Центры компетенций: курс на развитие
Какую проблему решают?
Воспитанию и обучению самых маленьких граждан нашей страны в настоящее время уделяется серьезное внимание. Перед каждым участником системы дошкольного образования поставлены задачи улучшения качества и выбора образовательной стратегии, направленной на развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Приоритетом образовательной политики дошкольного образования является повышение качества, что определяет основной вектор развития – рост профессионального мастерства. Современная дошкольная организация нуждается в компетентных педагогах, готовых действовать и развиваться в режиме инновационной трансформации. Создавая необходимые условия для развития профессионализма педагогов дошкольных организаций, государство принимает ряд действенных мер, призванных обеспечивать сопровождение и поддержку педагогических инициатив в вопросах внедрения новых форм и методов работы.
В целях исполнения пункта 118 Плана действий о реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования РК на 2023-2029 годы Приказом Министра просвещения от 1 июля 2023 года №192 в 20 регионах созданы Центры компетенций дошкольных организаций с целью трансляции и внедрения передового педагогического опыта. Всего в республике осуществляют деятельность 79 Центров компетенций.
Основная идея
Целью создания Центров компетенций является комплексный переход к высокому качеству образовательных услуг, ориентированный на равный доступ к качественному дошкольному образованию.
Центры компетенций решают ряд важных задач. Например, обеспечивают переход от прямого администрирования к формированию системы мотивации, развитию творческой инициативы, повышая профессиональный уровень педагогов. Выработать механизм управления качеством оказания образовательных услуг на основе конкретных показателей окружающей среды, влияющих на развитие ребенка, а также наращивать потенциал дошкольных организаций в предоставлении качественных образовательных услуг. При этом создаётся корпус лидеров-управленцев в сфере дошкольного воспитания и обучения, готовых улучшать условия не только в отдельно взятой дошкольной организации, но и своевременно направлять усилия на поддержку организаций с более низкими показателями качества образования.
Каждый из трех Центров в области имеет свой уникальный профиль, ориентированный на совершенствование определенных педагогических компетенций
Центры компетенций как сетевая модель
Какие же критерии легли в основу отбора дошкольных организаций в новую организационную структуру? Прежде всего, Центрами компетенции стали сады с высокими показателями качества дошкольного воспитания и обучения. При этом были проанализированы кадровые ресурсы, так как трансформация тесно связана с инновационным потенциалом педагогов, которые продвинулись несколько дальше остальных в вопросах развития детей и смогли создать условия, обеспечивающие хороший уровень качества образования. Ещё одним критерием стала готовность педагогических коллективов оказывать информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку, делиться своими знаниями и опытом с теми, кому они необходимы.
В Северо-Казахстанской области функционируют три Центра компетенций на базе яслей-садов «Колосок» Айыртауского района, «Мирас» Кызылжарского района, «Ақ бота» г. Петропавловска, два из которых находятся в сельской местности, один в областном центре.
За непродолжительное время работы каждым Центром компетенций выстроен определенный алгоритм работы, позволяющий распространять эффективный опыт. Сеть дошкольных организаций Северо-Казахстанской области в настоящее время представлена 461 организацией, в числе которых 78 детских садов, 8 комплексов «Школа-детский сад», 374 мини-центра, 1 специальный комплекс «Детский сад-школа-интернат». Контингент составляет 17189 детей. Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением составляет 100%, от 1 до 6 лет – 87%, от 2 до 6 лет – 93,8%. На данный момент в системе дошкольного образования области трудятся 2943 педагога, из них 1658 с высшим образованием (в том числе 45 магистров), 1285 – с техническим и профессиональным. Для решения вопроса охвата всех субъектов дошкольного образования все организации области были распределены между тремя Центрами компетенций.
Центры компетенций в СКО – это три команды педагогов, распространяющие идеи и успешный опыт, организующие тренинги и семинары на актуальные темы, стажировки и профессиональный диалог. Это проектные лаборатории, которые пополняются методическими наработками в соответствии с тематикой, а также с учётом интересов и запросов педагогических работников. Ресурсный потенциал каждого Центра состоит в апробации предлагаемых технологий в собственной деятельности и последующем тиражировании положительного опыта среди остальных участников сетевого взаимодействия.
Другие дошкольные организации в нашей области – команды заинтересованных педагогов, готовых к смещению профессионального фокуса в сторону качественного образования, ориентированного на ребенка.
Координацию деятельности и методическое сопровождение Центров компетенций обеспечивают Методический центр и Институт раннего развития детей.
Алгоритм деятельности
Деятельность каждого Центра представлена кейсом, призванным решать актуальные задачи в системе современного дошкольного образования через трансляцию эффективного опыта, направленного на развитие творческой инициативы педагогов и повышение качества предоставления образовательных услуг.
