Можно ли дистанционно обучать иностранным языкам?

Казахстанское образование, как, впрочем, и все образование в мире, переживает сегодня не самые легкие времена. Пандемия коронавируса меняет прежние устои и традиционные подходы. Мы не будем говорить о том, что все сегодня поставлено в условия стрессового выживания. Этим озабочены все сферы деятельности государства.

       

Но вопросы перевода системы образования на рельсы дистанционной передачи и контроля знаний в сжатые сроки – это по-настоящему революция, затронувшая каждого учителя в городе и на селе, с одной стороны, и каждую семью, в которой есть дети школьного возраста и студенты, с другой стороны.             Министерство образования и науки нашей страны прилагает невероятные усилия для централизованного урегулирования проблем, возникающих по многим причинам, таким, как неподготовленность отдельных учебных заведений к быстрому и качественному внедрению технологий дистанционного обучения, слабость интернет-доступа в отдаленных регионах, неполная готовность большинства потребителей компьютерных программ к активному подключению интернет платформ и т.д. Но тем не менее, благодаря быстрому налаживанию различных систем обучения и появлению множества обучающих программ, вебинаров, онлайн курсов, ситуация заметно улучшается, наблюдается прогресс во всех отношениях. Самое главное, все стали понимать важность принимаемых решений со стороны МОН РК и осознавать необходимость своего личного участия в технологических процессах.           

Итак, поговорим о дистанционном обучении иностранным языкам, т.е. обучении на расстоянии. Насколько это возможно и эффективно. Практика обучения на расстоянии известна давно, в советские времена она реализовывалась через форму заочного обучения. Однако, как помнится, для  иностранных  языков заочное обучение применялось не столь широко, как для других направлений образования. Существовали заочные курсы обучения иностранным языкам, еще на расстоянии можно было обучаться через учебные теле-и  радиопередачи. Непопулярность заочного обучения языкам объяснялась его низкой результативностью.

Бесконтактное, по существу, обучение не давало возможности не только активно выучить язык в полной мере, но даже плохо способствовало его пассивному усвоению. Тому есть множество объяснений. Иностранный язык требует говорения, проговаривания, как минимум, имитацию услышанного, восприятие и устное воспроизведение прочитанного, аргументацию своего высказывания и убеждение собеседника и многое другое. Обучающийся в условиях его изолированности и удаленности не имел возможности консультаций, пояснения возникающих вопросов, а также объяснения исключительных случаев, которыми изобилует любой язык. А еще он должен был обладать сильной мотивацией и внутренней волей, чтобы заниматься самостоятельно. Это было очень трудно. Поэтому все, кто хотел выучить иностранный язык для коммуникации и профессиональной деятельности, выбирали, как правило, только очное обучение.           

Однако в современных условиях компьютерных и коммуникационных технологий картина дистанционного обучения получает новое содержание,  в  том числе и для иностранных языков. Обучение  на основе компьютерных телекоммуникаций имеет ряд преимуществ, заключающиеся в следующем:

– оперативной передаче любой информации на расстоянии;

-хранении этой  информации в компьютерной памяти в течение нужного времени;

– возможности ее редактирования, дополнения и т.д.;

– возможности интерактивной работы с помощью специально создаваемых для этих целей мультимедийных программ, презентаций;-установлении оперативной обратной связи  с  преподавателем, а также с другими участниками обучающего курса;

– наличии доступа к различным  источникам   информации,  в  том  числе  удаленным базам данных через систему Internet;

–   возможности участия и организации телекоммуникационных   проектов,   а    такжевиртуальных конференций и семинаров.

Образовательное пространство и коммуникация обеспечиваются сегодня разными способами. К услугам потребителей электронная почта, WhatsApp, Telegram, Instagram, Facebook, Google, YouTube и т.д. Можно организовывать аудиоконференции, подключая современную конференц-связь на телефонах или даже на игровой платформе Discord, организовывать видеоконференции с использованием различных программ таких, как Zoom, MicrosoftTeams, Skype и др.

Высшие учебные заведения давно пользуются электронными информационными системами учета контингента и контроля успеваемости обучающихся. Так, в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева с 2013 года активно внедрена и функционирует система «Platonus». Эта система позволяет работать над языком оффлайн, т.е. давать задания, получать ответ, отправлять на доработку и выставлять оценку. Это очень хороший вариант для бесконтактного общения с целью проверки письменных заданий.

При изучении иностранных языков формируются разные виды компетенций, среди которых важную роль играет развитие умений и навыков репродуктивного и творческого чтения и письма. Именно эти виды языковых компетенций можно легко проверять путем размещения специальных заданий в АИС «Платонус».

Кроме того, успешно закрепляется новая лексика и грамматические правила при выполнении студентами различных языковых тестов типа MultipleChoice. Навыки восприятия и понимания, а также развития критического мышления проверяются в ходе написания эссе, аннотаций, письменных интерпретаций. Одним словом, возможностей достаточно для того, чтобы изучать, закреплять и воспроизводить пройденный материал и подготовиться к сдаче устного экзамена по иностранному языку в условиях онлайн обучения.

Дистанционное обучение в целом является перспективным способом получения централизованного образования учащимися в сельской местности, учащимся с особым физическим развитием. Образование теперь уже не мыслится и после завершения условий всеобщего карантина без активного применения технологий онлайн обучения и контроля знаний.

Степень эффективности любого из видов дистанционного обучения,зависит от нескольких важных факторов:

– установления непрерывной обратной связи между преподавателем и обучаемым;- педагогического мастерства преподавателя и качества используемых педагогических технологий;

–  эффективности разработанных методическихматериалови оперативностиихдоставки;

– индивидуальных психологических особенностей личности обучающегося и степени его мотивации к обучению.           

Таким образом, в  настоящее  время  современные информационные   технологии дают, по сути, неограниченные возможности решения проблемы дистанционного  обучения,  так как  возможно  хранение,  обработка  и доставка   информации на любое расстояние, любого объема и содержания.

В  таких  условиях,  таким образом, на первый план при организации процесса дистанционного обучения выдвигается методологическая и содержательная стороны обучения.

Во внимание берется не только качество отобранного содержания, но и структурная организация учебного материала. В этой связи на преподавателя ложится большая ответственность, которая сопряжена с максимальным проявлением его профессиональных и педагогических знаний и опыта.

При организации онлайн-занятий преподаватель становится центральной фигурой, от которого зависит результат этого занятия, он менеджер и дирижер виртуальной аудитории. К тому же не стоит забывать тот факт, что онлайн-занятие проходит в интернет-пространстве, доступ к которому всеобъемлющий. К занятию могут подключиться студенты и все желающие с любой точки мира. Это есть еще одна большая ответственность преподавателя. Все это в совокупности представляют реальность и  перспективу процесса дистанционного обучения иностранным языкам.

Думается, есть необходимость в педагогических вузах страны и на педагогических факультетах разработки и внедрения в образовательные программы нового курса, предусматривающего обучение методике дистанционного преподавания иностранных языков.

В заключение хочется подчеркнуть, что карантин, каким бы он грустным и нежелательным не являлся, все же имеет одну положительную сторону: он позволил повысить компьютерную грамотность и усилил желание быть современным и мобильным,  устранил страх быть открытым к виртуальному взаимодействию. Нет никакого сомнения, что наше общество выйдет из сложившейся тяжелой ситуации победителем, а самое главное, вооруженным новыми подходами и технологиями в системе образования.

Айгуль Бижкенова,
доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой иностранной филологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Можно ли дистанционно обучать иностранным языкам?

  1. В статье профессора Бижкеновой А.Е. рассматриваются актуальные проблемы дистанционного обучения иностранным языкам . Данная проблема особенно актуальна в условиях чрезвычайного положения , когда вся система образования страны перешла на удаленную форму обучения . Считаю , что данная статья дает хорошую возможность понять и увидеть преимущества использования различных информационных систем при дистанционном обучении иностранным языкам и предусматривает необходимость внедрения нового курса в образовательные программы.

Добавить комментарий