Методы и приёмы в обучении анализу языковых особенностей текста-транскрипта устной речи
Практика показывает, что учащиеся при анализе текстов испытывают трудности в анализе языковых особенностей. В обучении анализу языковых особенностей текстов особенно эффективными являются практические методы.
Прежде чем приступить к развитию практических навыков, на уроках использовала наглядные методы: справочные материалы (языковые особенности текстов научного, публицистического, разговорного, художественного стилей, таблицы с примерами), видеоматериалы (видеоуроки о видах предложений, дающие знания о их особенностях и роли и т.д., видеопрезентации, в которых раскрываются понятия и роли в речи устаревших слов, жаргонизмов, диалектизмов, презентации об общественно-политической лексике, политических фразеологизмах и т.д.). Наглядные методы обучения сопровождались словесными методами с помощью таких приемов, как беседа, объяснения учителя, объяснения учащихся, чаще всего это происходило в коллективной и групповой формах работы. Только после такой проделанной работы могут быть продуктивными практические методы. Практические методы развивают у учащихся критическое, аналитическое мышление.
Важно, что практически над распознаванием языковых особенностей учащиеся должны работать на каждом уроке, даже если это урок, развивающий навыки слушания и говорения. Например, дать задание, предполагающее не только внимательное прослушивание текстов с целью определения темы, идеи, проблемы, цели, целевой аудитории, объяснения значения слов и выражений, но и заполнение таблицы (приём «Концептуальная таблица»). Таблицу во время прослушивания каждый заполняет индивидуально, затем все члены команды обсуждают заполненную таблицу в группе. После выступления спикера о проделанной работе каждого члена группы по заполнению таблицы необходима обратная связь учащихся других групп и учителя.
Пример задания
Во время прослушивания материала заполните таблицу. (Индивидуально)
Лексические и морфологические особенности текста | ||
Вербальные языковые особенности |
Пример |
Роль в тексте устной речи |
лексические |
||
морфологические |
||
синтаксические |
||
Невербальные языковые особенности |
||
паузы |
||
интонационные выделения голосом |
||
слова –заполнители (хм, мм…, э…э) |
||
мимика, жесты |
Не всем учащимся удаётся на слух уловить языковые особенности: лексические, морфологические. Явные стилистические фигуры (риторические вопросы, восклицания, обращения, анафора или лексические повторы) определяют сразу, могут объяснить роль. Затрудняются в определении таких стилистических особенностей как эллипсис, парцелляция, синтаксический параллелизм. Зато данный метод работы (наглядное прослушивание и анализ вербальных и невербальных факторов) очень хорошо помогает учащимся понять данные факторы, объяснить роль невербальных факторов, что очень важно в анализе текстов устной речи.
Следующий практический приём «Ментальная карта».
Задание: составить ментальную карту на основе прочитанного текста устной речи (в группе).
1-2 группы: вербальные языковые особенности.
3-4 группы: невербальные языковые особенности.
В результате 1 и 3, 2 и 4 группы объединяются и представляют друг другу проделанную работу.
Основным условием при выступлении является соблюдение схемы: особенность +пример +роль. При этом предложения должны быть связными (можно учащимся дать речевые клише (Речь начинается с …….. Роль
· Говорящий использует……. Роль
· Использует …… предложения , чтобы речь была ………
· Используется (морфология)…….., чтобы показать, что …….
· При помощи интонации выделяет некоторые слова: ……….. Почему?
· Используется широкий спектр синтаксических конструкций: …………..– с помощью чего выступающий поддерживает …………. аудитории.
Ведущий использует ……..) .
Этот интегрированный метод (он практический, наглядный и словесный) способствует запоминанию самой схемы анализа, так как веточки в ментальной карте заполняются по этой схеме, развивает речь соответственно научному стилю и при выполнении письменных работ помогает быстрому формулированию предложений.
Такие методы и некоторые приёмы я использую для развития у учащихся навыка анализа языковых особенностей текста.
Жекенова Алия Тлеубердиновна
учитель русского языка и литературы
НИШ ФМН г.Семей
Использованные источники:
1.http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94-publicisticheskiystilrechi.pdf
2.https://n-shkola.ru/storage/archive/1468231527-64553685.pdf
3.https://sites.google.com/site/metodyobuceniarusskomuazyku/lingvisticeskij-analiz-kak-sredstvo-obucenia-russkomu-azyku
Загрузка...