Каждый из трех Центров в области имеет свой уникальный профиль, ориентированный на совершенствование определенных педагогических компетенций. Так, ясли-сад «Ақ бота» ведет работу по созданию комфортной игровой среды «Ойыннан-білімге», способствующей развитию интеллектуально-физических навыков. Ясли-сад «Мирас» осуществляет деятельность по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста через проект «World Skills. Balabaqsha. Шеберлікке бірінші қадам». У яслей-сада «Колосок» в фокусе деятельности – реализация проекта «Балақай қызықтар академиясы», цель которого заключается в формировании предпосылок развития функциональной грамотности детей.
Центры компетенций в СКО – это три команды педагогов, распространяющие идеи и успешный опыт, организующие тренинги и семинары на актуальные темы, стажировки и профессиональный диалог
От проекта к практическому результату
Движущей силой деятельности Центров являются творческие группы педагогов, которые, ориентируясь на достижение поставленной цели, разрабатывают программу инновационного проекта, определяют миссию своей работы, а также ожидаемые результаты для педагогов, детей и родителей.
В своей работе педагогические команды опираются на научные данные, изучая теоретические основы и практические наработки в сфере исследуемого вопроса. На этапе внедрения педагоги апробируют избранные методы, разрабатывая интерактивные игры, квесты, практикумы, дидактические материалы, многофункциональные пособия, которые помогают педагогам сделать совместную деятельность интересной и полезной каждому ребёнку.
Вовлеченность родителей в инновационный процесс – важное условие эффективности совместной работы и предпосылки открытого и результативного диалога. Для повышения уровня заинтересованности родителей в процессе воспитания и развития детей в Центрах проводятся в нетрадиционном формате родительские собрания, вечера-дискуссии, деловые игры, мастер-классы. Результаты опросов и анкетирования родителей и педагогов, а также материалы наблюдений за детьми на основе определённых критериев позволяют уже сегодня говорить об эффективности работы Центров и перспективности их дальнейшего развития.
Ожидаемые результаты
Деятельность Центров компетенций позволяет:
– развивать творческую инициативу педагогов, которые проходят непростой путь от идеи до создания продукта, в ходе совместной работы повышая свой профессиональный уровень;
– через проектную деятельность управлять качеством образовательных услуг, ориентируясь в своей работе на конкретные показатели, которые напрямую влияют на развитие ребенка;
– объединять единой целью и стратегией развития ярких лидеров изменений в сфере дошкольного воспитания и обучения;
– оказывать поддержку и предлагать инструменты управления изменениями дошкольным организациям с более низкими показателями качества образования.
Первые успехи
Хорошим подспорьем для распространения положительного опыта являются стажировочные площадки, позволяющие Центрам компетенций быть доступным ресурсом, востребованным всеми субъектами системы дошкольного образования. Проведённые круглые столы, мастер-классы, открытые занятия, практикумы по использованию многофункциональных пособий, обучающие семинары, консультации, положительные отзывы педагогов – первые шаги, доказавшие целесообразность идеи создания Центров компетенций. Ясли-сады, участники проекта, уже сегодня обеспечивают качество образовательных услуг, активно распространяя свой опыт и помогая всем заинтересованным педагогам области обучаться эффективным методам и формам работы.
Современная дошкольная организация нуждается в компетентных педагогах, готовых действовать и развиваться в режиме инновационной трансформации
Все три Центра компетенции являются примером новаторского и креативного подхода в реализации смелых идей, например, в организации нестандартных студий или зон интересов и отдыха, вариаций мобильных библиотек и уголков уединения, лабораторий творчества и исследования. Каждый Центр демонстрирует эффективный путь трансформации и саморазвития, опираясь на анализ реальных профессиональных кейсов, обеспечивая всем участникам обучение на основе опыта, позволяющее запустить процесс генерирования проектных решений в сфере дошкольного образования.
Систему работы Центров можно назвать важной структурной единицей регионального дошкольного образования, что позволяет аккумулировать лучшие педагогические практики. Яркие мероприятия, сетевое взаимодействие и обмен опытом педагогов дошкольного образования в рамках деятельности Центров компетенций позволяют совершенствовать педагогическое и методическое мастерство, развивать инновационный потенциал педагогов области, поддерживать идеи творчески работающих педагогов, внедрять в практику современные технологии и формы работы.
Центр компетенций – это расширение возможностей каждого заинтересованного педагога, способ увидеть процесс инновации изнутри, почувствовать себя в роли исследователя, понять специфику работы по одному из разработанных направлений, получить и переосмыслить свой опыт, определить сильные стороны и новые точки роста.
Бахыт ГАБДУЛЛИНА,
заместитель директора Методического центра УО СКО