Алмагуль КАНАГАТОВА: «Наша цель – достичь тандема городских и сельских школ»
В конце ноября в Мангистауской области были подведены итоги уникального менторского проекта «Формирование стратегий развития команд-партнеров школ «город-село» Мангистауской области». В течение полугода городские и сельские школы прикаспийского региона изучали лучшие образовательные практики и разрабатывали собственные стратегии развития. Что из этого вышло, мы увидели на публичной презентации, которая состоялась 29 ноября 2022 года перед экспертами в образовании, представителями областного акимата и управления образования Мангистауской области.
Для того чтобы нашим читателям было понятно, о чем идет речь, мы попросили доктора философских наук, руководителя образовательных программ Eurasian Center for People Management, эксперта по трансформации школ Алмагуль Канагатову рассказать подробней о том, что происходило в течение 6 месяцев.
– Алмагуль Медихатовна, хочу поблагодарить вас и вашу команду за возможность быть свидетелем такого уникального проекта. Скажите, чем объясняется интерес к сфере образования?
– Ляззат Максутовна, спасибо вам за внимание к проекту. Да, расскажу подробно, с чего все начиналось. В сфере образования на сегодняшний день существует ряд проблем, требующих незамедлительного решения уже в ближайшие 3 года:
– дефицит кадров, связанный с естественным приростом населения и строительством новых школ (существующая потребность учителей для действующих школ и ожидаемый дефицит для 1000 новых школ к 2025 году);
– ненадлежащий уровень управленческих компетенций руководителей образовательных организаций – проблема остается актуальной и в мировой повестке дня;
– формирование нового запроса к содержанию образования со стороны общества и рынка труда. Роль школ здесь бесспорна. Необходимо создавать школы, которые заслуживают наши ученики, учителя и родители. Ведь у каждой школы есть своё лицо, свой характер, свои герои, свои сюжетные линии, своя философия, свои цели, своя миссия. Вы стали свидетелем публичной защиты стратегий 23 школ Мангистауской области.
– Почему именно Мангистауская область?
– Мы решили внести свой вклад в решение существующих проблем. Тем более, что системная политика управления образования Мангистауской области в реализации Национального проекта «BILIMDI ŪLT» и реализации задачи «Повышение уровня образовательных достижений обучающихся и сокращение разрыва между регионами, городом и селом по итогам PISA» и ценности компании Eurasian Center for People Management совпадают. Наш проект мы формировали очень вдумчиво. Даже по названию видите, оно очень длинное: «Формирование стратегий развития команд-партнеров школ «город-село» Мангыстауской области через менторство, определение индекса социального самочувствия работников школ (учреждений образования) и диагностику на цифровой платформе «Скиллфолио» построения индивидуальных траекторий развития». Мы уже неоднократно на страницах вашей газеты рассказывали об этапах: исследовали Индекс социального благополучия школы, провели диагностику сильных и слабых сторон каждого участника проекта и 1 класса в каждой из 23 школ. Затем провели обучение с приглашением лучших национальных и международных экспертов по тем запросам, которые были выявлены в процессе исследования. Команды школ со своими менторами создавали «Стратегию школы 22-25: переосмысление команды, новый путь к превосходству». Были назначены менторы, которые имеют опыт проектирования Стратегий школ: известные эксперты Алина Хаматдинова, Ляззат Булебаева, Нургуль Курманова, Шакарим Сейсенбай.
– На что направлен проект? Какие у него цели?
– Ценность нашего проекта – разработка стратегий развития партнерских школ (город-село) и создание новой образовательной среды через менторство лучших практик.
Мы сразу обозначили цели слушателям: приготовьтесь превратить свою школу в историю успеха. Разработать амбициозное видение, миссию и набор основных ценностей, чтобы активизировать свой коллектив: сосредоточить внимание всех и создать настоящую ответственность за достижение целей. Превратить свою школу в историю успеха с помощью людей и ресурсов, которые имеются. Чтобы школа развивалась, как живой организм, каждому учителю, сотруднику и ученику важно чувствовать свою значимость в образовательном процессе.
В школах, ищущих свое «лицо», возрастает роль индивидуальных педагогических разработок. Они выступают как исходные основания при создании Стратегии школы, программы его развития.
В течение периода реализации проекта участвующие в нем школы «искали свое авторское лицо», свои подходы к обучению и воспитанию детей, свою авторскую линию к построению педагогического пространства.
– Кто является инициатором проекта?
– Инициировала этот проект я. Как только вошла в команду ECPM, заявила об этом на одной из рабочих встреч. Мы несколько месяцев проектировали данную программу, вложили в нее смыслы, видение. И не пришли с готовой программой в школы Мангистау. Мы с командой съездили в школы и сельские, и городские. Рассказали о своем проекте, провели презентацию. И 23 школы поверили в нас. Это очень ценно. Мы дорожим этим доверием.
– Какова роль учителей в этом проекте? И какую пользу они получают в итоге?
– Очень хороший вопрос. Роль учителя в школе – самая главная. И поэтому мы провели оценку уровня социального самочувствия и благополучия учителей и педагогических работников в каждой из 23 школ. На платформе SKILLFOLIO учителя освоили новые методы и приёмы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста. Обучение проходило в соответствии с планом диагностики и развития эмоционального интеллекта и soft skills слушателей для развития личной эффективности и профессионального роста. Очень благодарны Виктории Шиманской, автору программы, доктору психологии, эксперту в области развития эмоционального интеллекта и ее команде.
В то же время мы понимали, что нужна осознанная стратегия учителя к своей преподавательской деятельности. Изучив диагностику и проведя исследование, мы провели обучение по апгрейду урока с приглашением лучшего сингапурского тренера Лилии Мухаметшиной. Слушатели научились планировать и проводить уроки с фокусом на развитие в учениках навыков 4К: коллаборация, коммуникация, критическое мышление, креативность, внедряя простые эффективные инструменты и компетенции XXI века.
Учителя английского языка прошли тренинг «Powerful teaching tools: Как сделать учеников самостоятельными и мотивированными? 15 мощных стратегий на каждый день». Приглашенный эксперт – Мырзабекова Аяш, сооснователь маркетплейса Teachers Lab, учитель английского языка в школе IQanat, методолог. Учителя математики взглянули на вопрос «Как провести успешно каждый урок математики?» с нового ракурса: математика не изменится, учитель может поменяться. Тренер Құралай Құрманова – учитель математики IQanat High school of Burabay, магистр образования Университета Сулеймана Демиреля.
Учителя начальных классов познакомились с педагогическими техниками на тренинге «Социоигровая практика: становление soft skills у младших школьников». Приглашенный тренер Юлия Лебедева – эксперт в проектной и исследовательской деятельности педагогов, создатель образовательного телеграм-канала по обучению педагогов «Слоны и дети».
Психологи школ приняли участие в программе обучения общественного объединения «Қадір-қасиет» в области защиты детей от буллинга.
– Есть ли обратная связь с участниками? Что они говорят?
– Вот уже несколько дней наши чаты, вотсапы наполнены позитивом, есть много благодарностей от коллективов школ, менторов проекта. Благодарим всех за теплые отзывы! В то же время мы получаем и много рефлексии от участников проекта. Коллективы школ готовы работать далее над своими стратегиями. Пришло время перейти от лидерства к созиданию. И это сильно мотивирует. Мы будем также продолжать работать со школами. Это наша миссия.
– Алмагуль Медихатовна, наверное, рано говорить об итогах проекта. Тем не менее, вы как организаторы какое резюме можете сделать?
– В целом мы проанализировали итоги проекта. Видим результаты. Но это только начало. Школы только сделали свои первые шаги на пути к формированию стратегий. Стратегии создаются только коллективом школы с привлечением всех стейкхолдеров: учеников, родителей, выпускников и др. Мы будем продолжать встречи со школами, редизайнировать стратегии, будет продолжаться поиск ответов на волнующие вопросы.
Вначале, когда мы планировали проект, ставили цель по сокращению разрыва между городскими и сельскими школами в регионе. В рамках реализации проекта мы увидели приятную тенденцию: многие сельские школы не уступают городским школам и в чем-то можно учиться у них. Поэтому изначальная задача проекта создать партнерские школы, которые в тандеме будут обучаться друг у друга, нами достигнута, чему мы бесконечно рады.
– Спасибо за интервью. Спасибо за креативные идеи, направленные на трансформацию образования!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Актау – Астана