Уроки географии – мост к духовно-нравственному обогащению

Сам по себе предмет география тесно связан с духовно-нравственным воспитанием и становлением личности учащихся. Невозможно познать окружающий нас мир без познания самого себя, так как человек и есть часть природы и общества. Моя главная задача научить тому, чтобы ребята понимали, как их собственный духовный мир может влиять на окружающую среду, как жить в гармонии с природой. Ведь, по сути, проблемы в нашем обществе возникают по причине недостаточно уровня духовно-нравственного воспитания.                                                             

В связи с этим очень важно регулярно напоминать ребятам о системе духовных ценностей и способности применять их на практике, анализировать и прогнозировать действия человека при использовании природных условий и ресурсов.

За последние десятилетия обострились ряд глобальных проблем: экологические, сырьевые, энергетические, демографические и, конечно же, сохранение мира на Земле, а ведь все это напрямую связано с ценностными ориентирами человеческого общества. На уроках мы обсуждаем и эти проблемы, выявляем причины, следствия и пути их решения. Рассматриваем, какие общечеловеческие ценности должны быть у них, чтобы бороться с тем, что уже есть и как не допустить в будущем таких проблем. Таким образом, приобретается опыт позитивного взаимодействия человека и природы, человека и общества, формируются навыки самоорганизации и коммуникации.

Изучая экономику стран и своего государства, мы затрагиваем темы, связанные с формированием патриотизма, ответственности за будущее своей страны. Ребята начинают осознавать, как их внутренний мир влияет на благосостояние государства. Например, когда изучаем отраслевой состав промышленности, мы обсуждаем, что можно сделать или изменить, чтобы работа некоторых отраслей была эффективней, а нагрузка на окружающую природу меньше. Ребята с огромным интересом работают в группах, парах, решая глобальные проблемы, где видно, с какой ответственностью и любовью они стараются улучшить жизнь в собственном государстве.

Мне также хотелось бы остановиться на методах, которые я в основном использую при духовно-нравственном обогащении учащихся на уроках географии. Это интегрированные уроки, дискуссии, тематические беседы, исследовательская работа и работа с картами.

На интегрированных уроках происходит связь общечеловеческих ценностей и темы урока. Это может быть в начале урока, середине или его в конце. Например, на уроке 7 класса по теме «Классификация природных ресурсов» обсуждались следующие вопросы:

  1. Почему человечеству так важно соприкасаться с природой?
  2. В каком случае использование природных ресурсов может соответствовать хорошему обществу?
  3. Насколько неисчерпаемость природных ресурсов зависит от здравого смысла общества?
  4. Как найти гармонию между использованием природных ресурсов и самой природой?

Здесь формировались такие духовно-нравственные качества, как ответственное поведение к окружающей среде, чувство сопричастности. 

Во время дискуссий или тематических бесед обсуждаем проблемные или спорные вопросы. Здесь важным элементом является аргументированность, поэтому в большинстве случаев я их провожу в старших классах. Например, в 10 классе обсуждалась цитата Джексона Брауна «Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна». Это цитата была связана с темой «Проблемы демографии, здравоохранения, культуры и образования», где обсуждались проблемные вопросы:

  1. Зависит ли наше будущее от прошлого?
  2. Можем ли мы изменить будущее, прилагая все усилия сегодня?

В завершение был сделан вывод: наш сегодняшний день – это результат всех наших усилий в прошлом. Если мы им недовольны и хотим, чтобы наше будущее было лучше, мы должны прилагать все усилия сегодня, чтобы наше завтра было другим. Здесь формировались такие качества, как простая жизнь, высокие мысли, уверенность в себе, преданность делу, самообладание, уважение к себе, скромность, позитивное мышление. 

Исследовательская работа и работа с картами позволяет на практике проявить полноту нравственно-духовных ценностей. На уроке географии в 11 классе проходила интересная тема «Методы моделирования в географии». Ребята были разделены на творческие группы. Каждой группепо вариантам, было дано задание смоделировать в знаковой и схематичной форме экологическую ситуацию в г. Алматы. Были даны две области моделирования: 1) загрязнители воздуха и 2) факторы загрязнения воздуха. Ребята исследовали, рассуждали, обсуждали в группах свои умозаключения, что впоследствии отразили в своих постерах и моделях. В конце урока учащиеся обменялись своими соображениями по данной теме. Тут формировались качества таких общечеловеческих ценностей, как праведное поведение, истина и любовь. 

Касым-Жомарт Токаев в своем Обращении к народу в 2021 году сказал, что «главная задача – привить молодежи общечеловеческие ценности. В нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность». Уроки географии, несомненно, является мостом к духовному обогащению учащихся и направляют в нужное жизненное русло.

Лидия Кондратенко, учитель географии гимназии «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий