Ш. Субрамания, профессор: Мне говорят, что я похож на Махатму Ганди, но могу ли я сделать хоть малую толику того, что сделал Ганди для улучшения человечества
Профессор Шрикантия Субрамания из Национального университета в Сан-Диего (США) провел серию мастер-классов в Казахстанско-Американском свободном университете (Усть-Каменогорск, ВКО).
– Я родился в Индии, – рассказал профессор в интервью газете «Бiлiмдi ел — Образованная страна». – Степень бакалавра инженерии получил в Бангалорском университете, магистра – в Индийском институте науки. Магистром компьютерных наук стал уже в Университете Индианы (Блумингтон), докторскую защитил в Университете Джорджа Вашингтона. В настоящее время я профессор компьютерных наук в Национальном университете в Сан-Диего (штат Калифорния). Ранее преподавал в Миссурийском университете науки и технологий. Имею трудовой стаж в многонациональных корпорациях: ABB в Швеции, NOKIA в Финляндии и LG Electronics в Сан-Диего.
– Вы впервые в Казахстане и казахстанском университете? Ваши впечатления?
– Да, это мой первый визит в Казахстан. Страна огромная по территории. Люди здесь приятные, дружелюбные и разные, как во всем современном мире. Несколько лет назад мне пришлось поработать приглашенным профессором в Самаре (Россия). И это самое близкое место к Казахстану, где мне пришлось бывать. В Казахстанско-Американский свободный университет я приехал как участник программы Фулбрайт, и моя задача – внести посильный вклад в качество учебных программ в области CS/ IT. Высокий уровень владения английским языком у студентов, их позитивная устремленность к знаниям впечатляет и радует. Меня очень радушно встретил сам создатель и президент университета Ережеп Мамбетказиев. Нынче вуз отмечает свое 25-летие. И все эти годы университет международного партнерства несет очень важную миссию – он сближает страны. В мире всегда много проблем, и успешное решение их возможно только через инновационное и технологическое сотрудничество. И вот такой обмен студентами и преподавателями эффективно работает на это.
– Вам говорят о вашем сходстве с всемирно известным Махатмой Ганди?
– Возможно (улыбается), я и похож внешне на Ганди. Но вопрос в том, могу ли я сделать хотя бы малую толику того, что сделал Ганди для улучшения человечества?
– Город Бангалор – это индийская «кремниевая долина». И неслучайно сфера вашей научной деятельности – инженерия и информатика. Какова она – наступившая эпоха IT? Каким видится вам завтрашний день в мире информационных технологий?
– Компьютерная наука, информационные технологии – это относительно новое направление в науке и образовании. Информатике как самостоятельному академическому направлению около 55 лет. IT-индустрия как коммерческая отрасль развивается менее 50 лет. Но в и этот короткий промежуток времени здесь наблюдался весьма динамичный прогресс. С использованием вычислительных и информационных технологий создано множество учебных дисциплин, новых отраслей в промышленности и сфере услуг. За столь короткое время информационные технологии сильно изменили нашу реальность, и сегодня мы живем в информационном веке. Общий объем производства информационно-коммуникационного оборудования, программного обеспечения и услуг в 2018 году составил от 3,5 до 4,5 триллиона долларов. ВВП только четырех ведущих стран мира превышает этот показатель.
Что касается будущего, то темпы развития информационных технологий настолько динамичны… Очень сложно делать какие-то точные и даже приблизительные прогнозы того, что ждет нас завтра. Можно лишь с уверенностью полагать, что начало мы увидели и дальнейший прогресс будет еще более захватывающим. Применение искусственного интеллекта и робототехники приводит к автоматизации многих процессов. Достижения в такой сфере, как Интернет вещей (Internet of Things), приводит к подключению еще множества технологических устройств.
Но при всех своих благах технологический прогресс несет и серьезные риски. Поэтому если хотим, чтобы прогресс работал только на пользу и улучшение, важно всегда осознавать повышенную ответственность за разумное и эффективное использование информационных технологий.
– На своих занятиях вы вовлекаете слушателей в решение конкретной задачи. Всегда актуален вопрос полезности интеллектуального потенциала. Построить учебный процесс, нацеленный на умение применять знания…
– Важность фундаментальных знаний исходит из принципа их необходимости, как материала для метода. И если не учить применять этот материал в решении практических задач, то знания теряют свою ценность. Поэтому свои занятия я строю в интерактивном, практическом режиме. Предполагается, что участники хорошо разбираются в основах математики и информатики. Они загружаются заданием и должны найти верный и четкий алгоритм решения конкретной задачи с использованием одного или целого комплекса методов. Задачи могут быть из разных сфер, и это делает семинар интересным. Я полагаю, что так повышается эффективность и самих методов решения задач, устанавливается связь между различными методами и дается стимул для поиска новых способов решения проб.
– Считаете ли вы, что это один из самых эффективных путей повышения эффективности образования в любой стране и любой отрасли?
– Да, конечно. Студенты и профессионалы должны запоминать большую массу информации и быстро вспоминать ее при необходимости. Запоминание –очень важный необходимый навык, но не самоцель. Это должно быть дополнено хорошими навыками решения задач, эффективным использованием инструментария и методов для анализа. Учащиеся должны хорошо усвоить материал, чтобы при необходимости вспомнить его и использовать в практике решения конкретной задачи.
– И каково соотношение теории и практики?
– Это зависит от дисциплин и образовательной программы. Почти в каждой дисциплине есть теория, эксперименты и практическое приложение. Физика, химия, биология, археология, психология, медицина, техника, информатика… Теория – средство, приложение – цель. Как здание не может быть построено без фундамента, так и комплекс практического приложения без обоснованных теорий и применения теоретических данных выстроить нельзя. Также и закладывать фундамент нет необходимости, если на нем потом не строить здание.
Габдулл Маутканов,
Усть-Каменогорск