Саясат Нурбек: «Атлас новых профессий – это путеводная звезда в выборе специальности»

Компания BTS Education на сегодня разрабатывает инновационные проекты в сфере образования. Самым крупным из них является разработка «Атласа новых профессий», который поможет, например, школьнику выбрать подходящую именно по его способностям профессию. В Атласе, как на интерактивной карте, будут наглядно указаны зарождающиеся, меняющиеся и умирающие специальности в каждой отрасли. В интервью газете “Білімді ел – образованная страна” руководитель центра Саясат Нурбек с большим воодушевлением рассказал о своем «детище» и других проектах, которые могут  в ближайшее время создать полноценную платформу по профориентации.

– Саясат Нурбекович, расскажите, в чем суть и актуальность Атласа новых профессий, когда и почему решили его разработать?

– С идеей разработки Атласа я ходил еще с 2010 года, работая в Центре международных программ – администратором программы «Болашак». Через отборочную комиссию проходили тысячи молодых людей и я видел, что очень многие не определились со специальностью, плохо ориентируются на рынке труда. Недостаточная эффективность системы профориентации учащихся школ влечет системные перекосы рынка труда, дефицит одних и профицит определенных специалистов, депрофессионализацию и растущий сегмент низкоквалифицированной рабочей силы. Зачастую, неудачный выбор профессии происходит под влиянием искаженного и предвзятого понимания перспектив развития рынка труда со стороны учащихся и их родителей.

Кроме того, в условиях стремительного технологического развития профессии и рабочие места быстро изменяются, устаревают и исчезают. В этой связи, государству в срочном порядке необходимы новые точки опоры для прогнозирования кадровых потребностей, а выпускникам школ и их семьям – массовый, простой и прикладной инструментарий, позволяющий сделать более осознанный информированный выбор будущей профессии. И вот только спустя почти 10 лет появились возможности и опыт для реализации такого полноценного проекта. Атлас – это своего рода прогнозная карта перспективных профессий на ближайшие 5–10 лет. Он поможет нам понять, какие новые профессии появятся, какие изменятся или какие исчезнут.  Очень долго работали над методологией. Порядка 10 международных подходов изучили, и в 2016 году на основе методологии технологического форсайта компетений Международной организации труда и школы Сколково начали адаптацию и валидацию в Казахстане.

Летом 2019 года в пилотном режиме провели большое форсайт-исследование на базе Актюбинского Донского горно-обогатительного комбината. В итоге создали карту профессий горно-металлургической отрасли с подробным описанием каждой новой, трансформирующей или исчезающей специальности. В целом, Атлас ориентирован на 9 приоритетных отраслей экономики: это горно-металлургический комплекс, нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, ИКТ, энергетика, туризм и строительство.

Особенно актуален проект сейчас, когда ударила пандемия. Даже термин придумали «коронакризис», когда становится очевидным, что рынок труда будет сильно меняться.

Пандемия показала, что будут преобладать гибкие формы трудоустройства: это дистанционная работа, аутсорсинг, аутстаффинг, и многие компании будут на них переходить. И на фоне цифровизации, технологического прогресса начали появляться разного вида профессии, которых ранее не было. Например, инженер 3d моделирования или оператор беспилотных аппаратов.  А к существующим профессиям предъявляются новые требования. Например, одним махом в четвертой четверти ко всем педагогам возросли требования к цифровой грамотности. Хотя буквально полгода назад никто даже не думал об этом.

– Прогнозирование профессий – это большая работа, которая охватывает много сфер, в том и образование. Какие конкретные задачи ставите?

– У нашего проекта три большие задачи. Первая – профориентационная. Проблемы и перекосы рынка труда начинаются со школьной скамьи. Полноценной профориентационной работой наши дети, к сожалению, не охвачены. И они выбирают профессию, как придется – лишь бы поступить. И в итоге огромная армия выпускников работают не по специальности – больше 60 процентов, если верить данным НПП «Атамекен».

Поэтому ключевая задача Атласа – создать простой, прикладной, массовой инструмент профориентации. Это как путеводная звезда в выборе профессии, чтобы и школьники, студенты, молодые специалисты, и их родители понимали, как в ближайшие 5-10 лет будет меняться рынок труда. А у нас сегодня получается такая ситуация: государственный образовательный заказ ориентируется на текущую потребность специалистов. А когда выпускник через 4-5 лет выходит на рынок труда, то там уже может быть совсем другая картина. Соответственно нам нужна система прогнозирования рынка труда, которую необходимо привязать к профориентационной работе. Чтобы знать, что востребовано не только сейчас, а будет актуальным через 4-5 лет.

Вторая задача – усилить систему прогнозирования рынка труда качественными методами исследования. К сожалению, действующие прогнозы в основном краткосрочные – от 1 до 3 лет. Также важно не только прогнозировать потребность в трудовых ресурсых, но и четче понимать, чему и как учить.

