Айжан АДАМБЕКОВА: Учитель – особая профессия!
Жетісу облысы образовалась недавно, как и Айжан Адамбекова возглавила Управление образования области. Вся жизнь связана с образованием, много идей, перспективных целей и задач. Об этом наше эксклюзивное интервью. И сегодня оно немного «без галстука».
– Айжан Мамановна, как руководитель управления, вы человек новый, расскажите немного о себе – каков ваш путь в данной сфере? Где учились, работали до назначения?
– Я окончила наш Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, а школу – в 1992 году с серебряной медалью. Я из сельской глубинки, тогда наш район назывался Капальский, село Калиновка, средняя школа имени Калинина. Наш посёлок находится в 60-70 км от областного центра.
К моменту окончания школы только начинали появляться компьютеры, новизна манила, я решила стать инженером-программистом, моей мечтой было поступить в политехнический институт в Алматы. Однако в начале 90-ых, непростые времена, папа сказал, как отрезал: «Это далеко! Поступай, дочь, в наш местный талдыкорганский вуз». Я выбрала специальность учителя информатики и осталась учиться здесь. Ни разу об этом не пожалела! Да, после окончания мы, молодые специалисты, были нарасхват, нас приглашали в банковскую сферу, на предприятия – не хватало специалистов, знающих компьютеры, информационные системы.
Окончив университет в 1997 году, я была принята на работу в Региональный центр новых информационных технологий в системе образования. Это был очень интересный период, как раз в 1998 году в школы начали поставлять компьютеры нового поколения Windows 95, Windows 98. Ранее была система DOS, программы совсем другие, а тут совершенно новая, незнакомая операционная система, надо было переучить учителей информатики, потому что на тот момент они не знали, как работать в Word, Excel и вообще с локальной сетью. Работали увлеченно, энергично, что называется, «по-стахановски».
Но потом Талдыкорганская область стала Алматинской, областной центр перешел в Алматы, и наш центр закрылся. Я пошла работать учителем информатики в школу №18 имени Бахытбая Жолбарысулы, позже – в специализированную школу-лицей №24 для одарённых детей имени Мухтара Арына – это у нас самая известная школа, на протяжении многих лет в лучших рейтингах в республике по олимпиадному движению, по результатам ЕНТ.
Посвятив себя школьному учительству до 2004 года, я вновь вернулась в образованный в Талдыкоргане новый областной Центр информационных технологий заместителем руководителя. С коллегами с нуля поднимали центр, и это было очень интересно, вводили много новых проектов, в том числе совместно с Сингапуром, внедряли современные лингафонные кабинеты. Занимались координацией государственной программы снижения информационного неравенства, работали с населением, обучали, начиная с педагогов, просвещали в сфере информационных технологий. Это очень большой пласт работы, каждая реформа в образовании в любом случае связана с информационными технологиями.
В 2016 году меня пригласили на работу в Управление образования, как раз началось введение обновлённого содержания образования, трёхъязычного обучения. До 2020 года я была руководителем отдела среднего образования, далее – заместителем руководителя управления, и вот когда область реформировалась в Жетісу облысы, руководство области предложило возглавить управление.
– Непросто в новой области возглавить новое управление, похоже, вам часто приходится быть «пионером»… Какие минусы и сложности в системе образования из-за разделения областей?
– Думаю, что плюсов гораздо больше. В составе Алматинской области как-то внимание концентрировалось в той, алматинской части региона, поскольку там выше плотность населения. Новые школы строились именно в части Алматинской области, ремонтировали школы именно там, где больше людей. Наш регион как-то оставался в стороне. Мы считаем, что разделение огромной области на две даёт новые точки роста данного региона.
Если говорить по сфере образования, в Жетісу облысы всего 338 государственных школ, из них 281 сельские.150 школ – малокомплектные. На сегодняшний день порядка 74 школ находятся в приспособленных помещениях, это значит, что в этих школах нет актового зала, спортзала, соответствующих кабинетов новой модификации, современных лабораторий. Будем развиваться в этом направлении.
130 тыс. учеников обучаются в школах области, трудится более 15 тыс. педагогов только в системе среднего образования, не считая работников детских садов и колледжей. Все организации образования работают, как работали – на них разделение области никак не сказывается, есть только текущие моменты, связанные с перерегистрациями в связи с передачей на балансы из одной области в другую.
– В Жетісу облысы какова кадровая ситуация в школах? Достаточно ли педагогов приходит из вузов?
– 222 школы у нас казахоязычные, 5 русских школ, смешанных – 111. Проблема с нехваткой кадров есть. Есть потребность в учителях математики, физики, английского, где-то биологии и географии. Вопрос в том, что в сельских школах детей мало, класс-комплектов, соответственно часов меньше. Учителя не особо хотят ехать в село. Еще одна проблема – уровень готовности работать в школах молодых специалистов-выпускников вузов.
Очень хорошо, что в этом году ввели тестирование для выпускников вузов для подтверждения их готовности работать в школе по своим предметам. Теперь в школы берём на работу только на конкурсной основе. У нас в областном центре в этом году был факт, что на одно место сдавали по 14 педагогов. Проходят только лучшие – это здорово! И конечно, введенное не так давно увеличение порогового балла ЕНТ для поступающих на педагогические специальности – прямой путь к тому, чтобы в школах уже в ближайшем будущем работали действительно сильные кадры. При этом каждый учитель должен сам лично, помимо всех принимаемых мер, различных курсов, тренингов, семинаров, работать над своим профессиональным и личностным ростом.
Взять, к примеру, село: как правило, школа там – единственное место и культуры, и досуга, и спорта, словом, центр притяжения. И учитель – личность всеобщего пристального внимания, интеллекта, ума, высоких нравственных и духовных качеств. Это и есть высокий статус педагога. Мы приняли Закон о статусе педагога, но сколько законов не принимай, если сам педагог не будет статусно себя вести, ничего не выйдет. Испокон веков учитель – это особая профессия, особый авторитет в народе. Давайте помнить об этом всегда.
– Ротация кадров – какое у вас к ней отношение?
– Ротация нужна. Я поддерживаю политику нашего Министерства просвещения и Асхата Канатовича (Аймагамбетова, министра просвещения РК – прим. ред.). Директор работает в школе свыше 10 лет, а то и по 20. Он привык к этой школе, для него уже все родственники, все родные лица, та же техничка, тот же завуч, тот же педагог. Годами они в «одном котле», ко всему привыкли, и от того можно оказаться «в спящем режиме».
Чтобы ротация директоров шла активно по всей области, разумеется, необходимо решать проблему с коммунальным жильём. Если бы в каждом населенном пункте построили по одному коммунальному жилью (дому), каждый новый директор мог бы приехать с семьей и жить там. Тогда этот процесс был бы безболезненный, а кто не хочет ротации даже при этом, может остаться работать в школе учителем по своему предмету. Когда человек приходит в новый коллектив, он должен показать свою работу, внести новшество, искать пути, как организовать процесс лучше. Территория комфорта – это отсутствие роста, полезно ее покидать и с головой браться за новый участок деятельности.
– Чем может гордиться образование Жетісу облысы?
– У нас есть сильнейшие три специализированные школы. Одна из них – лицей №24. Дети данного лицея занимают призовые места на международных олимпиадах по физике, по математике. Гордимся лицеем «Білім-Инновация» города Талдыкорган, который входит в 100 лучших школ Казахстана по результатам ЕНТ и по результатам республиканской олимпиады. И мы гордимся Талдыкорганским высшим политехническим колледжем – он в рейтинге 100 лучших колледжей Казахстана.
Думаю, впереди у нас большая работа и, соотвественно, достижения, поводы для гордости – на качество обучения, создание условий для интеллектуального развития учащихся направим все усилия. В целом же считаю, что гордиться мы должны и городскими, и сельскими школами. И у всех детей должны быть одинаковые возможности получения прочных знаний, обучения и воспитания. Ученик в сельской школе не должен в этом быть ущемлен перед сверстником из областного центра – конечно, на практике зачастую так получается, но мы сообща должны такое неравенство убирать. Лично для меня это мечта, над осуществлением которой хочу и буду работать. И также я считаю, что в создание условий для одаренных детей также надо направлять ресурсы. Например, вышеназванные лицеи в Талдыкоргане расположены в приспособленных зданиях, не в типовых. Так, в СЛОД №24 проектная мощность 280 детей, а обучается 670, при этом они умудряются давать хорошие знания.
– Наше интервью выходит накануне Дня учителя. Можете через газету поздравить своих учителей, любимых, первых…
– У меня очень много любимых учителей. Всегда с волнением и благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Рабигу Абдуллаевну! А еще до того, как выбрать направление информатики, я хотела стать учителем русского языка и литературы, потому что в нашей школе работала невероятно талантливая, добрая, прекрасная учительница по этому предмету, наш классный руководитель Джапарова Римма Газизовна. Она была для нас, ребят, как луч солнца, зовущий вперед, увлекающий, захватывающий добром и светом. Она рассказывала, как пионеркой ездила в Артек, как была юным корреспондентом, а потом вышла замуж за сельского парня, приехала к нам в село. Какие фильмы смотреть, какие картины известных художников, каких поэтов читать, какие новинки книг – всему она нас учила. Увлеченная ее рассказами, я стала много читать журналов, газет, делать подшивки, вырезки. Тогда это были «Комсомольская правда», «Дружные ребята», «Пионерская правда», «Известия». Стихи Бориса Пастернака, Анны Ахматовой…
С днем учителя, дорогие педагоги, сельские, городские, молодые и уже мэтры – всех нас связывает любовь к детям и профессии!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Талдыкорган – Астана