Национальная система оценки качества образования в Казахстане: обзор, сравнение и правовые основы

Международное агентство независимой аккредитации и оценки качества образования (МАНАоКО) официально включено в Реестр 1 признанных аккредитационных органов Министерства просвещения Республики Казахстан. Вашему вниманию интервью, записанное в подкаст-студии Studio_Shakarim редакции газеты «Білімді ел – Образованная страна», с Гульнарой КУСИДЕНОВОЙ, экспертом в сфере оценки качества образования, Национальным экспертом Всемирного банка, педагогом со стажем более 30 лет, аналитиком, руководителем МАНАоКО, и Ляззат БУЛЕБАЕВОЙ, соучредителем МАНАоКО, в прошлом заместителем председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, личностью, имеющей большой опыт работы в сфере оценки качества образования.

Ляззат Туркестанова: Сегодня поговорим о том, как устроена национальная система оценки качества образования в Казахстане, какие элементы в неё входят, чем они отличаются, и какие нормативно-правовые акты регулируют эту систему. Этот подкаст будет полезен как специалистам в области образования, так и родителям, педагогам, преподавателям и просто тем, кто интересуется темой качества казахстанского образования.

Совсем недавно в списке Министерства просвещения РК появилось новое аккредитационное агентство МАНАоКО, и сейчас мы уже понимаем, что название – это аббревиатура Международного агентства независимой аккредитации и оценки качества образования.

Гульнара Кундаковна, вы имеете за плечами большой опыт в системе оценки качества образования, является ли для вас этот шаг объективным продолжением той работы, которой вы занимались все эти годы, или есть что-то, что сподвигнуло выйти на рынок аккредитационных услуг?

 Гульнара Кусиденова: Конечно же, создание МАНАоКО – это объективная закономерность моей продолжительной профессиональной деятельности по оценке качества образования, которой я занималась будучи экспертом Национального центра оценки качества образования, ведущим экспертом лаборатории международных сопоставительных исследований Информационно-аналитического центра при Министерстве образования и науки (сейчас его правопреемником является «Талдау»), разработчиком контрольно-измерительных материалов и тестов Национального центра тестирования, национальным экспертом Всемирного банка в международных проектах.

Но последние годы моей экспертной работы и консультаций организаций дошкольного и среднего образования в подготовке к самооценке образовательной деятельности всё яснее показывали, что системе необходим независимый, гибкий и профессионально ориентированный аккредитационный институт, который будет не только проверять соответствие формальным требованиям, но и содействовать развитию культуры качества образования.

Так родилась идея создания МАНАоКО, Международного агентства независимой аккредитации и оценки качества образования, деятельность которого объединяет лучшие международные практики и глубокое понимание национального контекста, ориентирована на поддержку образовательных организаций, развитие их потенциала и устойчивое совершенствование.

Основываясь на многолетнем опыте, от участия в международных проектах до практического сопровождения детских садов, школ в процессе самооценки, я чётко видела: организациям не хватает не шаблонной проверки, а партнёрской экспертной помощи, методической поддержки, стратегического взгляда на рост качества. И именно такую миссию мы вложили в философию МАНАоКО, которая должна внести свой вклад в развитие системы оценки качества образования.

Ляззат Туркестанова: Что такое система оценки качества и как она организована за рубежом и в Казахстане?

Лаззат Булебаева: Система оценки качества образования – это, по сути, «проверка пульса» всей системы образования, от детских садов до университетов. Она включает не только контроль и аттестацию, но и внутреннюю оценку, международные исследования, независимую аккредитацию и другие инструменты. Формирование национальных систем оценки качества образования каждой страны зависит от целого комплекса факторов: политических, экономических, культурных и педагогических. Назовём ключевые из них. Государственная политика и приоритеты. Например, в Казахстане концепция развития образования до 2029 года прямо связывает НСОКО с развитием культуры качества.  Нормативно-правовая база. Это законы об образовании, о лицензировании, о профессиональных квалификациях, подзаконные акты, регулирующие контроль, мониторинг, аттестацию, аккредитацию. Это и международные обязательства (Болонский процесс, SDG-цели и др.). Структура системы образования (уровни образования: дошкольное, общее среднее, ТиПО, высшее и послевузовское). Централизованная или децентрализованная система управления образованием. Развитость внутренней системы качества (ВСОКО) в образовательных организациях. Международный контекст и интеграция. Участие в международных оценках (PISA, TIMSS, PIRLS). Влияние международных организаций: OECD, ЮНЕСКО, Всемирный банк. Сравнительный анализ с другими странами и стремление к международному признанию. Уровень социально-экономического развития. Бюджетные возможности для финансирования оценки и мониторинга. Инфраструктура (включая цифровую) для проведения оценочных процедур. Уровень подготовки и квалификации педагогов и администраторов. Участие и ожидания стейкхолдеров. Запрос общества на прозрачность и качество образования. Активность родителей, работодателей, НПО, профессиональных ассоциаций. Степень вовлечённости самих организаций в процессы самооценки и улучшения.  Педагогические и научные традиции. Подходы к обучению и оценке. Наличие научных школ, исследовательских центров в области образования. Понимание качества: формальное соответствие или развитие личности? Развитие цифровых технологий: возможности цифровых платформ для мониторинга, анализа и визуализации данных, электронные дневники, тестирования, базы данных, системы обратной связи. Использование big data и искусственного интеллекта для прогнозирования и анализа.

Ляззат Туркестанова: Таким образом, Национальная система оценки качества – это отражение целей, ценностей и ресурсов страны. Чем чётче сформулированы приоритеты и чем выше вовлечённость всех участников, тем эффективнее работает система. Можете перечислить и подробнее рассказать об основных элементах Национальной системы оценки качества образования в Казахстане.

Лаззат Булебаева: Основными элементами НСОКО являются лицензирование, аттестация, аккредитация, мониторинг учебных достижений обучающихся, государственный контроль, внутренняя система обеспечения качества образования и оценка квалификаций. Лицензирование и регулирование образовательных организаций – это важная часть системы обеспечения качества. Это первая ступень, с которой начинается деятельность любой образовательной организации, и применяется она не только в Казахстане, но и в мировой практике. Так, например, в США лицензирование детских садов и частных школ проводится на уровне каждого отдельного штата, каждый из 50 штатов устанавливает свои собственные правила и требования к лицензированию образовательных учреждений. Во Франции, Германии, Финляндии, Японии, Англии требуется разрешение для дошкольных организаций и школ.

Согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» (от 16 мая 2014 года) лицензия выдаётся при наличии материально-технической базы, квалифицированных кадров и соответствия санитарным и противопожарным требованиям.

Регулируется Приказами Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года №473 и Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 января 2024 года №4, регламентирующими квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности организаций образования по всем уровням, за исключением дошкольного образования, который носит уведомительный порядок.

Это означает, что контроль начинается до первого учебного дня: без лицензии школа, детский сад или вуз просто не имеют права функционировать.

Уведомительный порядок распространяется на сферу дошкольного воспитания и обучения, а с недавнего времени также на сферу дополнительного образования для детей.

Лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью выдаются без ограничения срока их действия для организаций образования, реализующих образовательные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также для Академии правосудия, военных, специальных учебных заведений.

Лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью для организаций высшего и (или) послевузовского образования выдаются со сроком действия пять лет.

Таким образом, чтобы начать образовательную деятельность, организациям образования нужно продемонстрировать наличие и соответствие учебных программ, кадрового состава с профильным образованием, материально-технического обеспечения, условий безопасности и инклюзивности.

Ляззат Туркестанова: Ежегодно порядка 70-80% организаций образования не проходят государственную аттестацию. Чем это вызвано?

Гульнара Кусиденова: Государственная аттестация проводится каждые 3 года уполномоченным органом и территориальными департаментами Комитета по обеспечению качества в сфере образования на основании статьи 59 Закона «Об образовании» и Предпринимательского кодекса РК.  Цель – проверить, соответствует ли организация государственным образовательным стандартам. В случае нарушений – санкции, вплоть до приостановления лицензии.

Наиболее распространёнными причинами высокого уровня неаттестованных детских садов и школ являются:

  • несоответствие образовательных программ государственным стандартам;
  • недостаточное материально-техническое оснащение;
  • низкий уровень квалификации педагогов;
  • нарушения в организации учебного процесса (к примеру, несоответствие расписания уроков и календарно-тематических планов педагогов, несоответствие наименования предметов учебным планам);
  • низкий уровень цифровизации и несоблюдение требований к документообороту (отсутствие справок об отсутствии судимости, прохождение курсов повышения квалификации).

Ляззат Туркестанова: Всё, что мы сегодня обсуждаем, касается регулирования со стороны уполномоченного органа. А сами организации образования как-то участвуют в системе оценки качества образования?

Лаззат Булебаева: Безусловно, во всём мире, и Казахстан не исключение, организации образования формируют внутреннюю систему оценки качества образования
(ВСОКО). Компетенция по обеспечению формирования культуры качества образования и создание системы внутреннего обеспечения качества закреплена в пункте 19) статьи 43 Закона об образовании. Внутришкольный контроль является одним из механизмов обеспечения внутренней системы оценки качества образования.

Внутренняя система обеспечения качества регламентируется Приказами Председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2022 года №12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению самооценки организаций образования», Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 5 декабря 2022 года №486 «Об утверждении критериев оценки организаций образования»

ВСОКО – это культура самооценки, регулярный анализ своих слабых и сильных сторон. Ключевой здесь анализ, а вот как этот анализ проводить, его объективность и его влияние на дальнейшую деятельность организации образования, остаётся до конца не проработанным. И это мы видим, консультируя детские сады, школы и мини-центры.

Ляззат Туркестанова: В стране проходит мониторинг образовательных достижений обучающихся и PISA. Расскажите об этих двух мероприятиях?

Гульнара Кусиденова: Мониторинг образовательных достижений обучающихся является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения и проводится в соответствии с Правилами проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся, утверждёнными Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2021 года №204.

Проводится выборочно, результаты не влияют на успеваемость, но дают важную аналитику государству.

Международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, TALIS) позволяют выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Тест PISA, ОЭСР. Проходит раз в три года, участвуют 15-тилетние обучающиеся школ и колледжей. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году, проходит 1 раз в 3 года. Казахстан участвует с 2009 года. Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, компьютерная грамотность.

TIMSS, IEA (Trends in International Mathematics and Science Study) – это международное исследование качества естественно-математического образования учащихся 4-х и 8-х классов, которое проходит 1 раз в 4 года. Первый цикл TIMSS был проведён в 1995 году. Казахстан впервые принял участие в исследовании TIMSS-2007.

Почему именно 4 и 8 классы? Во многих странах мира 4-й класс – это завершающая ступень начального образования, позволяет оценить объём знаний, с которым дети приступают к обучению в основной школе.

В свою очередь, тестирование учащихся 8-го класса позволяет оценить промежуточные знания учащихся основной школы и объём знаний, с которым дети приступают к обучению в старшей школе.

PIRLS, IEA (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование качества чтения и понимания текста учащихся начальных классов – 4-х и проходит 1 раз в 5 лет, начиная с 2001 г. Казахстан участвует в международном исследовании PIRLS с 2016 года.

ICILS, IEA (International Computer and Information Literacy Study) – это международное исследование, оценивающее уровень развития компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов школ. Исследование ICILS проводится с 2013 года каждые 5 лет. Казахстан впервые принимал участие в исследовании в 2018 году.

Также Казахстан участвует в TALIS, ОЭСР (Teaching and Learning International Survey – международное исследование по вопросам преподавания и обучения), в фокусе внимания которого находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях.

Ляззат Туркестанова: В ежегодном национальном докладе Министерства просвещения Республики Казахстан ведётся региональный образовательный рейтинг, что это даёт для национальной образовательной системы?

Гульнара Кусиденова: Оценка региональных образовательных систем и органов управления образованием Казахстана направлена на обеспечение комплексного анализа деятельности органов управления образованием для определения их эффективности, повышение качества образовательных услуг, обеспечение их доступности и достижение стратегических целей в системе образования.

Анализ данных региональных образовательных систем и органов управления образованием включает семь критериев оценки:

1) организация образовательного процесса и качество образовательных услуг;

2) качество педагогических и административных кадров;

3) инфраструктура и техническое обеспечение;

4) система воспитательной работы и формирование ценностей;

5) инициативность и инновационная деятельность;

6) эффективность управления и стратегического менеджмента;

7) финансирование и рациональное использование ресурсов.

Для вузов регламентируется внутренними актами Министерством науки и высшего образования РК или проводится независимыми организациями. Направлено на создание прозрачности и мотивации к улучшению.

Ляззат Туркестанова: В Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы внимание уделено Новой модели оценки качества образования, в которой также обозначена роль аккредитации. Поделитесь, пожалуйста, с нашими слушателями и читателями этой информацией подробнее.

Ляззат Булебаева: Аккредитация образовательных организаций добровольная, но приоритетная процедура. Основанием для её прохождения являются Статья 9-1 Закона «Об образовании» и Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы».

Система высшего и послевузовского образования перешла на независимую аккредитацию, и она является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для участия в конкурсе на получение государственного образовательного заказа с 2018 года.

В системе дошкольного, среднего и технического профессионального образования независимая аккредитация до 2029 года должна войти в практику организаций образования согласно Национальной модели обеспечения качества образования. Так как согласно пункту 14-1) статьи 1 ЗРК «Об образовании» культура качества образования – система ценностей и убеждений участников образовательного процесса, формируемая с помощью процедур внутреннего и внешнего оценивания и поддерживаемая субъектами образовательной деятельности в организациях образования. И поскольку независимая аккредитация направлена на формирование культуры качества образования, соответственно, она способствует международному признанию и повышению доверия со стороны потребителей образования.

Ляззат Туркестанова: Что общего между государственной аттестацией и аккредитацией? Эти две процедуры часто воспринимаются как похожие, но между ними есть принципиальные различия. Давайте разберёмся.

Гульнара Кусиденова: Обе направлены на проверку качества образовательной деятельности и оценивают, насколько образовательная организация соответствует установленным стандартам и требованиям.

  1. Обе процедуры используют критерии оценки, и в их основе лежат стандарты, индикаторы, показатели, направленные на оценку процессов и результатов обучения.
  2. Обе оформляются официальным заключением, это может быть акт, отчёт, сертификат или решение, подтверждающее уровень соответствия требованиям.

Но несмотря на схожесть различия существуют по сути, целям и последствиям.

Ляззат Туркестанова: Почему всё больше организаций образования выбирают аккредитацию?

Лаззат Булебаева: Аккредитация детских садов и школ применяется во многих странах мира, особенно там, где ценится качество, прозрачность и развитие образовательной среды. В таких странах как США, Англия, Австралия, Сингапур, Япония аккредитация направлена на повышение доверия со стороны родителей и общества. Аккредитованная организация воспринимается как более надёжная и качественная. Родители активнее выбирают такие учреждения для своих детей. Аккредитация стимулирует внедрение системной работы по планированию, мониторингу, самоанализу и повышению квалификации персонала. Она дает гибкость и вариативность стандартов. Современные агентства используют индикаторы и критерии, которые учитывают специфику возраста, региональные особенности и ориентацию на детоцентризм (образовательная философия и практика, в центре которой находится ребёнок, его интересы, потребности, способности, эмоциональное и психическое развитие). Это и международное признание! Некоторые агентства работают по международным моделям, что позволяет участвовать в программах обмена, грантах и проектах за пределами страны. Это и институциональное развитие – по итогам аккредитации образовательные организации получают не только статус, но и рекомендации по развитию на 3-5 лет. Наконец, это своего рода стратегический консалтинг для руководства. Поддержка инклюзивности и устойчивого развития: новые критерии учитывают условия для детей с особыми потребностями. Всё чаще оценивается работа по направлениям эко-образования, устойчивого развития, цифровой грамотности.

Ляззат Туркестанова: Подытоживая сказанное, можем делать вывод: Национальная система оценки качества образования Казахстана построена на комбинации обязательных и добровольных инструментов и регулируется целым рядом законодательных актов. Система направлена не только на контроль, но и на развитие через вовлечение самих образовательных организаций в процесс оценки и улучшения. Мы понимаем, что качество образования – это ответственность не только государства, но и самих организаций, педагогов и общества. Аккредитация становится современным трендом, особенно в дошкольной и школьной сферах, как инструмент стратегического развития, а не просто статуса.

В завершение нашего интервью мы рады сообщить, что республиканская газета «Білімді ел – Образованная страна» стала стратегическим информационным партнёром
МАНАоКО.  В рамках сотрудничества на страницах издания открывается специальная рубрика, посвящённая вопросам аккредитации детских садов, школ и организаций дополнительного образования. Эта инициатива направлена на повышение прозрачности и информированности педагогического сообщества, родителей и широкой общественности о критериях качества образования и лучших практиках в сфере аккредитации. Газета «Білімді ел – Образованная страна» уже зарекомендовала себя как надёжный источник информации в образовательной сфере, активно поддерживая проекты, направленные на развитие и совершенствование системы образования в Казахстане. Мы уверены, что новая рубрика станет полезной площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и продвижения высоких стандартов в образовательной среде. Следите за публикациями и будьте в курсе самых важных новостей и аналитических материалов по теме аккредитации. Благодарим за внимание и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в развитии качественного образования нашей страны.

 

Перечисленные новшества в Национальной системе оценки качества образования по уровням дошкольного, среднего образования открывают возможности для становления и развития аккредитации в качестве ключевого механизма оценки качества образования, как заявлено в Правительственном документе.
Аттестация и аккредитация будут осуществляться на основе признанных стандартов и регламентов по трем ключевым направлениям: качество организации образовательной среды, качество педагогического процесса, качество результата.
Что это значит для системы образования?

  • Дошкольные организации, школы получают доступ к объективной и профессиональной внешней оценке своей деятельности.
  • Процессы аккредитации обеспечивают формирование культуры качества образования на уровне дошкольного, среднего образования.
  • Родители и обучающиеся могут быть уверены, что образовательные программы соответствуют современным требованиям.

Формирование культуры качества образования является главной составляющей успешной реализации образовательных услуг! https://manaoco.org/

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий