Алмагуль КАНАГАТОВА: «Наша цель – достичь тандема городских и сельских школ»

В конце ноября в Мангистауской области были подведены итоги уникального менторского проекта «Формирование стратегий развития команд-партнеров школ «город-село» Мангистауской области». В течение полугода городские и сельские школы прикаспийского региона изучали лучшие образовательные практики и разрабатывали собственные стратегии развития. Что из этого вышло, мы увидели на публичной презентации, которая состоялась 29 ноября 2022 года перед экспертами в образовании, представителями областного акимата и управления образования Мангистауской области.

Для того чтобы нашим читателям было понятно, о чем идет речь, мы попросили доктора философских наук, руководителя образовательных программ Eurasian Center for People Management, эксперта по трансформации школ Алмагуль Канагатову рассказать подробней о том, что происходило в течение 6 месяцев.

– Алмагуль Медихатовна, хочу поблагодарить вас и вашу команду за возможность быть свидетелем такого уникального проекта. Скажите, чем объясняется интерес к сфере образования?

– Ляззат Максутовна, спасибо вам за внимание к проекту. Да, расскажу подробно, с чего все начиналось. В сфере образования на сегодняшний день существует ряд проблем, требующих незамедлительного решения уже в ближайшие 3 года:

– дефицит кадров, связанный с естественным приростом населения и строительством новых школ (существующая потребность учителей для действующих школ и ожидаемый дефицит для 1000 новых школ к 2025 году);

– ненадлежащий уровень управленческих компетенций руководителей образовательных организаций – проблема остается актуальной и в мировой повестке дня;

– формирование нового запроса к содержанию образования со стороны общества и рынка труда. Роль школ здесь бесспорна. Необходимо создавать школы, которые заслуживают наши ученики, учителя и родители. Ведь у каждой школы есть своё лицо, свой характер, свои герои, свои сюжетные линии, своя философия, свои цели, своя миссия. Вы стали свидетелем публичной защиты стратегий 23 школ Мангистауской области.

– Почему именно Мангистауская область?

– Мы решили внести свой вклад в решение существующих проблем. Тем более, что системная политика управления образования Мангистауской области в реализации Национального проекта «BILIMDI ŪLT» и реализации задачи «Повышение уровня образовательных достижений обучающихся и сокращение разрыва между регионами, городом и селом по итогам PISA» и ценности компании Eurasian Center for People Management совпадают. Наш проект мы формировали очень вдумчиво. Даже по названию видите, оно очень длинное: «Формирование стратегий развития команд-партнеров школ «город-село» Мангыстауской области через менторство, определение индекса социального самочувствия работников школ (учреждений образования) и диагностику на цифровой платформе «Скиллфолио» построения индивидуальных траекторий развития». Мы уже неоднократно на страницах вашей газеты рассказывали об этапах: исследовали Индекс социального благополучия школы, провели диагностику сильных и слабых сторон каждого участника проекта и 1 класса в каждой из 23 школ. Затем провели обучение с приглашением лучших национальных и международных экспертов по тем запросам, которые были выявлены в процессе исследования. Команды школ со своими менторами создавали «Стратегию школы 22-25: переосмысление команды, новый путь к превосходству». Были назначены менторы, которые имеют опыт проектирования Стратегий школ: известные эксперты Алина Хаматдинова, Ляззат Булебаева, Нургуль Курманова, Шакарим Сейсенбай.

– На что направлен проект? Какие у него цели?

 – Ценность нашего проекта – разработка стратегий развития партнерских школ (город-село) и создание новой образовательной среды через менторство лучших практик.

Мы сразу обозначили цели слушателям: приготовьтесь превратить свою школу в историю успеха. Разработать амбициозное видение, миссию и набор основных ценностей, чтобы активизировать свой коллектив: сосредоточить внимание всех и создать настоящую ответственность за достижение целей. Превратить свою школу в историю успеха с помощью людей и ресурсов, которые имеются. Чтобы школа развивалась, как живой организм, каждому учителю, сотруднику и ученику важно чувствовать свою значимость в образовательном процессе.

В школах, ищущих свое «лицо», возрастает роль индивидуальных педагогических разработок. Они выступают как исходные основания при создании Стратегии школы, программы его развития.

В течение периода реализации проекта участвующие в нем школы «искали свое авторское лицо», свои подходы к обучению и воспитанию детей, свою авторскую линию к построению педагогического пространства.

– Кто является инициатором проекта?

– Инициировала этот проект я. Как только вошла в команду ECPM, заявила об этом на одной из рабочих встреч. Мы несколько месяцев проектировали данную программу, вложили в нее смыслы, видение. И не пришли с готовой программой в школы Мангистау. Мы с командой съездили в школы и сельские, и городские. Рассказали о своем проекте, провели презентацию. И 23 школы поверили в нас. Это очень ценно. Мы дорожим этим доверием.

– Какова роль учителей в этом проекте? И какую пользу они получают в итоге?

– Очень хороший вопрос. Роль учителя в школе – самая главная. И поэтому мы провели оценку уровня социального самочувствия и благополучия учителей и педагогических работников в каждой из 23 школ. На платформе SKILLFOLIO учителя освоили новые методы и приёмы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста. Обучение проходило в соответствии с планом диагностики и развития эмоционального интеллекта и soft skills слушателей для развития личной эффективности и профессионального роста. Очень благодарны Виктории Шиманской, автору программы, доктору психологии, эксперту в области развития эмоционального интеллекта и ее команде.

В то же время мы понимали, что нужна осознанная стратегия учителя к своей преподавательской деятельности. Изучив диагностику и проведя исследование, мы провели обучение по апгрейду урока с приглашением лучшего сингапурского тренера Лилии Мухаметшиной. Слушатели научились планировать и проводить уроки с фокусом на развитие в учениках навыков 4К: коллаборация, коммуникация, критическое мышление, креативность, внедряя простые эффективные инструменты и компетенции XXI века.

Учителя английского языка прошли тренинг «Powerful teaching tools: Как сделать учеников самостоятельными и мотивированными? 15 мощных стратегий на каждый день». Приглашенный эксперт – Мырзабекова Аяш, сооснователь маркетплейса Teachers Lab, учитель английского языка в школе IQanat, методолог. Учителя математики взглянули на вопрос «Как провести успешно каждый урок математики?» с нового ракурса: математика не изменится, учитель может поменяться. Тренер Құралай Құрманова – учитель математики IQanat High school of Burabay, магистр образования Университета Сулеймана Демиреля.

Учителя начальных классов познакомились с педагогическими техниками на тренинге «Социоигровая практика: становление soft skills у младших школьников». Приглашенный тренер Юлия Лебедева – эксперт в проектной и исследовательской деятельности педагогов, создатель образовательного телеграм-канала по обучению педагогов «Слоны и дети».

Психологи школ приняли участие в программе обучения общественного объединения «Қадір-қасиет» в области защиты детей от буллинга.

 

– Есть ли обратная связь с участниками? Что они говорят?

– Вот уже несколько дней наши чаты, вотсапы наполнены позитивом, есть много благодарностей от коллективов школ, менторов проекта. Благодарим всех за теплые отзывы! В то же время мы получаем и много рефлексии от участников проекта. Коллективы школ готовы работать далее над своими стратегиями. Пришло время перейти от лидерства к созиданию. И это сильно мотивирует. Мы будем также продолжать работать со школами. Это наша миссия.

Алмагуль Медихатовна, наверное, рано говорить об итогах проекта. Тем не менее, вы как организаторы какое резюме можете сделать?

– В целом мы проанализировали итоги проекта. Видим результаты. Но это только начало. Школы только сделали свои первые шаги на пути к формированию стратегий. Стратегии создаются только коллективом школы с привлечением всех стейкхолдеров: учеников, родителей, выпускников и др. Мы будем продолжать встречи со школами, редизайнировать стратегии, будет продолжаться поиск ответов на волнующие вопросы.

Вначале, когда мы планировали проект, ставили цель по сокращению разрыва между городскими и сельскими школами в регионе. В рамках реализации проекта мы увидели приятную тенденцию: многие сельские школы не уступают городским школам и в чем-то можно учиться у них. Поэтому изначальная задача проекта создать партнерские школы, которые в тандеме будут обучаться друг у друга, нами достигнута, чему мы бесконечно рады.

– Спасибо за интервью. Спасибо за креативные идеи, направленные на трансформацию образования!

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Актау – Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий