Лилия МУХАМЕТШИНА: о секретах эффективного урока

Лилия Мухаметшина, директор сингапурской компании MentorEd International Pte Ltd, магистр образования (Университет Западной Австралии), выступила спикером на августовской конференции педагогов Мангистауской области. Эксперт провела авторский тренинг «Апгрейд 45 минут, или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке». В рамках занятий более 70 учителей из 23 школ Мангистауской области в течение двух дней учились взаимодействовать друг с другом, слышать и понимать детей и узнали секреты проведения эффективного урока.

Лилия Мухаметшина приглашена тренером на образовательный проект «Формирование стратегий развития команд-партнеров: школ «город-село» Мангистауской области через менторство», организатором которого является Eurasian Center for People Management.  Цель проекта – интенсивная трансформация городских и сельских школ в течение 5 месяцев через определение и исследование индекса социального самочувствия школ и диагностику проектных команд на цифровой платформе построения индивидуальных траекторий развития.

– Лилия, расскажите, почему ваш тренинг называется «Апгрейд 45 минут, или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке»?

– Самое эффективное и регулярное, что происходит в школе, – урок. Это занятие, которое длится 45 минут целый день изо дня в день все 11 лет, является главным решающим фактором развития навыков XXI века, необходимых детям в личной и профессиональной жизни, и глубоких знаний по предметным областям. И если мы сфокусируемся и усовершенствуем эти 45 минут, отсюда название программы «Апгрейд 45 минут», то все проблемные вопросы автоматически будут решены. Качественное вовлечение всех детей в процесс обучения на уроке цепной реакцией влияет на все процессы, которые происходят в школе. Нам кажется, что навыки уже заложены в ребенке, что он уже умеет общаться, слушать, доносить свои мысли и т.д., но это не так.

Двухдневное обучение, которое мы провели в Актау, является наглядным примером того, как можно за 2 дня полностью поменять мышление и уровень вовлеченности учителей. Да, все педагоги желают развивать детей, давать им больше знаний и навыков, но чаще всего не знают «как» и уже привыкли, что очередное обучение – это лекция о том, как надо вести урок. Но мы, команда MentorEd, не терпим некачественного, непрактико-ориентированного обучения и развиваем эту нетерпимость в учителях, которые приходят к нам на обучение. Поэтому во время тренинга я была учителем, а учителя стали учениками, чтобы они смогли увидеть урок в этой технологии и на себе прочувствовать, что делают, как мыслят и т.д. дети. И учителя, которые начали отпрашиваться еще до начала обучения, не могли разойтись даже после того, как мы уже два раза попрощались с ними. В этом сила практико-ориенированного обучения.

– Что вы конкретно предлагаете педагогам во время тренинга? Каким навыкам их обучаете?

– Если обычный урок длится 45 минут, то мой урок длится примерно 17 часов, но имеет все традиционные элементы: приветствие, изучение новой темы, закрепление и актуализация, финальная рефлексия. Как только учителя заходят в зал, где рассадка не как в классе в 3 ряда парт, а лицом друг к другу, то они понимают, что предстоит серьёзная работа.

Я как тренер показываю учителям, как чувствуют себя дети на уроке, когда учитель говорит долго и монотонно. Для этого в начале тренинга минут 20 говорю об оргмоментах, и как только вижу, что глаза учителей опускаются, я включаю первый прием, и с этого момента все меняется. Педагоги начинают понимать, что им самим не хочется просто сидеть за партой и слушать только одного человека.  Как только я включаю приемы на парную, командную или самостоятельную мыслительную работу, глаза у педагогов загораются. Не только один учитель рассказывает о теме урока, а ученики (участники тренинга), объясняют ее друг другу, задают вопросы, обсуждают. Не только учитель двигается по классу, а дети сидят и устают, но мы организуем структурированную работу учеников в парах и командах вне стола, и это не вызывает хаоса и нарушения дисциплины, потому что включается дисциплина ума.  

– Некоторые педагоги считают, что нужно детей держать в ежовых рукавицах, и чем тише на уроке, тем лучше…

– На самом деле самое страшное, когда становится тихо на уроке. Выготский говорил про зону ближайшего развития ребенка, но мы не знаем, как эту зону определить.  Если на тебя устремлены взгляды 30 детей, сидящих в тишине, то как я смогу научить их чему-либо. Многие педагоги не знают, что происходит в голове учеников. Поэтому мы используем приемы, которые целенаправленно делают мышление всех детей видимым учителю за пару минут. Да! Это возможно! А для этого нужны интерактивные методы работы с четкими инструкциями и глубокими вопросами от учителя. 

Два дня в Актау прошли продуктивно, изменение мышления участников налицо, об этом говорят сами учителя! Они пришли к выводу, что основная задача учителя не процесс преподавания, где все сосредоточено на том, что говорит и делает учитель, а процесс обучения, где важно то, что происходит в голове каждого ученика.

– Расскажите о ваших впечатлениях после пребывания в Казахстане?

– В Казахстане я четвертый раз и каждый раз удивляюсь невероятной широте души казахстанского народа. Не встретила ни одного учителя, который был бы безразличен к нашим занятиям. Как только запускаем работу, горящие глаза учителей и желание разобраться в своих ежедневных профессиональных вопросах окрыляют и их, и меня.

Мы все хотим, чтобы наша работа приносила добро и была эффективной. К сожалению, нагрузка учителей не позволяет им иногда общаться с коллективом и обмениваться опытом. Не получится научить детей мыслить, коммуницировать, сотрудничать, если педагог не демонстрирует эти качества. Наша программа – это первый шаг к поднятию «крышки» учителя через применение последних исследований в педагогике, психологии и нейрофизиологии. Мы даем возможность педагогам остановиться, сесть за один стол и найти эффективное решение всем задачам в обучении и воспитании будущего поколения.

– Благодарим вас, Лилия, за интересную беседу! Успехов вам в вашей работе!

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий