Закон о статусе педагога был вынужденной мерой
Депутат Мажилиса Парламента VI и VII созывов, кандидат в депутаты Мажилиса Парламента РК по партийному списку от Народной партии Казахстана, заместитель председателя НПК Ирина Смирнова известна большому кругу казахстанских педагогов. Оно и понятно, ведь, находясь в Парламенте, Ирина Владимировна была одним из тех депутатов, кто не проявляет равнодушия к происходящему и не замалчивает существующие проблемы. Несмотря на плотный график встреч и поездок по регионам Ирина Владимировна выкроила время, чтобы откровенно ответить на вопросы «Білімді ел – Образованная страна».
– Ирина Владимировна, Вас знают как депутата «от образования», скажите, с какими запросами, проблемами обращаются к вам чаще всего?
– В последнее время учителя обращаются по поводу аттестации, по поводу тех правил, которые постоянно меняются. К ним невозможно приспособиться и понять, как работать дальше. Пройти аттестацию действительно очень сложно. Более того, она не является мерилом качества преподавания, как считают учителя, и я с ними полностью согласна
Здесь не исследуется качество знания учителем своего предмета. Какой-то надуманный набор вопросов, которые не могут в полной мере оценить мастерство учителя. Если учитель не может пройти переаттестацию по состоянию здоровья или он уже является учителем-мастером и считает, что его мастерство подтверждено качеством образования, то почему он должен снова пересдавать этот тест? А в том случае, если он его не пересдаст, то он возвращается к истокам. Сначала на учителя модератора, затем исследователя и только потом учителя-мастера. Такого подхода нет ни в одной профессии! Если, к примеру, в полиции человек стал полковником, то, чтобы ему снова стать лейтенантом, надо сильно «постараться». А у нас же полностью обнуляется весь стаж и мастерство учителя на уровень выпускника вуза.
Создается непонятная ситуация, возникают вопросы: для чего такая аттестация? А ведь от нее зависит размер заработной платы.
Вторая проблема, тоже касающаяся аттестации, относительно тех учителей, которые работают, например, в музучилище, музыкальной школе. Они тоже должны пройти аттестацию, при этом они вообще не сдают свой предмет, например, флейта или фортепиано. Им еще трудней пройти эту ступень, потому что заданные параметры и требования не соответствуют их квалификации!
Там много факторов, которые могут способствовать коррупции.
Такой подход полностью противоречит закону о статусе учителя.
Если учителя не уважает профильное министерство, о чем вообще может идти речь! Если во главу угла ставится не качество образования, а какие-то категории, которые не касаются качества…
– Как Вы оцениваете разделение министерства образования на просвещение и науку?
– Я с большой радостью восприняла разделение министерства. Потому что МОН несло ответственность за будущее страны, влияло на то, как будет устроено образование и кого мы будем готовить. И любая ошибка приводила к мультипликативному эффекту этой ошибки. Содержание программ учебников, подготовка преподавателей – все это находилось в одном министерстве и касалось всех ступеней образования.
Теперь же есть вероятность того, что ошибка в одном министерстве не будет влиять на деятельность другого. Меньше вероятность того, что отрицательные последствия будут во всем образовании.
– На Ваш взгляд, Закон о статусе педагога оправдывает ожидания? То есть он именно то, что нужно для улучшения профессионального, социального положения педагогов?
– Народная партия Казахстана с самого начала активно работала над разработкой законопроекта о статусе педагога. Именно мы продвигали этот законопроект, чтобы учитель занял ту высоту, которую он должен занимать в обществе. Однако я не думаю, что такие законы нужны. Его приняли в связи с тем, что положение учителя было плачевным. Дошло до того, что учителя использовали как рабочего. Даже привести пример с Павлодаром, где город был поделен на квадраты и ответственными за их чистоту были школы. Учителя убирали улицы! Называли все это красивым словом «субботник», в то время как учителя были в роли дворников.
И таким образом акимат учителей использовал как рабочую силу. Сейчас таких случаев стало меньше благодаря закону, в котором прописана ответственность чиновников за использование учителей на выполнение несвойственных им функций.
Но в целом надо с уважением относиться ко всем работам. И должна быть достойная зарплата и работа в рамках Трудового кодекса. Когда ситуация выправится, уверена, такой закон будет не нужен.
– Благодаря этому закону стала повышаться и зарплата учителей...
– Народная партия Казахстана постоянно поднимала вопросы о заработной плате педагогов. Мы начинали с того времени, когда зарплата учителей была 70 тысяч тенге, сейчас же она доходит до 600-700 тысяч тенге. Педагоги получают санаторно-курортные выплаты. Это одно из достижений НПК, которая указывала на эти проблемы.
– Впервые в истории школы в этом году учебный год продлится до 1 июня. Как вы на это смотрите?
– Я выступала против продления учебного года, когда взяли и уменьшили каникулы после трудной 3 четверти. Они были разгрузкой, в пору авитаминоза детям надо отдохнуть, набраться сил. И уж тем более продление учебного года до 1 июня – абсолютно не продуманное решение.
На юге республики уже в мае будет невыносимая жара, особенно в школах, где нет ни кондиционеров, ни вентиляторов. Воздух не обогащается кислородом, а в классах сидят по 40 детей. И поэтому мне непонятно, почему не думают о здоровье детей и учителей?
На мой взгляд, надо было предусмотреть все риски, и только потом принимать решение.
– Как Вы считаете, почему рядом с каждой школой есть несколько образовательных центров, куда дети идут после или до уроков и осваивают школьный материал уже более подробно, детально? На Ваш взгляд, это норма, когда ученик недобирает знания в школе и платит деньги за то, чтобы дополучить их вне школы?
– Действительно, наши школы «обросли» продленками. Дети отбывают время в школе, потом идут на продленку, где изучают школьный предмет. Тогда вообще непонятна роль школы! Ребенок занимается вдвойне – 5 часов в школе, потом на дополнительных занятиях. Нет отдыха, некогда играть, бегать, развиваться. Все это говорит о недостаточном качестве преподавания в школе.
Тогда, может, деньги, выделяемые в школу, надо направлять в продленки, где результат полученных знаний выше?
– Многие родители и учителя считают, что главная проблема сейчас – это зависимость детей от гаджетов. Вы с этим согласны? И какие бы другие проблемы Вы назвали, которые педагогам надо решать в первоочередном порядке?
– Я не считаю проблемой зависимость от гаджетов. Это проблема семьи. Дети привыкают, что родители не занимаются ими. И пользуются смартфонами ровно столько, сколько позволяют родители.
На мой взгляд, у учителей есть другие проблемы, поактуальней: как находить общий язык с детьми, выходы из разных ситуаций, как работать без создания авторитарной среды, быть наставником, нести вечное, доброе…
– Ирина Владимировна, Вы ведь учитель биологии? Сейчас заглядываете в учебник биологии? Что можете сказать о качестве учебного материала?
– Я считаю, что биология – важный школьный предмет. Наравне с химией она дает представление об окружающем мире, о том, как устроен организм. Это объясняет жизненные процессы. Ранее биология преподавалась основательно, и, становясь взрослыми, люди эти знания применяли в жизни.
Например, все понимали, почему надо делать прививки. Сейчас молодые родители часто отказываются прививать детей еще и потому, что не понимают, как это работает. Сейчас мужчины обвиняют женщин, если рождаются одни девочки, хотя в биологии есть объяснение того, что мужчины отвечают за рождение мальчиков.
Все эти невыученные темы ведут население к архаизации. Они облачают незнания в различные мифы. Таких примеров, когда детей лечат у знахарей, в нашей стране, к сожалению, немало. А все оттого, что знания родителям надо давать начиная со школьной программы.
Снижение качества образования приводит к таким плачевным вещам.
– Вы согласны с тем, что директор школы не должен долгое время работать на одном месте?
– Я придерживаюсь того, что директор – не вечная должность. Сменяемость должна быть. Если человек справляется со своими функциональными обязанностями, то можно рассматривать вопрос о его переводе в другую школу на аналогичную должность.
Надо понимать, что директор, который работает 20 лет в одном месте, начинает путать эту школу со своей собственной. Если раньше у школ не было доступа к деньгам, потому что все школы, и городские, и сельские, снабжались одним и тем же учебным материалом, то сейчас идет подушевое финансирование, и есть большая вероятность коррупционных рисков. Когда 5 лет вместе работают директор, бухгалтер и завхоз, может сформироваться заинтересованная группа…
Такое мы видим сплошь и рядом. Поэтому обязательно должна быть сменяемость. Когда приходит новый директор, он может принести развитие школе, новое дыхание.
На мой взгляд, нужно готовить кадровый резерв, директорский корпус.
Такая практика распространена во многих странах: Финляндии, Сингапуре, Южной Корее. Таким образом, в школу будет приходить подготовленный руководитель, и в выигрыше будут все: и образовательный процесс, и учителя, и, конечно же, дети.
– Какие проблемы в образовании Народная партия Казахстана выносит на первый план сегодня?
– Остаются открытыми вопросы по заработной плате воспитателей. Сейчас очень много говорят о том, что должна улучшиться ситуация в дошкольных организациях образования, что там должны работать лучшие представители общества. Но если там заработная плата всего 80 тысяч тенге, то о каком повышении качества может идти речь? Это еще хорошо, что есть люди, которые любят детей, знают свою работу и идут на нее даже за маленькую зарплату. Поэтому это следующая задача, которую мы ставим перед собой.
Достаточно еще проблем и в науке, и в высшем образовании. Иногда преподаватели вузов получают зарплату ниже, чем учителя средних школ. И если мы хотим, чтобы доктора PhD, профессора искали научные идеи, продвигали их в жизнь, то мы должны обеспечить им достойные условия труда, достойную оплату.
Народная партия Казахстана ставит перед собой задачу изменить подход к этим вопросам.
– Спасибо вам, Ирина Владимировна, за интервью! С наступающим праздником 8 марта!
Миргуль Джилкишинова
Загрузка...