Центр психологической поддержки
В Алматы с недавнего времени действует Центр психологической поддержки Управления образования г. Алматы. О том, для чего создан, какие задачи стоят перед ним, рассказывает директор Центра, магистр социальных наук Венера КОКАНОВА, работающая в данной сфере более 21 года.
– Венера Сембековна, с какой целью создан Центр и какую миссию выполняет?
– В рамках исполнения поручения Главы государства и реализации Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия и был создан наш Центр психологической поддержки. Сейчас у здесь работают 8 методистов и 3 психолога-консультанта, оказывающих методическую и консультативную помощь участникам образовательного процесса. В дальнейшем штат Центра будет расширен до 50 специалистов.
– Я сегодня посетила ваш Центр и увидела, что задачи стоят большие…
– Да, уже сегодня в состав Центра входят отдел методической работы, отдел психологической работы, сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия». Хочу отметить, что к основным функциям Центра относятся организационно-методическое сопровождение, оценка эффективности и координация деятельности психологической службы в организациях образования, проведение мониторинга и анализа, оказание психолого-педагогической поддержки и помощи участникам образовательного процесса.
– Какие цели ставятся перед новым учреждением?
– В первую очередь, сохранение и укрепление психологического благополучия и повышение качества и доступности психологической помощи в системе образования г. Алматы. Наш Центр будет оказывать психологическую помощь детям и их родителям, в том числе дистанционно в рамках службы детского телефона доверия, педагогическим работникам. Также мы будем заниматься организационным и методическим сопровождением специалистов, оказывающих психологическую помощь участникам образовательного процесса, помогать в подготовке кадров. В компетенцию Центра также входит формирование и сопровождение деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), подготовка мобильных групп для работы в кризисных ситуациях. Также обеспечение работы по научно-методическому и информационному сопровождению специалистов организаций среднего и профессионально-технического образования. Плюс к этому практическое сопровождение педагогов-психологов для оказания психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
– Будет ли Центр оказывать содействие в повышении качества и доступности психологической помощи в организациях образования?
– Да, конечно. Речь идёт о стандартизации инструментов (психодиагностических методик и программ) педагога-психолога, участии в создании и развитии цифровых сервисов, применяемых в психологической службе в организациях образования. Кроме этого, мы будем участвовать в экспертной разработке материалов для совершенствования нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей деятельность специалистов психологической службы в организациях образования. Будем проводить мероприятия, направленные на выявление детей с аутоагрессивным, аутодеструктивным поведением. И, безусловно, мы ставим перед собой такую задачу, как выявление, масштабирование лучших моделей и практик, реализуемых психологической службой организаций образования Алматы.
– Это замечательная цель: лучшие опыты и практики всегда необходимо поддерживать, популяризировать, в том числе через СМИ. В целом как вы оцениваете работу психологических служб организаций образования Алматы?
– Чтобы дать адекватную оценку по этому вопросу, Центром будет проведен мониторинг с последующим принятием мер по их укреплению. Несомненно, оказание профессиональной психологической помощи зависит от уровня квалификации специалистов. Вместе с тем, в городе имеется дефицит квалифицированных педагогов-психологов. Так, по состоянию на 5 октября 2024 года в 216 алматинских общеобразовательных школах работают 383 психолога, в то время как потребность составляет 203, из расчёта один психолог на 500 детей. В целях повышения квалификации специалистов психологических служб необходимо проведение обучения современным технологиям психологического сопровождения.
– Поскольку Центр психологической поддержки создан относительно недавно, какие ещё стоящие задачи вы бы отметили?
– Центром будет проведен мониторинг оказания услуг компаниями по обучению педагогов-психологов овладения актуальными технологиям психологической помощи. Кроме того, нами будет усовершенствована программа, направленная на выявление учащихся с суицидальным поведением и намерениями. Разработан план разноуровневой работы по диагностике эмоционального настроения и уровня тревожности несовершеннолетних. Будут созданы лаборатории для выявления учащихся, входящих в группу риска с суицидальным поведением, мыслями, имеющими попытки самоубийства. К сожалению, повсеместно, не только в Алматы, проблемы психологического благополучия подрастающего поколения вызывают нашу общую обеспокоенность, и не стоит закрывать глаза на существующие проблемы современной действительности. Центром будет создана мобильная и десантная группа психологов по оказанию профилактической, консультационно-коррекционной помощи учащимся, склонным к суицидальному поведению. Хочу отметить, что для обеспечения безопасности детей в интернете, социальных сетях будет активизирована социально-психолого-педагогическая работа со школьниками, родителями в формате классных часов, родительских собраний.
– Что ж, очень своевременные задачи, желаем успешной работы вашему Центру, пусть все поставленные цели будут реализовываться во благо всех школьников, родителей, педагогов, всего общества!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Алматы – Астана