эта сфера, потому что хотим, чтобы образование, неважно, детский сад, школа или колледж, было на высоком уровне, на хорошем счету, чтобы у каждого школьника, студента был выбор, куда пойти учиться дальше, построить своё будущее и найти своё место в жизни.

– Санжар, какая мотивация должна быть, чтобы дети захотели пойти учиться в колледжи?

– Сегодня молодёжь может выбрать вуз, колледж или просто учебные центры, курсы по душе. Всё зависит от того, насколько мы открыты для них, напомню, обучение в госколледжах бесплатное, выпускники школ могут поступить со средним баллом аттестата. Но насколько готовы дети, которые обучались в комфортных детсадах, школах, учиться в колледжах? Да, был проект «Жас маман», по нему 180 колледжей по всему Казахстану оснастили, там новейшее оборудование, где-то даже превосходящее бизнес-предприятия. И необходимо, чтобы колледжи по технической инфраструктуре не уступали вузам. Пользуясь случаем, хочу родителей призвать: приходите, посмотрите, как превосходно сегодня колледжи оснащены. Во всех регионах есть 5-6 колледжей, которые показывают должный уровень. Конечно, мы стараемся привлекать молодёжь, в том числе через конкурсы профмастерства, есть у нас WorldSkills, победители которых могут участвовать в международных чемпионатах. С гордостью скажу, что несомненный плюс колледжей – ребята в них более практико-ориентированные. Есть в обществе мнение, что в колледжи идут только троечники, но это уже миф – есть те, которые хорошо учатся в школе и осознанно идут сюда. Также немало ребят получают по окончании красный диплом – в этом, конечно, огромная заслуга и их самих, и преподавателей. Да, рабочие профессии сложнее, чем офисные. Мы вот сейчас на подкасте здесь уютно, в хорошо освещённом помещении сидим и думаем, что электрик для этого просто лампочку вкрутил и всё – светло. На самом деле спектр задач у современного электрика гораздо больше, с него требуется инженерное мышление. В целом, учась в колледже, студент должен решать несколько задач: найти достойную работу в гармонизации с нашей экономикой, реализовать по возможности свои стартапы, если у него есть коммерческая жилка, а также соответствовать международным стандартам и сертификатам. В некоторых наших колледжах уже выдают сертификаты международного образца, и это даёт молодым специалистам широкий спектр возможностей.

– Одной из мер стимуляции, по мнению некоторых родителей, могло бы стать открытие в колледжах военных кафедр. Насколько это реально?

– Это реально и очень актуально на сегодня. Вопрос обсуждается на разных уровнях, но сложностей на пути к этому немало. Думаю, можно было бы при условии, что в городе, где находится колледж, имеется воинская часть, организовать обучение там. В течение двух лет студенты колледжа посещали бы занятия и потом получали военный билет. Нужно хотя бы на уровне пилотного проекта такой вариант рассмотреть. Думаю, это было бы взаимовыгодно для двух министерств, обороны и образования, чтобы дети получили необходимые навыки. А для молодёжи это действительно был бы огромный стимул устремиться в колледжи, решая перед собой целый ряд жизненных целей: получение рабочей профессии, исполнение воинского долга.

– Жазира, согласитесь, человек будет эффективно работать за достойную зарплату. Вы ведь участвуете в проекте в Мангистауской области, правда ли, что там наблюдается новый интерес к профессии нефтяников? И она манит молодёжь высоким уровнем оплаты труда…

– В Мангистауской области в ходе исследования среди школьников поняли, что многие родители хотели бы, чтобы их дети пошли работать в «Озенмунайгаз», «КазМунайГаз». Обратились в эти компании, а там говорят, что у них 10 тыс. человек уже ждут вакансий на трудоустройство. При этом там есть другие предприятия – по газификации, гидрогеологии, там хорошие условия и зарплата, ещё другие заводы строятся в регионах, но туда молодёжь не стремится. И нужно понимать, что сегодня, скажем, гидрогеолог – это не работа по старинке, сейчас космические технологии, можно со спутника смотреть, изучать, это очень интересный, творческий, изыскательский труд. Для Мангистауской, Атырауской области быть нефтяником – не единственный выбор, немало других направлений для выбора сферы деятельности. Вот в чём феномен успеха Атырауского колледжа? В том, что «Тенгизшевройл» нужны были специалисты, они взяли под шефство колледж, вложились в него, его инфраструктуру и получили себе мощную, стабильную кузницу кадров. Есть и другие подобные примеры – Колледж сервиса и туризма Астаны, где хорошо развивается гостиничный бизнес, и для лучших студентов есть трудоустройство в крутые отели, потому что там понимают, что больше в столице по сути неоткуда брать молодых специалистов. Действительно, согласна, колледжи практикоориентированные. В Астане Гуманитарный колледж прекрасно готовит педагогов начальной школы, и большой дефицит педагогов в столице закрывается именно подготовкой в нем. Молодёжь, думаю, охотно идёт поступать в этот колледж. Весь вопрос в популяризации, профориентации и разъяснительной работе – сейчас для этого идеальное время: сегодня «зумеры» знают, что необязательно идти в университет, чтобы стать классным IT-шником или даже юристом. Надо просто менять стереотип мышления. Есть вопросы по инфраструктуре, думаю, в Год рабочих профессий будет проведена инвентаризация, чтобы понимать, в какой колледж вкладываться точечно.

А ещё здорово, что дети с особыми потребностями могут получить в колледже профессию, например, массажиста, сапожника и так далее, нет ограничений, условия создаются, но люди об этом тоже мало знают. Надо больше рассказывать обо всех таких кейсах в колледжах, народ узнает все плюсы, преимущества и пойдёт в колледжи, я уверена. Вот сейчас Санжар Татибеков привёл цифру, что в системе технического обучения примерно 4 тыс. детей учатся именно с особыми образовательными потребностями и получают нужные на рынке специальности.

– Мне кажется, Год рабочих профессий даст второе дыхание многим процессам. Например, на уровне государства мы говорим, что нужно продвигать идеи трудолюбия и профессионализма. Почему наше общество так разленилось… Думаю, благодаря Году рабочих профессий мы об этом серьёзно задумаемся. Скажите, Санжар, в стране 772 колледжа. Сколько из них готовы соответствовать тем задачам, которые мы ждём и которые ставит Президент, а какой процент колледжей – балласт, где нет ни материальных, ни технических, ни образовательных возможностей, чтобы уверенными шагами войти в Год рабочих профессий?

– Я скажу, что все готовы, и в Год рабочих профессий они могут себя позиционировать как лидеры, показывать свои преимущества и особенности среди других колледжей. Да, есть примерно 100-200 учебных заведений, которым требуется пересмотр своих стратегий. И тут многое зависит от руководителей, управленчества. Как знаете, утверждена Дорожная карта по трансформации системы технического образования, в ней 7 направлений, 20 шагов касается инновационного менеджмента. Мы хотим, чтобы директора, независимо от того, частный это колледж или государственный, прошли тестирование, чтобы посмотреть, на что обратить внимание, что надо улучшить, какие есть «западающие» зоны. От современного колледжа мы требуем многого. Если раньше им говорили, что есть вузы, куда уходят ваши потенциальные абитуриенты, то сейчас речь идёт ещё об учебных центрах, которые могут в краткие сроки обучить вполне качественно, дать навыки и знания. Поэтому колледжам важно работать в ногу со временем, смотреть и видеть тренды, быть открытыми всему новому. Кто-то считает, что 772 колледжа на страну – это много, другие говорят, что нынешний демографический рост будет способствовать увеличению их числа. Время покажет, но самое главное, если государство несёт финансовые затраты на колледжи, они должны их оправдывать.

В этом году есть хорошая новость для системы ТиПО: с сентября 2025 года подушевое финансирование в колледжах будет увеличено в два раза. Есть лидеры, у которых внедрена отраслевая или профессиональная аккредитация, образовательные программы соответствуют бизнес-сообществу, поток абитуриентов большой – деньги «пойдут» за ними.

– Санжар, не будем забывать, что Казахстан – аграрная страна. Как с кадрами для АПК, как колледжи работают в этом направлении?

– Когда мы говорим о специальностях аграрно-промышленного комплекса, мы должны понимать, что многие колледжи находятся в сельской местности или районах. И должны смотреть с точки зрения развития региона, как здесь работают местные исполнительные органы. Почему молодёжь уходит из села или не хочет учиться в сельском колледже? Потому что там инфраструктура не позволяет жить так, как хочется: в кино сходить, провести досуг с пользой, посещать секции. Значит, это всё должно создаваться и работать в колледжах, чтобы привлекать ребят. Мы должны смотреть комплексно, когда говорим о специальностях или профессиях, которые находятся в сфере АПК. И ещё не стоит забывать о сезонности работы в сельском хозяйстве, это тоже влияет на выбор ребят. Очевидно, сегодня мало колледжей в сфере АПК, их надо усиливать.

– Было озвучено, что в Костанае будет открыт Центр дуального обучения – германскоказахстанский. Почему Германия, почему Костанай?

– Так исторически сложилось, что Германия позиционирует дуальное обучение – это их сильный опыт. И Казахстан по нему уже более 10 лет работает. Инициаторами создания Центра выступили НПП «Атамекен», «Allur авто» и Эрфуртский образовательный центр – немецкая сторона. Идея, чтобы Центральная Азия скооперировалась в вопросах дуального обучения в реальном месте, реальном секторе. И «Allur авто», думаю, покажет удачный опыт, потому что там успешное производство, сборка машин, узлов, думаю, этот проект будет удачным. Костанайский регион – один из самых традиционных аграрно развитых в нашей стране, а сегодня возродился и промышленный сектор. В целом в Год рабочих профессий мы хотим увеличить количество колледжей, над которыми шефствуют предприятия. Сегодня «шефы» имеются у 518 колледжей, важно, чтобы эта цифра увеличилась. Также важна и актуальна интернационализация колледжей. Если придут зарубежные колледжи на коллоборации с нашими, будет прорыв, уверен, интерес есть – надо активно работать в этом направлении.

– В Сингапуре, где мы были с группой педагогов, оказывается, лучшим вознаграждением для лучших преподавателей являются не премии, а возможность делиться своим опытом и знаниями с коллегами. А как в нашей сфере ТиПО педагоги делятся своим лучшим опытом с коллегами?

– Есть определённые кейсы, например, когда на категорию они подают, имеется условие, что должны поделиться своим опытом преподавания, использования той или иной методики, опытом воспитательной работы. Ну и в целом нет сдерживающих факторов, если преподаватель заслуживает, он может публиковаться, встречаться, выезжать в другие регионы. Я всегда говорю: для продвижения рабочих профессий не нужно бояться рассказать, что ты сам когда-то трудился по рабочей квалификации. Я свой рабочий путь начинал термистом 2 разряда ремонтно-механического завода. Самое главное – любить свою профессию. Как-то, когда я работал в колледже, студент-будущий металлург спросил у меня: «Я что, теперь всю жизнь буду аппаратчиком или проводить операции на гидролизе?». В ответ я привёл примеры, как люди могут выстроить карьеру, имея начальную рабочую специальность: депутат мажилиса, который работал слесарем, вице-министр – и таких примеров много. Госслужащим можно стать, имея рабочую квалификацию. У тех, кто умеет работать руками, всегда гораздо больше навыков по жизни. К примеру, придут на завод выпускник вуза и выпускник колледжа – у кого из них больше практики? Соответственно, и возможности стать бригадиром или мастером у него тоже больше. Трудно возглавить крупную корпорацию, если сам не бурил, не выращивал, не строил. Ты должен знать, как что делается, ведать обо всех цепочках производства, от азов, тогда ты истинный руководитель.

– Жазира, вы привели пример: в Мангистауской области вы делали презентацию в небольшом селе и пригласили туда выпускника их школы, который был первым президентом «КазМунайГаз». И к нему там относятся на уровне легенды, который достиг больших вершин карьеры, это своего рода ролевая модель. При этом он тоже начинал с рабочей профессии – и, конечно, многие дети тогда вдохновились. Классный пример! Санжар, а вы высказались за ещё одну инициативу, чтобы представители рабочих профессий могли получать льготы на приобретение жилья в АО «Отбасы банк». Это тоже одна из мер мотивации к престижу рабочих специальностей. Благодарю вас за то, что пришли на мой подкаст. Все мы понимаем, что наша жизнь, комфорт держатся на рабочих руках. Уверена, Год рабочих профессий поможет обществу по достоинству оценить пользу технического и профессионального образования.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Фото Алии ШУЛЕНОВОЙ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий