Изучение английского языка в Казахстане: шаг назад, два шага вперед

StudyInn образовательный холдинг, который на протяжении 15 лет, со дня основания, является официальным представителем ведущего международного издательства Cambridge University Press.  Предлагаем вашему вниманию интервью с директором ТОО «Study INN» Гульнар БЕКЖАНОВОЙ.

Гульнар Гинаятовна, как вы оцениваете текущую ситуацию с уровнем владения английским языком в РК?

Согласно многим авторитетным исследованиям, Казахстан отстаёт от многих стран по уровню владения английским языком. Но вместе с тем благодаря продуманной государственной политике в области изучения иностранных языков нам есть чем гордиться.

Английский язык является одним из обязательных предметов национальной учебной программы во всех школах страны.

Важным достижением является присутствие практически всех мировых издательств – лидеров в области English Language Teaching в РК.

StudyInn уже более 15 лет представляет издательство Cambridge University Press, и на сегодняшний день пособиями Cambridge University Press пользуются во всех школах РК. Также имеется доступ к огромному ассортименту литературы издательства, использующейся в учебных заведениях страны всех уровней.

Как следствие, казахстанские школьники являются призёрами различных международных олимпиад по английскому языку, успешно поступают в зарубежные вузы, обучаются на английском языке.

– На ваш взгляд, каков уровень языковой компетенции учителей английского языка?

Вопрос повышения квалификации учителей является приоритетным для образовательной политики РК.

Что касается учителей английского языка, то очевидно, что наши учителя английского языка должны подтверждать свою компетенцию в соответствии с международными стандартами. Английский язык не является родным языком, и когда мы говорим о компетенции, под этим понимается как языковая, так и профессиональная компетенция.

Важно понимать, что учителя должны подтверждать уровень владения английским языком, а не сдавать тест на определение уровня. Этому требованию соответствуют Cambridge Exams – экзамены, которые подтверждают уровень владения английским языком, а не определяют этот уровень.

Что касается профессиональной компетенции, стоит отметить такие тесты и курсы, как TKT (Teachers’ Knowledge Test), TKT CLIL. У нас можно пройти подготовку и сдать данные экзамены, а также обучиться на курсах CELTA и DELTA.

– С начала этого учебного года самая актуальная тема – отсутствие в программе первого класса предмета «Иностранный язык», английский язык школьники будут изучать с третьего класса. Насколько эта мера оправдана?

До 2022 года иностранные языки изучались с первого класса, была проделана огромная работа по подготовке программ, адаптации учебников, переподготовке учителей. Нельзя утверждать, что данная программа не имела успеха, но …

Давайте рассмотрим все «за» и «против» раннего изучения иностранного языка. Из «плюсов» надо отметить, что психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка: дети 6-7 лет впитывают Я2 опосредованно и подсознательно легко прочно запоминают материал и хорошо его воспроизводят; они обладают хорошо развитой долговременной памятью (то, что выучено, помнится очень долго); тренируется механическая память и расширяется кругозор.

И это далеко не все плюсы в пользу раннего изучения иностранного языка.

Другая сторона данного вопроса заключается в следующем. Великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо отмечает, что он рассматривает изучение иностранного языка как овладение иным образом мышления, в то время как у ребёнка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения, формирование второй системы мышления в то время, когда ещё не сформирована первая, не совсем логично, а порой даже вредно.

Это однозначно перекликается с тем, что отметил в своём выступлении министр просвещения Республики Казахстан А.Аймагамбетов: ребёнок должен познавать мир на родном языке.

Представьте: ученик только что пришёл в первый класс, его ждёт огромный стресс, ведь начинается новый этап в его жизни. Большая нагрузка, несколько уроков в день, много домашних заданий, незнакомые учителя и одноклассники, строгость со стороны педагогов и требования к поведению в школе – всё это усугубляется возложенной ответственностью со стороны взрослых. Целесообразно ли в этот сложный период жизни подключать ещё и изучение иностранных языков?

Причём не стоит забывать, что родителям также придётся непросто, так как объяснение всего неусвоенного материала будет возложено на их плечи.

 К 8 годам у ребёнка уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у человека хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи.

И очень важно помнить, что в Казахстане иностранный язык не является вторым целевым языком (Я2), в казахских и русских школах он является третьим целевым языком (Я3), а в национальных узбекских, уйгурских школах Я4, что, несомненно, затрудняет освоение иностранного языка.

Итак, своевременное и абсолютно верное решение принято – иностранный язык изучаем с 3 класса, ждём новые программы, и будем готовиться к большой работе по разработке новых учебников совместно с Cambridge University Press and Assessment.

– Гульнар Гинаятовна, спасибо вам большое за интересный диалог.  От лица нашей редакции поздравляем образовательный холдинг StudyINN с юбилейной датой –  15 летним юбилеем! Дальнейших успехов и новых высот!

 Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий