Изучение английского языка в Казахстане: шаг назад, два шага вперед
StudyInn – образовательный холдинг, который на протяжении 15 лет, со дня основания, является официальным представителем ведущего международного издательства Cambridge University Press. Предлагаем вашему вниманию интервью с директором ТОО «Study INN» Гульнар БЕКЖАНОВОЙ.
– Гульнар Гинаятовна, как вы оцениваете текущую ситуацию с уровнем владения английским языком в РК?
– Согласно многим авторитетным исследованиям, Казахстан отстаёт от многих стран по уровню владения английским языком. Но вместе с тем благодаря продуманной государственной политике в области изучения иностранных языков нам есть чем гордиться.
Английский язык является одним из обязательных предметов национальной учебной программы во всех школах страны.
Важным достижением является присутствие практически всех мировых издательств – лидеров в области English Language Teaching в РК.
StudyInn уже более 15 лет представляет издательство Cambridge University Press, и на сегодняшний день пособиями Cambridge University Press пользуются во всех школах РК. Также имеется доступ к огромному ассортименту литературы издательства, использующейся в учебных заведениях страны всех уровней.
Как следствие, казахстанские школьники являются призёрами различных международных олимпиад по английскому языку, успешно поступают в зарубежные вузы, обучаются на английском языке.
– На ваш взгляд, каков уровень языковой компетенции учителей английского языка?
– Вопрос повышения квалификации учителей является приоритетным для образовательной политики РК.
Что касается учителей английского языка, то очевидно, что наши учителя английского языка должны подтверждать свою компетенцию в соответствии с международными стандартами. Английский язык не является родным языком, и когда мы говорим о компетенции, под этим понимается как языковая, так и профессиональная компетенция.
Важно понимать, что учителя должны подтверждать уровень владения английским языком, а не сдавать тест на определение уровня. Этому требованию соответствуют Cambridge Exams – экзамены, которые подтверждают уровень владения английским языком, а не определяют этот уровень.
Что касается профессиональной компетенции, стоит отметить такие тесты и курсы, как TKT (Teachers’ Knowledge Test), TKT CLIL. У нас можно пройти подготовку и сдать данные экзамены, а также обучиться на курсах CELTA и DELTA.
– С начала этого учебного года самая актуальная тема – отсутствие в программе первого класса предмета «Иностранный язык», английский язык школьники будут изучать с третьего класса. Насколько эта мера оправдана?
– До 2022 года иностранные языки изучались с первого класса, была проделана огромная работа по подготовке программ, адаптации учебников, переподготовке учителей. Нельзя утверждать, что данная программа не имела успеха, но …
Давайте рассмотрим все «за» и «против» раннего изучения иностранного языка. Из «плюсов» надо отметить, что психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка: дети 6-7 лет впитывают Я2 опосредованно и подсознательно легко прочно запоминают материал и хорошо его воспроизводят; они обладают хорошо развитой долговременной памятью (то, что выучено, помнится очень долго); тренируется механическая память и расширяется кругозор.
И это далеко не все плюсы в пользу раннего изучения иностранного языка.
Другая сторона данного вопроса заключается в следующем. Великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо отмечает, что он рассматривает изучение иностранного языка как овладение иным образом мышления, в то время как у ребёнка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения, формирование второй системы мышления в то время, когда ещё не сформирована первая, не совсем логично, а порой даже вредно.
Это однозначно перекликается с тем, что отметил в своём выступлении министр просвещения Республики Казахстан А.Аймагамбетов: ребёнок должен познавать мир на родном языке.
Представьте: ученик только что пришёл в первый класс, его ждёт огромный стресс, ведь начинается новый этап в его жизни. Большая нагрузка, несколько уроков в день, много домашних заданий, незнакомые учителя и одноклассники, строгость со стороны педагогов и требования к поведению в школе – всё это усугубляется возложенной ответственностью со стороны взрослых. Целесообразно ли в этот сложный период жизни подключать ещё и изучение иностранных языков?
Причём не стоит забывать, что родителям также придётся непросто, так как объяснение всего неусвоенного материала будет возложено на их плечи.
К 8 годам у ребёнка уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у человека хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи.
И очень важно помнить, что в Казахстане иностранный язык не является вторым целевым языком (Я2), в казахских и русских школах он является третьим целевым языком (Я3), а в национальных узбекских, уйгурских школах Я4, что, несомненно, затрудняет освоение иностранного языка.
Итак, своевременное и абсолютно верное решение принято – иностранный язык изучаем с 3 класса, ждём новые программы, и будем готовиться к большой работе по разработке новых учебников совместно с Cambridge University Press and Assessment.
– Гульнар Гинаятовна, спасибо вам большое за интересный диалог. От лица нашей редакции поздравляем образовательный холдинг StudyINN с юбилейной датой – 15 летним юбилеем! Дальнейших успехов и новых высот!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...