Школьный пресс-центр как модель саморазвития и самореализации личности учащегося

Сейчас любой человек может стать блогером. Современные технологии дали возможность создавать свой собственный медиаконтент легко. И за этим никто не следит. Главное – заявить о себе, а какая информация, правдивая или, как сейчас модно называть, «фейковая», никого не интересует. Нет ни контроля за самими блогерами, как и нет возможности оградить детей от потока неконтролируемой информации.

Признание со стороны общества вышло за рамки друзей и знакомых, а преходящая оценка от виртуальных людей приобрела известность. Время от времени люди сходят с ума, когда дело доходит до ценности их жизни, прибегая к опасным трюкам, игнорируя любовь своих родственников за несколько симпатий и лайков от незнакомцев. Понятие конфиденциальности было выброшено из окна, и содержание, которое совершенно определенно не должно быть на виду, разбросано небрежно. Люди не обращают внимания на постоянный цифровой след, который невозможно стереть, что вполне может преследовать их в будущем. Появилась насущная необходимость поддерживать публичный имидж. Мы бездумно документируем нашу жизнь вместо того, чтобы жить ею.

Одной из характерных черт современных средств массовой информации, в том числе и Интернета, является формирование мозаичной картины мира. Клиповое мышление, по мнению ряда исследователей, характерное для подрастающего поколения, является мышлением потребителя и ориентировано на простую насущную потребность – получение новой информации, что является характеристикой «новостного» характера данного мышления. Данный вид мышления упрощенный, поскольку он предполагает навык к быстрому и постоянному просматриванию сайтов с целью не осмысления информации, а получения новой информации. Согласно данному подходу, освоение новой информации осуществляется не вглубь, по направлению к смыслу, а поверхностно, что, соответственно, означает, что люди становятся поверхностно информированными.

Несмотря на то, что в педагогике медиаобразование зачастую понимается как определенный компонент формального образования – как школьного, так и вузовского, в настоящее время распространяется более широкое понимание медиаобразования как долговременной образовательно-просветительской деятельности, направленной на непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации.

Однако необходимо учитывать особенности новой информационной, социокультурной реальности, оказывающей влияние на формирование личности ребенка. Современные дети растут и развиваются в новых условиях, которых ещё нигде и никогда не было – в условиях постоянно возрастающего влияния современных медиа на жизнь человека. Психологи, занимающиеся изучением влияния на развитие личности ребенка информационных технологий, указывают на такие последствия общения ребенка с телевизором, компьютером и другими гаджетами, как отставание в развитии речи, неспособность к концентрации, значительное снижение фантазии и творческой активности.  По мнению специалистов, работающих с детьми, важно сформировать у ребенка механизмы защиты от негативных влияний и способность использовать позитивные стороны взаимодействия с медиа для самопознания, самоактуализации. Педагоги обращают внимание на то, что чем раньше ребенок научится взаимодействовать с медиа, тем меньше вреда ему будет нанесено, поскольку в противном случае этот процесс может приобрести неуправляемый характер и нанести вред раньше, чем медиакомпетентность сформируется естественным путем, стихийно.

Обучение детей основам медиаграмотности, поощрение использования этих навыков в процессе формального и неформального образования дает толчок к пониманию сущности средств массовой информации и их использованию.

Поэтому с уверенностью заявляю: «В каждом учебном заведении обязательно должен быть пресс-центр».  В гимназии «Самопознание» уже несколько лет работает детский Пресс-центр «Панорама жизни».

Программа деятельности детского пресс-центра поделена на три направления: репортёрская (подготовка и размещение материалов на портале), деловая (участие в мероприятиях) и творческая (телевизионный пресс-клуб, детские мастер-классы, дебаты).

Пресс-центр имеет большое значение как для социальной деятельности учащихся, так и его участников в плане их личностного развития и профессиональной ориентации. Детский пресс-центр является площадкой для юных журналистов, предоставляющая широкие возможности для самореализации.

Детская и юношеская журналистика занимает свое важное место в общей системе средств массовой информации. Цель такой деятельности  -приобщить подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, научить детей получать, обрабатывать и фильтровать информацию, создавать ее, а не тиражировать. Также путем включения ребенка в информационный обмен происходит передача информации от старшего поколения к младшему. Более того, это дополнительный канал общения для ребят между собой, площадка, на которой ребенок может опробовать и развивать свои коммуникативные навыки.

Детская журналистика отличается от взрослой тем, что учащиеся в данном случае создают контент для детской и юношеской аудитории. Поэтому средства выразительности, приемы отображения действительности, формы контакта с аудиторией юные корреспонденты выбирают сами, особые, понятные и интересные для их среды. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует с другими СМИ, адресованными юной аудитории, с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

Пресс-центр в гимназии «Самопознание» – это место, где ребята обмениваются идеями, включаются в процесс обсуждения, здесь создается творческая среда. Все это позволяет сформировать в учащихся профессиональные качества настоящего журналиста: коммуникабельность, точность, ответственность, оперативность и креативность мышления; расширить кругозор, повысить социальную и гражданскую активность.

Важно отметить, что сотрудничество детского пресс-центра с официальными СМИ делает возможным включение продукта деятельности юных журналистов в реальную информационную систему, дает дополнительные возможности для распространения новостей школы. Юные корреспонденты поднимают различные темы, активно включаются в общественную жизнь гимназии.

Практика медиатворчества, репортерская деятельность на уровне гимназии помогает почувствовать каждому учащемуся себя успешным журналистом, научиться писать в различных жанрах. Стоит заметить, что дополнительное образование по журналистике для многих учащихся, становится предпрофильной подготовкой, и дети приходят в наш пресс-центр с определенной целью: подготовить творческое журналистское портфолио для поступления в вуз, окончательно определить для себя будущее направление профессиональной подготовки.

Более того, учащемуся необязательно связывать жизнь с медиа. Специфика данного вида деятельности такова, что журналист в роли репортера может проникнуть в любую сферу – медицину, производство, культуру, управление  -и увидеть суть их профессиональной деятельности изнутри, примерить на себя роль любого специалиста. Развитая общая коммуникативная культура позволяет юному корреспонденту легко находить общий язык как с детьми и сверстниками, так и с взрослыми людьми; умение простроить диалоги и правильно задавать вопросы – получить нужную информацию. Детская фантазия не имеет границ, и крайне важно, чтобы у каждого ребенка имелась возможность примерить на себя разные профессии, разные роли. Период проб в становлении и самоопределении ребенка – это, вероятно, основной определяющий момент в выборе будущего. Кроме того, пресс-центр – это площадка для развития литературных способностей личности, реализации творческого потенциала школьников. И даже если ребенок не выберет журналистику своей профессией, данный опыт даст ему преимущество в среде абитуриентов, расширит его знания в социальной сфере и поможет найти себе занятие по талантам и по душе.

Сегодня в сфере СМИ остро стоит очень важный вопрос не только для журналистики, но и для всего общества – вопрос ценностных ориентиров. Понятие духовности как «ценности высшего ранга, аккумулирующей в себе все царство ценностей Вселенной», становится одним из наиболее востребованных в новейшее время.

Приоритетным направлением в школе является создание условий для саморазвития личности школьника. Это определило нашу сверхзадачу: создание и совершенствование такой воспитательной модели, общечеловеческая направленность, которой гарантирует всестороннее и полноценное развитие личности, отвечает ее мотивационно – потребностной сфере. Следовательно, такой модели, где каждый ребенок развивается в собственном темпе, получает возможность для самоопределения, исходя из своих запросов, способностей, где созданы условия для самореализации интеллектуального и творческого потенциала личности.

Пресс-центр гимназии «Самопознание» является важнейшим средством саморазвития личности ребенка. И в структуре педагогического и ученического соуправления пресс-центр играет ведущую роль. В новостях гимназии отражается многоликая жизнь школы, ее проблемы, успехи и результаты.

Создание данного проекта обусловлено социальными изменениями. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Работа учащихся в пресс-центре направлена на развитие творческого мышления, воображения, развития психо-эмоциональной сферы школьников, формирования позитивной Я-концепции. Гуманитарное образование, развитие речевых умений и навыков невозможны без работы с такими жанрами, как репортажи, интервью. Все перечисленные факторы положительно влияют на деятельность школьного пресс-центра. Из всего вышеизложенного логично выстраивается тактика целеполагания: создать условия для формирования мотивации к работе в детских СМИ, для развития творческого потенциала личности учащихся и их максимальной самореализации в области журналистики посредством школьного пресс-центра. А как это сделать, определяют следующие задачи: создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала, способствовать сохранению и развитию школьных традиций, развивать коммуникативные способности пресс-центровцев, столь необходимые в сфере общения (получение информации и максимально объективное отражение ее в школьных СМИ), совершенствовать речевые умения учащихся, развивать навыки написания творческих работ различных жанров, овладение собственным стилем.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать». (Антуан де Сент-Экзюпери).

Тимур Педахметов, руководитель пресс-центра, педагог дополнительного образования гимназии «Самопознание» 

 

 

 

 

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий