Когда похвала работает (Из «Дневника наблюдений Бiлiмбека»)

«Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально».
Ян Амос КОМЕНСКИЙ (1592-1670), чешский педагог-гуманист, писатель

Привет, друзья! Наши учителя обычно убеждены, что похвала учеников, особенно за их умственные способности, повышает их уверенность в себе и помогает лучше учиться. Однако свежие психологические исследования говорят об ином. Оказывается, похвала не только не всегда повышает эффективность обучения, но может дать и обратный эффект.

Вот, к примеру, исследователи Утрехтского университета (Нидерланды) решили выяснить, как на достижения детей влияет преувеличенная похвала типа «невероятно красиво» вместо просто «красиво», или «превосходно» вместо «хорошо». Они попросили родителей дать своим детям несколько математических задач. Ребенок работал над заданиями, а родители следили и отмечали задачи, решенные верно. Потом исследователи просматривали записи и считали, сколько раз родители хвалили детей во время упражнения и насколько их похвала была преувеличенной. Выяснилось, что мамы и папы расточали жаркие похвалы тем, которые, по их мнению, больше всего в них нуждались – детям с низкой самооценкой. Родители верили, что чем больше они хвалят такого ребенка, тем лучше он будет думать о себе, больше стараться и тем выше станут его результаты.

Но реальность оказалась иной. Дети, которых настойчиво хвалили, в дальнейшем справлялись с задачами действительно лучше, но имея изначально высокое мнение о себе. А дети с низкой самооценкой после похвалы гораздо меньше хотели браться за новые трудные задачи в будущем.

В другом исследовании группу школьников попросили скопировать «Дикие розы» Ван Гога. Им сказали, что их работу будет оценивать художник-профессионал. На самом-то деле никакого художника не было. По окончании рисования ребенка просили подождать, пока «художник» оценит его работу. Через несколько минут ему передавали записку, в которой рисунок оценивался как «невероятно красивый» или просто «красивый». После прочтения записки школьнику снова давали порисовать. Но в этот раз он мог выбрать картину для копирования, и среди вариантов были относительно простые и довольно сложные. Дети с низкой самооценкой, получившие преувеличенную похвалу, предпочитали браться за более простые задачи. Достаточно было одного наречия «невероятно», и доброжелательная похвала давала обратный эффект.

Логика детей с низкой самооценкой педагогам понятна: если есть вероятность выступить хуже, чем в первый раз, зачем же рисковать? Ведь когда ребятишек похвалили один раз, им хочется новой похвалы.

Итак, исследования Утрехтского университета показали, что эффект похвалы укореняется уже в раннем возрасте. Дети, которых хвалили за ум, воспринимают свой интеллект как нечто фиксированное, данное на всю жизнь. А те, кого хвалили за старание, принимали это как результат серьезных усилий, которые со временем будут расти.

А что думают по этому поводу наши педагоги?

Кстати, как замечательно, что вы дочитали мой монолог! Вы просто фантастические читатели! Поняли мою мысль?

Ваш Бiлiмбек

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий