Поговори со мною, мама…
По данным Всемирной организации здравоохранения, с начала 90-х годов прошлого столетия во всем мире постоянно и неуклонно увеличивается число детей дошкольного возраста с выявленными нарушениями функции речи. Востребованность специалистов в области логопедии неуклонно возрастает с каждым годом. Почему детей, которые не спешат угугукать и люлюкать, становится все больше? Как помочь родителям вовремя распознать более серьезную проблему? Эти вопросы мы задали учителю-логопеду Нургуль Юсуповой.
– Нургуль Бауртаевна, одна из наиболее востребованных профессий сегодня – логопед. Как вы считаете, почему?
– Профессия логопеда сейчас действительно очень актуальна. Если раньше логопед работал непосредственно с дефектом речи, то сейчас его работа расширилась в разы.
В человеческом организме речевая деятельность напрямую связана с работой центральной нервной системы, то есть головного мозга. При различных нарушениях работы мозга в результате родовых или иных травм, отягощенной наследственности или иных патологий у ребенка возникают проблемы с памятью, мышлением, вниманием и другой психической деятельностью, выраженные в той или иной степени.
Современные нейробиологи доказали, что при нарушении функции речи впоследствии у ребенка развиваются и проблемы в области интеллектуального развития. Наиболее благоприятным и эффективным временем для устранения речевых нарушений считается детский дошкольный возраст.
Одно из главных условий для запуска речи – полноценное развитие остальных функций ребенка. Это проприоцептивная, вестибулярная, тактильная, обонятельная, сенсомоторная и другие функции. К сожалению, у современных деток они малоразвиты. Почему? Потому что ребенок с малолетства приучен к гаджетам. Нет полноценного развития. Вспомните свое детство. Мы играли в «бес құмалақ». Оказывается, эта игра развивает мелкую моторику рук. Или прыгали на сетке кровати и развивали свой вестибулярный аппарат. Играли с мячом – пожалуйста, моторная функция. Играли в куклы, а это развитие воображения.
Современный логопед развивает эти функции, чтобы запустился механизм речи.
Наше общество только начало ощущать большой, но очень страшный размах такого бедствия, как неразвитая речь ребенка или, еще хуже, отсутствие речи. И это очень страшно. Не хватает квалифицированных специалистов. До сих пор нет ясности в лечении и коррекции таких диагнозов, как аутизм, синдром Дауна.
– Как распознать на ранних стадиях, что ребенку нужна помощь логопеда?
– Есть определенные критерии, по которым мы можем распознать, идет ли развитие ребенка в соответствии с возрастом. Допустим, малыш гулит, издает звуки в раннем детстве, лопочет слогами в год, несколько слов в 2 года и т.д. Если такого нет, это сигнал. Также необходимо обратить внимание на появление звуков речи в онтогенезе. Например, ранние звуки – Б, М, П. Также их отсутствие послужит маяком в развитии ребенка.
Родителям нужно быть внимательным к эмоциональному, психологическому, поведенческому фону ребенка. Мама обычно чувствует, что малышу нужна помощь. И это тоже мужество со стороны женщины – принять проблему и предпринять действия к ее решению. В первую очередь, это нормы в поведении и речи. Естественно, когда ребенок агукает, лопочет до 1 года, затем появляются слоги ба, ма, дай и т.п., при этом малыш активен, подвижен, ярко выражает эмоции, любознателен, это значит, что ребенок развивается в норме.
Тревожный звонок, когда ребенок не откликается на свое имя, не показывает эмоции (радость, интерес, гнев и т.п.); как бы «зависает» на одной деятельности, т.е. нет интереса к другим играм, деятельности. Случай, когда нужно насторожиться родителям ребенка уже возрастом постарше, это когда у ребенка «каша» во рту, то есть понимают его речь только мама и родные.
Если родители действительно чутко и ответственно относятся к развитию своего малыша, они поймут, что с ним что-то не так. Главное условие вовремя начатого лечения и корректировки – не закрывать глаза на проблему, а идти к специалистам.
Наследственность тоже играет немаловажную роль. У меня, например, девочка 4-5 лет ходит на занятия, шустрая, говорит очень неразборчиво. В разговоре с воспитателем выясняется, что у мамы такая же неразборчивая речь, только в меньшей степени, чем у дочери.
– Можно ли самостоятельно, без помощи специалиста помочь ребенку?
– Если речь идет о небольшой корректировке звуков, то вполне. На просторах интернета есть масса полезной информации. Главное – не навредить ребенку. Если речь идет о серьезных нарушениях, то нужна помощь специалиста.
– Скажите, это правда, что мультфильмы плохо влияют на развитие речи ребенка?
– По данным исследования, у детей, которые ежедневно проводят перед телевизором по несколько часов в день, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью, задержка речевого развития и скудность словарного запаса, у них снижен познавательный интерес к окружающему миру.
На первый взгляд непонятно, как телевизор может тормозить формирование речи, если с экрана постоянно слышится та самая человеческая речь и ребёнок повторяет фразы и песенки из мультиков. Но детский мозг устроен так, что для полноценного развития ему необходимо живое общение, которое задействует не только слух, но и органы чувств малыша. Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. И включаться в общение не только действиями, но и мыслями и чувствами.
В возрасте около 2 лет ребёнок не только слышит и понимает обращённую к нему речь, но и пытается отвечать на нее. Но если речь не обращена к ребёнку, скорее всего, он не будет на неё реагировать, ведь действие на экране не требует ответа, оно не комментирует его реальные действия, не разделяет впечатления. Экранная речь никогда не будет «своей», поэтому дети и молчат, выражая свои мысли жестами и криками. Нет формирования и внутренней речи, в которой свершается мышление, представление, воображение, все то, что является основой внутреннего мира человека! У детей не формируется стремление к цели, им трудно удерживать в голове содержание, все это может привести к дефициту внимания, которое проявит себя при обучении ребёнка. Ему будет сложно воспринимать информацию на слух, он не может удерживать нить повествования и связывать текущие и предшествующие события между собой, ребёнок не может воспринять текст целостно, поэтому ему не интересно читать и слушать детские книги. Его интересует только яркая, мелькающая картинка на экране.
Фантазия и воображение у детей не развиваются, они не стремятся делать открытий, у них нет активного интереса к общению со сверстниками, ведь есть телевизор, который все покажет и без участия с их стороны.
Сейчас мы живем в век информационных технологий. Гаджеты заполонили нашу жизнь. Мы все повально зависимы от новомодных гаджетов. И это очень пугает. Зачастую родители сами сильно зависимы от телефона, не то что ребенок. И важно в тотальной зависимости от гаджетов не упустить плодотворное время развития нашего малыша. Речь – это высший психический процесс, и чтобы дойти до вершины пирамиды развития, нужно развить фундамент. Это и подвижные игры с малышом, и задания на логику, внимание, координацию тела в пространстве, развитие обоняния, вкуса и т.п. В интернете масса заданий, упражнений. Главное не лениться. Вспомните, как вы росли в детстве? Сможешь воссоздать такое детство своему малышу, и тогда малыш вырастет умным, здоровым.
– Только ли упражнения на мелкую моторику влияют на развитие речи?
– Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончиках пальцев». Ребенок должен резать, рисовать, лепить, комкать, шуршать, мять и т.п. Тогда у него развивается мышление. Если у ребенка подвижны пальчики, значит, и речь развивается без проблем.
Современная индустрия одежды облегчает нашу жизнь. Обратите внимание, сейчас мало одежды на пуговицах, обувь на липучках (нет шнуровок), нет замков. Наши дети не умеют застегиваться, шнуроваться. На своей практике вижу, как ребенку тяжело завязать узелок на первый раз, не говоря уже о том, чтобы завязать бантиком.
Поэтому родителям нужно самим помогать детям. Дома пересыпать крупу, играть с прищепками, завязывать шнурки, нанизывать крупные бусы, прыгать в скакалки, прыгать на батутах и т.п. Благо, сейчас все есть. Главное – заинтересованность родителя судьбой своего малыша.
Поверьте, если ребенок полноценно развивает свои функции, речь пройдёт вовремя.
– Но только ли в этом панацея, чтобы перебирать крупы и бусы?
– Соглашусь, у огромного количества родителей запуск речи прочно ассоциируется с мелкой моторикой. Дети сидят, перебирают всё это, стараются. А речи как не было, так и нет. Почему же? Секрет прост.
Речь действительно «включается» с помощью моторики, но не только мелкой, но и крупной.
Чтобы речь пошла, ребенку необходимо бегать, прыгать, качаться, лезть по лестнице, ползти, кидать и ловить мяч, тянуть канат, ходить по бордюрам, учиться управлять своим телом и становиться ловким.
В современной жизни дети очень мало двигаются, неговорящие дети в большинстве случаев имеют трудности именно в двигательной сфере, и это является причиной задержки.
Речь – это тоже движение, только не рук, ног, а артикуляционного аппарата. И это движение более тонкое и трудновыполнимое. Сказать «КА-ША» намного сложнее, чем прыгнуть и хлопнуть. Но если у меня не получается прыгнуть-хлопнуть, как же можно ждать от меня слова?
– Как логопед может понять, готов ли ребенок заговорить или есть проблема?
– Опираемся на нормы в развитии малыша. Выше я уже говорила – в 1 год гуление, агукание, открытые слоги – ма, ба, па, на и т.д. В 1-2 года – неполные слова, слоги, слова или имитация слов – дай, пи-пи, ням-ням. 2-3 года – пополнение лексического запаса, короткие предложения. К 5 годам в норме ребенок должен уметь выразить свою мысль предложениями.
Сейчас стало модным говорить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и его не надо торопить. Но логопед опирается на нормы. Положено ребенку в 3 года говорить и понимать, а он не говорит, значит, есть отклонение или отставание. К счастью, современные мамы это понимают и вовремя обращаются к специалистам.
– Спасибо вам за беседу. Пусть все дети будут здоровыми!
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА
Загрузка...