Третья задача – дать системе образования в понятном для них виде точечные и детально описанные направления для подготовки кадров. По логике вузы должны ориентировать на работодателей и рынок труда. Но, к сожалению, мы пока видим слабую взаимосвязь между ними.  Хорошая тенденция последних лет – вузам дали автономию. МОН говорит, мы вам даем свободу, ходите к работодателям, узнавайте, какие специальности востребованы на рынке труда и готовьте кадры. Но есть проблема методологическая. В каждом вузе есть ТУПы – типовые учебные планы и РУПы – рабочие учебные планы. И чтобы разработать учебный план, раньше вузу нужно было пройти серьезную систему фильтров, это занимает несколько лет. В итоге система образования не успевает за потребностью рынка труда. Например, у нас давно востребована такая профессия – SMM-менеджер. Но вузы Казахстана только недавно начали подготовку таких спецов. И наша задача – создать такой единый документ, переложив его на язык академический, где можно по отраслям видеть, какие изменения происходят, паспорт каждой специальности, где будет полное описание, какие навыки нужны и т.д.

В конечном итоге Атлас должен дать понимание того, какими навыками необходимо «достроить» имеющихся специалистов на рынке труда, и предложить организациям образования очень доступный и прикладной инструмент опережающей подготовки кадров.

– Вы уже опробовали вашу методику на эффективность с каким-либо учебным заведением в стране?

– Мы запустили пилотный проект с Хромтауским горно-техническим колледжем  – это главный поставщик кадров для местной горнодобывающей отрасли. И на этих предприятиях уже сейчас востребованы навыки дистанционного управления и работы с беспилотными аппаратами. Например, дроны используются при проведении взрывных работ. После взрыва участок представляет опасность для человека, а беспилотник может спокойно залететь и посмотреть зону взрыва. И таких специалистов у нас нет. Одно дело – управлять дроном, нажимать кнопки, этому может научиться каждый школьник, другое – изучить специальные программы, физику полетов, анализировать данные и делать прогноз. Это уже профессиональный навык.

Мы с хромтауским колледжем запускаем этот экспериментальный проект с сентября, будем обучать студентов и сотрудников предприятий новым навыкам.

– Саясат Нурбекович, на какой стадии разработки сейчас Атлас? Когда его завершите?

– Мы по всем отраслям прошлись, более 1,5 отраслевых экспертов, более 100 руководителей  компаний вовлечены, также работаем с ректорами вузов и колледжей.

Атлас должны были завершить в конце июня, но из-за пандемии сбавили обороты. Планируем презентовать проект в октябре этого года. Сейчас полным ходом идет работа, по 4 отраслям уже исследования завершаем. Пришлось переработать методологию, теперь в онлайн-формате встречаемся, проводим форсайт-исследования, анкетирование с нашими экспертами.

После запуска Атлас будет в открытом доступе. Пока в тестовом режиме мы запустили его на сайте enbek.kz. Любой желающий сможет зайти на сайт, выбрать с помощью фильтров, как в интернет-магазине, интересующую отрасль, увидеть, какие там специальности представлены – новые, трансформирующиеся или исчезающие – с полным описанием. И там же найдете, какие вузы готовят по выбранной специальности, какие требования и компетенции предъявляются претенденту.

– Помимо «Атласа новых профессий» какие еще образовательные проекты реализует BTS?

– Наша компания BTS Education реализует порядка 6 проектов. Помимо Атласа мы готовим профориентационный сервис EduNavigator, ориентированный для учащихся школ и колледжей. Это полноценный профдиагностический сервис на казахском и русском языках. Особенность в том, что любой желающий может пройти тест, который определит его навыки, склонности, способности и под них сервис будет предлагать конкретные профессии. Это поможет школьникам определиться с профессией, делать расчеты. Сейчас в EduNavigator 200 профессии, с запуском Атласа, к которому будет привязан сервис, зальем большое количество профессий. Сейчас проект работает в пилотном режиме, на полную мощность перейдем в новом учебном году.  

Следующий наш продукт «Тьюторс онлайн» – это платформа онлайн-репетиторства, где любой тьютор или ментор может предлагать свои услуги. У нас сейчас большой серый рынок репетиторства, мы хотел бы предоставить некий маркет-плейс в этой сфере услуг.

JumysBar – это массовые образовательные курсы по приобретению новых навыков и дальнейшего трудоустройства. Это будут краткосрочные курсы, которые ориентированы на ту часть населения, которая осталась без работы. Будем переобучать и направлять специалистов в те секторы, где большая потребность. 

EdMarket – маркет-плейс образовательных программ и учебных курсов. У нас удивительная ситуация: есть интернет-сервис услуг для покупки машины или жилья, но нет сервиса образовательных услуг. Если вы захотите найти курсы чешского языка в столице, то придется попотеть, прочитать отзывы, звонить знакомым. Мы хотим заполнить эту нишу.

«Еasy тіл» – продукт для самостоятельного изучения английского языка именно для казахоязычной аудитории.

Если вы поймете нашу логику, для начала мы создадим Атлас новых профессий, нашу сердцевину, чтобы понять, как будет меняться рынок труда, какие профессии будут востребованы. Затем на основе Атласа создадим полноценные платформенные решения, которые будут доступны каждому, и каждый казахстанец сможет через наши сервисы повысить свою квалификацию, приобрести новый навык и трудоустроиться.

– Саясат Нурбекович, желаем вам успехов в этом полезном и нужном деле и неиссякаемой энергии для претворения всех замыслов в жизнь!

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий