Размышления у подъезда школы…

Выбери профессию, которую ты любишь, — и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни.
Конфуций

Накануне профессионального Дня учителя хотелось бы вызвать моих коллег к разговору о том, какова миссия современного учителя в реальности?

Мы живем в информационном мире. То, что еще двадцать лет назад казалось фантастикой, сегодня реально. Меняющийся мир изменил ученика. Глобализация, информатизация и цифровизация обусловили легкую доступность человека к знаниям. Какую роль в этом процессе новые технологии отводят учителю? Мне как директору очень важно знать, насколько готовы учителя к изменениям. Какие знания нужны учителям в своей предметной области, чтобы ученики получили необходимые компетенции? Чтобы наши ученики  свободно влились в гражданское общество с навыками критического мышления, творческими и креативными умениями, способностью вести межкультурный диалог на уровне глобального восприятия мира.

Кто-то скажет, что это фразы для докладов, кто-то просто отмолчится… К вопросу об учителе, его логике понимания и логике преподавания меня привели мои наблюдения, беседы с учителями. В них я выделяю сильные, смелые мысли учителей о необходимости изменить школьную программу, внести свой вклад в новое обучение, но одна сказанная фраза молодого учителя: «…по обновлёнке легко детей учить» – меня заинтриговала, заставила пересмотреть собственное понимание сути обучения. На вопрос: «Что именно делает легким обучение? Как вы поняли это? Учитываете ли вы при этом оценку обучения самих учеников?» – увы, ответ поразил меня своей банальностью: «все расписано, устные диалоги, эссе…».

Легкий шок перешел в страх за все образование в целом, за всех учителей вместе взятых. Скажете, громко сказано? Ничего подобного! Это язвительный вердикт учителей, которые по другим меркам выбрали учительский путь. Мой опыт взвыл от боли непонимания, для чего, зачем эти люди идут в школу. Знаю, вопрос риторический.

Отношение правительства нашей страны подняло учительство на новую ступень своего статуса. Сегодня, думаю, стыдно не сказать о том, сколько внимания уделяет государство именно образованию. Нынешний молодой педагог получает такую же зарплату, как и опытный, либо чуть больше в связи с новым уровнем аттестации. Вопрос не в этом.  Моя цель – в этой статье вызвать учителей к разговору о предметных и метапредметных знаниях учителя. 

Не секрет, что в свете последних преобразований под понятием «знания» рассматривают навыки. Нужно понимать, что знания – это, прежде всего информация, которая в процессе обдумывания, опыта, становится предметной, затем метапредметной.  Сегодня человек не испытывает нехватки  способов получения информации, их достаточно много. Другое дело – как развивать свое предметно-профессиональное «я».  

Возможно, психологи упрекнут меня в неправильном оформлении этого вида знаний. Однако суть ясна: предметные знания отражают профессиональный уровень, опыт.  Молодой педагог, случайно оборонивший фразу об образовании в целом, подвел нас к мысли: нужно обратить внимание на то, чтобы, обучаясь на всех уровнях (школа, колледж, вуз), ученики хорошо освоили свой предмет. Зная его, работая над дальнейшим его совершенствованием, человек научится размышлять, думать глубоко для того, как помочь другим передать эти знания.  Скажу больше, участвуя в конкурсах, я лично допускала ошибки в предметной области. О чем это говорит? Надо постоянно заниматься, совершенствовать свои знания. И виной этому не новая программа, в которой «все расписано…», а отношение самого учителя, его эмоциональный интеллект, его отношение и оценка на «данность» и «рост».

В книге американского психолога Кэрол Дуэк очень хорошо отражается эмоциональное отношение человека к таким ценностям, как «данность» и «рост». Психолог удивительно просто и четко раскрывает почти нашу ситуацию. Если для человека достаточен его предметный уровень, то он остается на точке «данность», его эмоциональный интеллект, его «окна возможности» не раскрываются, остаются на критической точке «данности». «Рост» означает переход знаний на качественно новый уровень: от предметных знаний к метапредметным.  Непонимание такой сути ведет многих по ложному пути. Ведь учитель – профессия почти святая, если глубоко осознать, какую мы имеем силу в своих руках, как от нас, наших мыслей, слов зависит судьба другого человека.

Не это ли наша с вами миссия? Донести мысль, что человек счастлив тогда, когда имеет знания. А если нет, то в реальности мы получаем в стенах своих школ учителей, которые топают по проложенному пути, не замечая вокруг, не интересуясь ничем. Где-то недоучили, где-то уловили манеры предприимчивости, кто-то виноват: система, время, общество… Кто-то, но не он.

В своей статье я привела один пример из своих наблюдений. Реальность такова, что  в каждой школе такие учителя есть. Я призываю каждого учителя подумать, что стало для него мотивирующим началом на пути к учительству? Готов ли он изменить себя?  Новое время, новая школа требуют нас учителей нового отношения, новых знаний, теперь уже от предметных к метапредметным… Однако критический процент учителей, не задумываясь о целях обучения, его содержании, к сожалению, дают такую оценку школьной политики.   

Нужно осознать, что наука – это отражение благосостояния экономики любой страны. Если рассматривать науку в широком диапазоне, то ярчайшим примером можно выделить страны, такие, как США со своим феноменом силиконовой долины – потоком инноваций, Сингапур, Финляндия, Япония, которые сделали ставку на интеллект нации, как показатель его культуры и благосостояния. Отражает ли это высокую культуру образования?  Да.  Значит, давайте размышлять дальше, из каких слагаемых складывается интеллектуальная культура, наука в целом? Ответ нужно искать в истоках, а именно в знании, которые добывают ученики в школах, в предметных знаниях, которые усваивает специалист в своей области, в метазнании, необходимых человеку для жизни. 

Сегодня о такой проблеме надо говорить открыто не для того, чтобы укорить педагогов, специалистов. Как говорится: «факты –вещь упрямая», много, очень много неграмотных специалистов, речь, мышление и предметные знания которых остановились на точке «данности». Мы громко говорим о том, каким должен быть руководитель, учитель, школа нового поколения.

К вопросу понимания того, что мотивирует профессиональный уровень, почему и как нужно учиться самому, нужно подходить критически. Каждый руководитель, каждый специалист, рабочий и  рядовой учитель должен критически оценивать свой профессиональный уровень, собственные предметные знания. Именно такой критический подход отражает наше образование.

Возможно, именно поэтому в нашей казахстанской системе образования необходимыми условиями становятся: практика экзаменов, рефлексивных отчетов, тестирование для педагогов. Конечно, вопрос здесь очень спорный, иногда нельзя предусмотреть, насколько тот или неправильный ответ в тестах может определить ваш профессиональный уровень. С этим я тоже категорично не согласна. Не может  неправильный ответ стать показателем непрофессионализма.  Не к тому  я веду речь. Вопрос в другом – развивать свой потенциал знаний и возможностей, задуматься: почему в век цифровых технологий и высоких возможностей существует проблема малограмотности? Ведь правительство наше выделяет педагогическую общественность как носитель и транслятор национальной культуры. Сегодня статусу казахстанского педагога дана высокая оценка других стран. Так в чем же дело?

Опять хочу подчеркнуть для тех, кто, возможно, сетует на новую программу образования. Программа образования вбирает в себя инновации лучших образовательных программ других стран. Наша же задача –осознать, «пощупать» ее ценностные компоненты, интегрировать с ценностной основой нашей культуры. Школы и учителя должны работать на новой волне – научном исследовании практики обучения и преподавания. Ее траектория начинается от точки качественных предметных знаний к научному исследованию практики обучения и преподавания, практики управления школой.

Но не стоит слишком усердствовать в своих размышлениях. Как говорится: «Не было счастья, да несчастье помогло…» Не стоит думать, что такая оценка со стороны – это недостаток обучения персонала руководителем, завучами, другими лицами. Нет.  Надо уметь признавать такие моменты в своей системе, именно они становятся информацией к размышлению, ведут к новым возможностям. Есть такой постулат в житейской науке: «узнал причину болезни значит ее победил». Если перевести суть такого постулата  на наш дискуссионный контекст, то можно  понять и суть высказывания Конфуция.  Выбрать по душе профессию, осознать для чего ты ее выбрал, заниматься самообразованием, качественно улучшать свой потенциал – не это ли дело твое, которым ты будешь нет заниматься во имя работы, а жить во имя гармонии души и разума?

Надеюсь, что это размышление станет предметом конструктивных диалогов для учителей школ. В преддверии профессионального праздника хочу пожелать главного – гармонии души и разума!

Айслу Сарсенбекова, 

директор Неполной средней школы № 16

Петропавловск

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий